Урок биологии в 6 классе «Процессы жизнедеятельности корневых систем растений»
Цель: 1. Обобщение и закрепление знаний о строении и значении корня в жизни растения; 2. Показать возможность использования этих знаний на практике. Задачи: 1. Закрепить знания по теме «Корень и корневые системы»; 2. Познакомить с гидропоникой – методом выращивания растений; 3. Выяснить, как осуществляются процессы жизнедеятельности корней растений; Оборудование: • Цифровой измерительный комплекс «Архимед» • 2 срезанных растения герани со стеклянными трубочками; • Растение бальзамин, политое чернильной водой; • Луковицы с развитой корневой системой; • Лучина; • Спички; • Пророщенные семена фасоли; Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний по теме. У доски работают 2 учащихся 1-й заполняет схему: корневые системы: 1)_____________ 2)_____________
Выбрать гербарии растений с нужными корневыми системами. 2-й подписывает части корня, используя тренажер на компьютере В это время весь класс делится на группы: 1-й ряд – составляет вопросы по внешнему строению корня и его функциям; 2-й ряд - составляет вопросы по внутреннему строению корня; 3-й ряд - составляет вопросы по теме видоизменения корней и их функции. Каждая группа задает по 2-3 вопроса, учащимся других групп. 3. Целеполагание. • Какие процессы обеспечивают жизнь каждого органа растения, а следовательно и всего растения? (ответы учащихся: рост, питание, дыхание….) • Каким общим термином можно назвать все эти процессы? (жизнедеятельность) Запишите в тетради тему нашего урока. • Какова цель нашего урока? • Что мы должны узнать сегодня на уроке? 4. Изучение нового материала. Опыт №1 «Корневое давление растений» После показа опыта учащимся задаются вопросы: • Почему в трубочке появилась вода? • О чем это свидетельствует? • Что заставляет воду подниматься наверх? Это корневое давление. Запись определения в тетрадь Корневое давление - это сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегу. Это давление должно быть достаточно большим, чтобы доставлять воду к вершине растения. Представьте себе гигантское дерево секвойя высотой 70 – 80 метров. А теперь послушайте стихотворение Ф.Сологуба В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору березы. И капли сока, точно слезы Текли прозрачною струей. После задаются вопросы: • О каком явлении говорится в этом стихотворении? • Что вытекает из ранки? Из ранки вытекает сок (пасока) – растворенный в воде сахар и питательные вещества. • Почему мальчика назвали злым? При потере сока дерево слабеет и может даже погибнуть. • Чтобы доказать, что питательные вещества, растворенные в воде поступают в растение через корень проведем опыт Опыт №2 «Растение, политое чернильной водой» • Может ли вырасти растение без почвы? Существует специальный метод выращивания растений на специальных растворах – гидропоника. Через растворы растение получает необходимые питательные вещества и воду. • Для чего нужна вода и питательные вещества? (для роста и развития) • Подведем итог. Какие условия нужны для того, чтобы рос корень и все растение существовало? ( кислород, вода, соли, температура) По ходу заполняется таблица: Процессы жизнедеятельности Что необходимо для процесса? Приемы и правила обработки почвы Питание Вода и питательные вещества Полив, внесение удобрений Дыхание Кислород (воздух) Рыхление Рост Образовательная ткань Пикировка и окучивание • Для чего нужен кислород? ( для дыхания) • Где корень берет кислород для дыхания? • Будет ли корневая система сосны, растущей на заболоченном участке, отличаться от корневой системы сосны, растущей в недостатке влаги? Почему? • Можем ли мы увеличить содержание кислорода в почве? Как? ( рыхление почвы) Опыт №3 «Дыхание корней» В стакан, где находится луковица с хорошо развитой корневой системой, опускают горящую лучину. • Для чего опускают лучину в сосуд с корнями? • Почему лучинка гаснет в сосуде с корнями? У нас в школе появилась цифровая измерительная лаборатория «Архимед». Она имеет специальный датчик, который позволяет определять содержание кислорода в разные моменты времени и изображает эти изменения в виде графиков. ( работа лаборатории и просмотр графиков) • О чем говорят показания графиков? ( уменьшается содержание кислорода в сосуде с корнями, а следовательно корни поглощают кислород для дыхания) • Как изменяются размеры корней в процессе жизнедеятельности? • В каком направлении растет корень? • За счет чего происходит рост корня в длину? Посмотрите на слайд. Это фото я сделала пару дней назад. Я нанесла на корень метки на одинаковом расстоянии друг от друга. А теперь посмотрите, что произошло? Результат у вас на столах. • Изменилось ли расстояние между метками? • На каком участке корня изменилось расстояние между метками? Почему? Вывод: в длину растет участок корня вблизи его верхушки, т.е. у корня верхушечный рост. • Что произойдет, если мы удалим этот участок корня? Этот метод называется пикировка – отщипывание кончика корня с целью увеличения количества боковых корней . • У каких культурных растений производят пикировку? (капуста) • Можем ли мы увеличить количество придаточных корней? Как? Этот метод называется окучивание • Какие сельскохозяйственные культуры мы окучиваем? (картофель, томат) 5. Рефлексия • Какие знания сегодняшнего урока вы будете применять в жизни? • С какими процессами жизнедеятельности корня они связаны? 6. Зарядка – закрепление материала Читаются утверждения. Если утверждение верное, то учащиеся поднимают руки вверх, если нет, то опускают руки вниз. Корни укрепляют растение в почве. Корень у растения всегда один. Растение в обычных условиях может жить и без корня. Корень – орган подземного питания. Корень поглощает из почвы только воду. 7. Домашнее задание 1-й уровень: составить правила ухода за комнатными растениями 2-й уровень: составить правила ухода за растениями, обеспечивающими оптимальную жизнедеятельность корней растений ( на примере картофеля и томата) 3-й уровень: составить правила ухода за комнатными растениями, картофелем и томатом. Сравнить. Найти сходство и различия.