Урок-путешествие по природоведению в 5 классе по теме: «Жизнь на планете ОКЕАН»
Цели и задачи урока: 1. Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним. 2. Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас. 3. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода. 4. Создать условия для самореализации учащихся через создание и защиту творческих мини-проектов.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование и материалы: таблицы с изображением обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов, листы формата А3, фломастеры, бэйджи с именами для учащихся. Учебники, тетради, фломастеры или цветные карандаши. Аудиозаписи «Звуки дельфинов», «Звуки китов», «Звуки воды и крики чаек» (фоновое сопровождение урока).
Методы обучения и формы работы: - частично-поисковый (эвристический) - проблемный - групповой - игровой
Этапы урока: 1. Организационный момент – 2 2. Самоопределение к деятельности – 2 мин. 3. Интеллектуальная разминка – 2 мин. 4. Открытие новых знаний и применение – 15 мин.: • актуализация знаний учащихся • самостоятельная работа с учебниками и дополнительной литературой по изучению нового материала • работа в группах по созданию выпуска газеты «Обитатели морей и океанов» 5. Обобщение, итог урока – 5 мин. 6. Домашнее задание – 2 мин. 7. Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
Деятельность участников урока на каждом этапе
1 этап – организационный – 3 мин. распределение по группам До начала урока учитель предлагает учащимся выбрать карточки с изображением обитателей морей и океанов. Столы в кабинете расставлены так, чтобы можно было работать по группам. На столах стоят таблички с изображениями животных, соответствующие тем, которые выбрали учащиеся: - обитатели сообщества поверхности воды - обитатели сообщества толщи воды - обитатели сообщества кораллового рифа - обитатели глубоководного сообщества - обитатели донного сообщества
Учащиеся выбирают карточки и рассаживаются за те столы, на которых стоят соответствующие таблички. Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки, цветные карандаши или фломастеры.
Обсуждение правил работы на уроке Учитель: Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы (слайд на экране): 1) Закон 0:0 - точности 2) Закон един, говорит один (уважай говорящего) 3) Закон инициативы • Не согласен – возражай • Возражаешь – предлагай • Предлагаешь - делай 4) Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке) Учитель: Согласны ребята? Тогда начинаем урок
2 этап – самоопределение к деятельности – 3 мин. Учитель: - Ребята, как называется наша планета? - А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему? - Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН. Варианты ответов учащихся: воды на земле больше, чем суши
И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями. Тема нашего урока: Жизнь на планете ОКЕАН (запись на доске, на слайде)
Учащиеся: планета Земля
3 этап - интеллектуальная разминка – 4 мин. Учитель: А сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов). 1. По волнам гуляет зонтик, Если встретите – не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется как крапива. (Медуза)
2. Без воздуха живет она И, как могила, холодна. Не пьет, хотя в воде сидит, В броне, хотя и не звенит. (Рыба)
3. Он плавает на дне глубоком, А иногда — у берегов. Он своим могучим током Разгоняет тьму врагов. (Скат)
4. В глубине, где тишь и мгла, Море штопает игла. (Рыба-игла)
5. Люд морской встревожен - Меч плывет без ножен. (Рыба-меч)
6. По сути зверь – а с виду рыба, Огромен, я его боюсь. А догадаться вы смогли бы, Кто пищу цедит через ус? (Кит)
7. Зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он - "морской бандит". Мускулисты его скулы, Остерегайтесь встреч с… (Акулой)
8. Подставляя людям спины В море нас спасут… (Дельфины)
9. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я - … (Осьминог)
Ребята отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных. 4 этап - открытие новых знаний и применение – 15 мин. актуализация знаний учащихся Учитель: Океан похож на многоэтажный дом. Попробуйте назвать этажи этого удивительного дома со множеством жителей. Варианты ответов детей: - дно - толща воды (маленькая глубина) - коралловые рифы - поверхность воды - глубина
Я думаю, что вы, изучив изображенных животных на своих карточках, уже определили, кто из Вас жителей какого этажа будет изучать.
Ребята: Да
Самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами по изучению нового материала – 15 мин.
Учитель: А сейчас я предлагаю Вам следующее задание. У Вас на столах лежат листы с незаполненными схемами и конверты с изображениями подводных жителей. Есть также фломастеры и клей.
Ваша цель – выпустить биологическую газету «Обитатели морей и океанов» и представить её другим группам.
Для этого Вам нужно: - изучить материалы учебника и дополнительной литературы, заполнить схему на листах: 1. особенности образа жизни представителей вашего сообщества в океане 2. форма тела 3. особые приспособления 4. способы питания - оформить рубрику «Эти необычные животные», используя картинки с изображением животных вашего сообщества; - придумать оригинальное название газеты, отражающее суть изучаемого Вами сообщества.
На эту работу Вам дается 10-15 минут и по 1-2 минуты на защиту ваших газет. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания. Ребята, сегодня на уроке мы изучали жителей планеты Океан. Давайте подведем итоги! Учащиеся стараются определить, какие из предложенных им обитателей относятся к их сообществу на основании материалов учебника и дополнительной литературы. По окончании времени работы представители групп выходят к доске и защищают свои газеты в течение 1-2 минут. Во время защиты работы групп на экране появляются слайды с представителями соответствующих сообществ.
5 этап – обобщение – 7 мин. (звучит звук входящего сообщения системы ICQ) Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого. (на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля). Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан? Ребята читают письмо, стараются найти ошибки.
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана. На уроке мы изучили 5 сообществ океана, которые являются так называемыми «этажами». (на экране появляется дом «Океан») Как вы считаете, обитатели какого сообщества живут на каждом этаже?
Варианты ответов учащихся: 1 этаж (фундамент) – донное сообщество 2 этаж – сообщество кораллового рифа 3 этаж – глубоководное сообщество 4 этаж – сообщество толщи воды 5 этаж – сообщество поверхности воды
Учитель: Ну, вот мы с Вами и закончили наше первое путешествие по планете ОКЕАН. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки. Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе группы, поставьте себе оценку «5». Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4».
6 этап – домашнее задание – 3 мин. Ваше домашнее задание – подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира.
7 этап – рефлексия – 5 мин. Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда приклейте на доску листочек желтого цвета. Если вам что-то не понравилось, приклейте на доску листочек зеленого цвета. Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания! Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску.