Среда, 15 Май 2024, 22:00
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Урок биологии в 6 классе «Процессы жизнедеятельности корневых систем растений»
Цель:
1. Обобщение и закрепление знаний о строении и значении корня в жизни растения;
2. Показать возможность использования этих знаний на практике.
Задачи:
1. Закрепить знания по теме «Корень и корневые системы»;
2. Познакомить с гидропоникой – методом выращивания растений;
3. Выяснить, как осуществляются процессы жизнедеятельности корней растений;
Оборудование:
• Цифровой измерительный комплекс «Архимед»
• 2 срезанных растения герани со стеклянными трубочками;
• Растение бальзамин, политое чернильной водой;
• Луковицы с развитой корневой системой;
• Лучина;
• Спички;
• Пророщенные семена фасоли;
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме.
У доски работают 2 учащихся
1-й заполняет схему: корневые системы: 1)_____________ 2)_____________

Выбрать гербарии растений с нужными корневыми системами.
2-й подписывает части корня, используя тренажер на компьютере
В это время весь класс делится на группы:
1-й ряд – составляет вопросы по внешнему строению корня и его функциям;
2-й ряд - составляет вопросы по внутреннему строению корня;
3-й ряд - составляет вопросы по теме видоизменения корней и их функции.
Каждая группа задает по 2-3 вопроса, учащимся других групп.
3. Целеполагание.
• Какие процессы обеспечивают жизнь каждого органа растения, а следовательно и всего растения? (ответы учащихся: рост, питание, дыхание….)
• Каким общим термином можно назвать все эти процессы? (жизнедеятельность)
Запишите в тетради тему нашего урока.
• Какова цель нашего урока?
• Что мы должны узнать сегодня на уроке?
4. Изучение нового материала.
Опыт №1 «Корневое давление растений»
После показа опыта учащимся задаются вопросы:
• Почему в трубочке появилась вода?
• О чем это свидетельствует?
• Что заставляет воду подниматься наверх?
Это корневое давление. Запись определения в тетрадь
Корневое давление - это сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегу.
Это давление должно быть достаточно большим, чтобы доставлять воду к вершине растения. Представьте себе гигантское дерево секвойя высотой 70 – 80 метров.
А теперь послушайте стихотворение Ф.Сологуба
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы.
И капли сока, точно слезы
Текли прозрачною струей.
После задаются вопросы:
• О каком явлении говорится в этом стихотворении?
• Что вытекает из ранки?
Из ранки вытекает сок (пасока) – растворенный в воде сахар и питательные вещества.
• Почему мальчика назвали злым?
При потере сока дерево слабеет и может даже погибнуть.
• Чтобы доказать, что питательные вещества, растворенные в воде поступают в растение через корень проведем опыт
Опыт №2 «Растение, политое чернильной водой»
• Может ли вырасти растение без почвы?
Существует специальный метод выращивания растений на специальных растворах – гидропоника. Через растворы растение получает необходимые питательные вещества и воду.
• Для чего нужна вода и питательные вещества? (для роста и развития)
• Подведем итог. Какие условия нужны для того, чтобы рос корень и все растение существовало? ( кислород, вода, соли, температура)
По ходу заполняется таблица:
Процессы жизнедеятельности Что необходимо для процесса? Приемы и правила обработки почвы
Питание Вода и питательные вещества Полив, внесение удобрений
Дыхание Кислород (воздух) Рыхление
Рост Образовательная ткань Пикировка и окучивание
• Для чего нужен кислород? ( для дыхания)
• Где корень берет кислород для дыхания?
• Будет ли корневая система сосны, растущей на заболоченном участке, отличаться от корневой системы сосны, растущей в недостатке влаги? Почему?
• Можем ли мы увеличить содержание кислорода в почве? Как? ( рыхление почвы)
Опыт №3 «Дыхание корней»
В стакан, где находится луковица с хорошо развитой корневой системой, опускают горящую лучину.
• Для чего опускают лучину в сосуд с корнями?
• Почему лучинка гаснет в сосуде с корнями?
У нас в школе появилась цифровая измерительная лаборатория «Архимед». Она имеет специальный датчик, который позволяет определять содержание кислорода в разные моменты времени и изображает эти изменения в виде графиков.
( работа лаборатории и просмотр графиков)
• О чем говорят показания графиков? ( уменьшается содержание кислорода в сосуде с корнями, а следовательно корни поглощают кислород для дыхания)
• Как изменяются размеры корней в процессе жизнедеятельности?
• В каком направлении растет корень?
• За счет чего происходит рост корня в длину?
Посмотрите на слайд. Это фото я сделала пару дней назад. Я нанесла на корень метки на одинаковом расстоянии друг от друга. А теперь посмотрите, что произошло? Результат у вас на столах.
• Изменилось ли расстояние между метками?
• На каком участке корня изменилось расстояние между метками? Почему?
Вывод: в длину растет участок корня вблизи его верхушки, т.е. у корня верхушечный рост.
• Что произойдет, если мы удалим этот участок корня?
Этот метод называется пикировка – отщипывание кончика корня с целью увеличения количества боковых корней .
• У каких культурных растений производят пикировку? (капуста)
• Можем ли мы увеличить количество придаточных корней? Как?
Этот метод называется окучивание
• Какие сельскохозяйственные культуры мы окучиваем? (картофель, томат)
5. Рефлексия
• Какие знания сегодняшнего урока вы будете применять в жизни?
• С какими процессами жизнедеятельности корня они связаны?
6. Зарядка – закрепление материала
Читаются утверждения. Если утверждение верное, то учащиеся поднимают руки вверх, если нет, то опускают руки вниз.
Корни укрепляют растение в почве.
Корень у растения всегда один.
Растение в обычных условиях может жить и без корня.
Корень – орган подземного питания.
Корень поглощает из почвы только воду.
7. Домашнее задание
1-й уровень: составить правила ухода за комнатными растениями
2-й уровень: составить правила ухода за растениями, обеспечивающими оптимальную жизнедеятельность корней растений ( на примере картофеля и томата)
3-й уровень: составить правила ухода за комнатными растениями, картофелем и томатом. Сравнить. Найти сходство и различия.
Категория: Учителю биологии | Добавил: intuicia (19 Мар 2012)
Просмотров: 1447 | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
15 Май 2024
22:00


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz