Воскресенье, 27 Ноя 2022, 19:13
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51581


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Урок-путешествие по природоведению в 5 классе по теме: «Жизнь на планете ОКЕАН»
Цели и задачи урока:
1. Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
2. Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас.
3. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода.
4. Создать условия для самореализации учащихся через создание и защиту творческих мини-проектов.

Тип урока:
Урок изучения нового материала.

Оборудование и материалы: таблицы с изображением обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов, листы формата А3, фломастеры, бэйджи с именами для учащихся. Учебники, тетради, фломастеры или цветные карандаши. Аудиозаписи «Звуки дельфинов», «Звуки китов», «Звуки воды и крики чаек» (фоновое сопровождение урока).

Методы обучения и формы работы:
- частично-поисковый (эвристический)
- проблемный
- групповой
- игровой

Этапы урока:
1. Организационный момент – 2
2. Самоопределение к деятельности – 2 мин.
3. Интеллектуальная разминка – 2 мин.
4. Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:
• актуализация знаний учащихся
• самостоятельная работа с учебниками и дополнительной литературой по изучению нового материала
• работа в группах по созданию выпуска газеты «Обитатели морей и океанов»
5. Обобщение, итог урока – 5 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
7. Рефлексия – 2 мин.

Ход урока

Деятельность участников урока на каждом этапе

1 этап – организационный – 3 мин.
распределение по группам
До начала урока учитель предлагает учащимся выбрать карточки с изображением обитателей морей и океанов.
Столы в кабинете расставлены так, чтобы можно было работать по группам.
На столах стоят таблички с изображениями животных, соответствующие тем, которые выбрали учащиеся:
- обитатели сообщества поверхности воды
- обитатели сообщества толщи воды
- обитатели сообщества кораллового рифа
- обитатели глубоководного сообщества
- обитатели донного сообщества

Учащиеся выбирают карточки и рассаживаются за те столы, на которых стоят соответствующие таблички.
Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки, цветные карандаши или фломастеры.

Обсуждение правил работы на уроке
Учитель: Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы (слайд на экране):
1) Закон 0:0 - точности
2) Закон един, говорит один (уважай говорящего)
3) Закон инициативы
• Не согласен – возражай
• Возражаешь – предлагай
• Предлагаешь - делай
4) Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке)
Учитель: Согласны ребята? Тогда начинаем урок

2 этап – самоопределение к деятельности – 3 мин.
Учитель: - Ребята, как называется наша планета?
- А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?
- Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.
Варианты ответов учащихся: воды на земле больше, чем суши

И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями. Тема нашего урока:
Жизнь на планете ОКЕАН (запись на доске, на слайде)

Учащиеся: планета Земля

3 этап - интеллектуальная разминка – 4 мин.
Учитель: А сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов).
1. По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива. (Медуза)

2. Без воздуха живет она
И, как могила, холодна.
Не пьет, хотя в воде сидит,
В броне, хотя и не звенит. (Рыба)

3. Он плавает на дне глубоком,
А иногда — у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (Скат)

4. В глубине, где тишь и мгла,
Море штопает игла. (Рыба-игла)

5. Люд морской встревожен -
Меч плывет без ножен. (Рыба-меч)

6. По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус? (Кит)

7. Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - "морской бандит".
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (Акулой)

8. Подставляя людям спины
В море нас спасут… (Дельфины)

9. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (Осьминог)

Ребята отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных.
4 этап - открытие новых знаний и применение – 15 мин.
актуализация знаний учащихся
Учитель: Океан похож на многоэтажный дом. Попробуйте назвать этажи этого удивительного дома со множеством жителей.
Варианты ответов детей:
- дно
- толща воды (маленькая глубина)
- коралловые рифы
- поверхность воды
- глубина

Я думаю, что вы, изучив изображенных животных на своих карточках, уже определили, кто из Вас жителей какого этажа будет изучать.

Ребята: Да

Самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами
по изучению нового материала – 15 мин.

Учитель: А сейчас я предлагаю Вам следующее задание. У Вас на столах лежат листы с незаполненными схемами и конверты с изображениями подводных жителей. Есть также фломастеры и клей.

Ваша цель – выпустить биологическую газету «Обитатели морей и океанов» и представить её другим группам.

Для этого Вам нужно:
- изучить материалы учебника и дополнительной литературы, заполнить схему на листах:
1. особенности образа жизни представителей вашего сообщества в океане
2. форма тела
3. особые приспособления
4. способы питания
- оформить рубрику «Эти необычные животные», используя картинки с изображением животных вашего сообщества;
- придумать оригинальное название газеты, отражающее суть изучаемого Вами сообщества.

На эту работу Вам дается 10-15 минут и по 1-2 минуты на защиту ваших газет. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания.
Ребята, сегодня на уроке мы изучали жителей планеты Океан. Давайте подведем итоги! Учащиеся стараются определить, какие из предложенных им обитателей относятся к их сообществу на основании материалов учебника и дополнительной литературы.
По окончании времени работы представители групп выходят к доске и защищают свои газеты в течение 1-2 минут.
Во время защиты работы групп на экране появляются слайды с представителями соответствующих сообществ.

5 этап – обобщение – 7 мин.
(звучит звук входящего сообщения системы ICQ)
Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.
(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля).
Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?
Ребята читают письмо, стараются найти ошибки.

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.
На уроке мы изучили 5 сообществ океана, которые являются так называемыми «этажами». (на экране появляется дом «Океан»)
Как вы считаете, обитатели какого сообщества живут на каждом этаже?

Варианты ответов учащихся:
1 этаж (фундамент) – донное сообщество
2 этаж – сообщество кораллового рифа
3 этаж – глубоководное сообщество
4 этаж – сообщество толщи воды
5 этаж – сообщество поверхности воды

Учитель: Ну, вот мы с Вами и закончили наше первое путешествие по планете ОКЕАН. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки.
Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе группы, поставьте себе оценку «5».
Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4».

6 этап – домашнее задание – 3 мин.
Ваше домашнее задание – подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира.

7 этап – рефлексия – 5 мин.
Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда приклейте на доску листочек желтого цвета.
Если вам что-то не понравилось, приклейте на доску листочек зеленого цвета.
Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания! Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску.
Категория: Учителю биологии | Добавил: intuicia (19 Мар 2012)
Просмотров: 1867 | Рейтинг: 1.4/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
27 Ноя 2022
19:13


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz