Воскресенье, 19 Май 2024, 01:05
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Ландшафтное проектирование пришкольного участка
Проектирование – «вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего»
Пейдж

Предлагаемая разработка предназначена для учителей. Для работы с учащимися 9–10-х классов используется вся тематика разработки, в 6–7-х классах используются ее отдельные разделы. Возможна интеграция уроков изобразительного искусства, черчения, биологии, географии.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Актуальность организации пространства пришкольного участка послужила идее обучения учащихся основам проектирования ландшафтного дизайна.

Проектирование является творческой практической деятельностью учащихся, при которой происходит завершение процесса усвоения знаний и выдается готовый продукт-проект. Применение знаний в новой ситуации, моделирование элементов трудовой деятельности специалистов развивает творческий потенциал учащихся, креативные качества личности. Процесс усвоения знаний при создании проекта включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по алгоритму и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным.

Цели

1. Развитие творческой деятельности учащихся методом проекта.
2. Оказание практической помощи в благоустройстве пришкольного участка.
3. Воспитание у школьников бережного отношения к среде обитания.

Задачи

1. Изучение ландшафтного проектирования как вида деятельности.
2. Организация процесса проектирования среди учащихся по группам.

Базовые понятия

Дизайн (от англ. design – замысел, проект, чертеж, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.

В узком смысле дизайн – художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных предметов.

Эстетика – область художественной деятельности людей. Техническая эстетика изучает социально-культурные, эстетические и технические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей.

Составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования.

Ландшафт (от нем. Landshaft) в искусстве – изображение какой-либо местности, то же, что и пейзаж.

Ландшафт антропогенный – ландшафт, соз-данный в результате целенаправленной деятельности человека. Следствием может послужить изменение природного ландшафта.

Ландшафт географический – основная категория территориального деления географической оболочки (в широком смысле слова – синоним природного территориального комплекса любого ранга), одно из главных понятий физической географии и ландшафтоведения. Ландшафт однородный по условиям развития, состоит из морфологических частей (местностей, урочищ, фаций) и компонентов (горных пород, почв, растительности и пр.). Процессы обмена веществом и энергией между ними определяют структуру каждого ландшафта.

Ландшафт культурный – географический ландшафт, целенаправленно измененный хозяйственной деятельностью человека.

Немного истории

Ландшафтное искусство так же, как и архитектура, в своей основе предполагает создание искусственной (антропогенной) среды обитания. Древняя египетская цивилизация, зародившаяся и погибшая на берегах Нила, основывалась на пойменном земледелии с разливами и отливами великой реки, приносившей и влагу, и плодородный ил, и тучные урожаи лишь при умелой агротехнике. В основе последней лежало сезонное сооружение и разборка земляных плотин, формирование чеков для выращивания всевозможных культур. Эти чеки, сохранившиеся и в сегодняшнем прибрежном пейзаже Египта, вполне могут считаться самыми древними элементами ландшафтного искусства, которые с течением времени трансформировались в формы, существующие и до наших дней.

Делянка, засаженная исключительно съедобными и техническими культурами, со скромной хижиной для проживания по мере прогресса и накопления богатств постепенно трансформировалась в сад при египетском доме (сохранились упоминания о декоративных садах в IV–III тысячелетиях до н э.). В этих садах египтяне стремились создать максимально комфортные условия жизни, породив форму регулярного сада вокруг бассейна (первые изображения подобных садов известны в росписях Нового царства, начиная со II тысячелетия до н.э.).

ХVII и ХVIII вв. отмечены широким размахом садово-паркового строительства. Мода на садово-парковые ансамбли быстро распространялась по Европе и, наконец, достигла колониальной Америки. Первые колонисты, устраиваясь на новых землях, привносили свои идеи, вкусы и привязанности в создание садов и парков.

Проект ландшафтного дизайна

Проект ландшафтного дизайна – это комплект документов, состав которых может меняться и зависит от множества причин. В комплект документов обычно входит:

– генеральный план;
– дендроплан (посадочный чертеж с привязкой деревьев и кустарников);
– разбивочный и посадочный чертежи;
– ассортиментная ведомость посадочного материала;
– календарный план;
– график работ;
– смета;
– пояснительная записка.

Состав проекта может содержать разделы:

– подробно разработанные (с эскизами и планами) фрагменты участков сада, цветников, миксбордеров;
– план вертикальной планировки (план участка с указанием высот рельефа дорожки, террасирование рельефа);
– перспективные рисунки отдельных элементов ландшафта (спортивные площадки, малые архитектурные формы);
– комплект рабочих чертежей.

Этапы ландшафтного проектирования

1. Обследование состояния участка:

– визуальное;
– топографическая съемка;
– анализ почвы по агрохимическим показателям; – характеристика гидрологии участка;
– инвентаризация существующей растительности;
– инсоляционный анализ (освещение участка в разное время суток).

2. Разработка общей концепции, эскизное проектирование.

3. Проектно-конструкторская документация.

4. Реализация проекта.

Особенности проектирования ландшафта пришкольного участка учащимися

1. Проектирование осуществляется по группам.

2. В основе проектирования лежит работа с генеральным планом, который разбит на модули проекта: декоративно-оформительский, функциональный, благоустройства.

3. Объем выполненных графических работ зависит от сроков проектирования и поставленных задач.

4. Обязательно подведение итогов проектирования с учетом выполнения индивидуальных работ и по группам.

Генеральный план

Генеральный план – это чертеж, раскрывающий форму и границы участка, все существующие и проектируемые здания, постройки и сооружения, зеленые насаждения и водоемы, дороги и пр.
Генеральные планы выполняются в масштабах уменьшения – 1 : 400, 1 : 500, 1 : 1000. В верхнем левом углу генерального плана указывают направление сторон света или приводят диаграмму, называемую «розой ветров», показывающую направление, длительность и силу ветров, дующих в данной местности и раскрывающую количество ветреных дней в году, выраженное в процентах.

Алгоритм чтения генерального плана

1. Проанализировать границы и форму земельного участка, установить его площадь.

2. Определить ориентацию участка относительно сторон света.

3. Выяснить масштаб изображения.

4. Установить количество строений, их назначение и форму.

5. Определить размеры основного и всех остальных сооружений на участке, их ориентацию относительно сторон света.

6. Установить расположение и характер зеленых насаждений, цветников, клумб, водоемов.

7. Проанализировать дороги на участке и подъездные пути к нему.

Алгоритм составления и выполнения генерального плана

1. Выяснить размеры участка земли и его форму.

2. Выбрать рациональный масштаб изображения.

3. Выполнить очертания границ генерального плана земельного участка.

4. Обозначить ориентацию участка относительно сторон света.

5. Установить количество сооружений, их назначение, форму.

6. Продумать и выполнить на генеральном плане участка дороги и подъездные пути к нему.

7. Определить количество и характер зеленых насаждений, их место относительно строений, форму участков земли, отведенных под насаждения и водоемы.

8. Изобразить на генеральном плане и обозначить порядковым номером: главное здание, вспомогательные сооружения, зеленые насаждения, водоемы.

9. Выполнить отмывку акварельными красками и обвести чертеж генерального плана.

10. Заполнить таблицы экспликации и условных обозначений.

Элементы ландшафтного дизайна

Дорожки

Дорожки являются жизненно важным элементом всей композиции сада и придают ему индивидуальность. Даже материал, из которого сделаны дорожки, может повлиять на впечатление, производимое садом. Независимо от того, должна ли дорожка стать основным элементом сада или просто быть путем, по которому можно было бы пройти к садовому навесу, не замочив ног, все равно необходимо провести определенное планирование. В настоящее время садовые дорожки и тропинки отличаются по типам покрытия, мощения, применяемому материалу и технологии укладки.

Предлагаемые типы покрытий: плиточный, каменный, блочный, бетонный, деревянный, травяной и т.п. Варианты укладки: на песок, на цементный раствор, с бордюром, без бордюра, сплошной, островки и т.п.

Из всего этого нужно выбрать то, что больше всего подходит вашему саду, и определить, какими будут затраты. Натуральный камень (плитняк, гранит, базальт, порфир, песчаник) является лучшим материалом с эстетической и практической точек зрения. Красивые тона, разнообразие структуры и формата, а также степень обработки поверхности (от колотой до шлифованной) позволяют использовать камень и на широких площадках, и в тенистых аллеях. Другим распространенным материалом для садовых дорожек являются бетонные плиты. В настоящее время их производят в большом ассортименте по цветовой гамме, размерам и конфигурациям. Наиболее распространенные плиты – волна, шестигранник, кирпич, ракетка. Очень популярен клинкерный кирпич благодаря его невысокой стоимости, простоты укладки и теплых тонов. В новом виде появился на садовых дорожках декоративный бетон. Благодаря применению современных технологий и специальных добавок на его поверхности можно наносить рисунки любой конфигурации, различных цветов и оттенков. Он прочен и долговечен. Можно создавать на участке также травянистые дорожки. Все, что нужно для этого – глубокая обработка почвы, дренажный слой из песка или щебня и семена подходящей травосмеси. Трава на дорожке должна быть низкой, так что придется ее регулярно скашивать. Травянистые дорожки особенно хороши среди многоцветных рабаток.

Дорожки и тропинки на садовом участке имеют не только функциональное значение. Расчленяя сад на отдельные зоны, и одновременно связывая эти зоны между собой, они являются важными элементами художественно-эстетического решения сада. Форма и внешний вид дорожек должны органично вписываться в общую концепцию садового дизайна. Например, выложенная плитами строгая прямая дорожка никак не гармонирует с романтическими клумбами роз, но вполне уместна в саду формального стиля.

В лабиринте садовых дорожек существует своя иерархия. В зависимости от назначения ширина их различна. Так ширина основных дорожек, например пешеходной, ведущей к дому, должна составлять не менее 1,2–1,5 м, чтобы два человека могли прогуливаться по ней одновременно, не мешая друг другу. Для дорожек второстепенной значимости достаточно ширины не более метра, а между грядками – не более 0,5 м. Любая дорожка должна иметь небольшой склон в обе стороны от осевой линии, чтобы не застаивалась дождевая вода. На участке с неровным рельефом нужны ступени или лестницы.

При мощении садовых дорожек большое значение имеет укрепление их краев. Бордюр может быть высоким или низким, из дерева или из камня, скругленной формы или прямым, но в любом случае он должен гармонировать с дорожным покрытием. Устанавливают его в углубленную канавку еще до укладки щебня или гравия – основы поверхностного покрытия дорожки. Дно канавки должно быть ниже уровня дорожки и окружающей поверхности. Для бордюра, как и для самой дорожки, делают песчаное основание. Бортовые камни можно забетонировать, тогда бордюр будет наиболее прочным. Высоту бордюра определяете вы сами. Но имейте в виду, что с эстетической точки зрения наиболее эффектно выглядит дорожка, высота которой равна высоте газона.

Травянистые или песчаные дорожки, а также дорожки, посыпанные галькой или мульчей, могут иметь плавный переход к окружающим их клумбам и грядкам. Тогда кустистые и почвопокровные растения, разрастаясь, закроют границы дорожки, придавая ей естественную прелесть.

Цветники

Клумба может быть круглой, прямоугольной, овальной, квадратной, многоугольной формы. По краю клумбы можно сделать небольшую полосу (10–20 см) газона или бордюр (от франц. bord – край) из низкорослых растений.

При подборе растений необходимо учитывать:

– требования гармоничного цветового сочетания;
– характер роста и высоту отдельных растений (чем выше растения, тем ближе они должны располагаться к центру клумбы);
– в центре клумбы растения рекомендуется сажать редко, а по краям плотно;
– избегать излишней измельченности и сложности рисунка.

Бордюр по цвету должен отличаться от основного тона цветочной композиции. Назначение бордюра – подчеркнуть законченность того или другого типа цветочного оформления, он не должен быть слишком вычурным и выделяться. Бордюрные растения – низкорослые, растущие ровно, плотным кустиком, декоративно-лиственные или длительно цветущие, устойчивые к неблагоприятным условиям внешней среды (виды функии, хосты, камнеломки, маргаритки, анютины глазки, низкорослые бархатцы).

Рабатка – прямоугольная вытянутая цветник-грядка, расположенная вдоль дорожки по одной или двум ее сторонам или по центру. Она строится по принципу сменности цветения, составляется из нескольких растений. Рабатка может быть односторонней, растения высаживаются в ней в два или три ряда (более высокие растения на заднем плане). При устройстве двусторонней рабатки растения подбирают одинаковые по высоте или в центре высаживают высокие, а по краям более низкие, по внешнему краю бордюр из более низких растений. Наружные края ее ограничиваются газоном, мелкой плиткой, плоским камнем, дробленым кирпичом.

Миксбордер, или смешанный бордюр, создается из многолетников, двулетников и однолетников, расположенных в виде живописных пятен. Пятна одних и тех же растений могут повторяться через какие-то интервалы. Используется посадка равномерно цветущих растений. Наружный край ограничивают газоном, гравием, цветным песком, мелкой плиткой в виде каймы.

Модульный цветник – прием цветочного оформления, при котором на площади многократно повторяется в определенной системе пропорционально соразмерная фигура (модуль). Площадка цветника разбивается на модульную сетку, в основе которой лежит определенная фигура – многоугольник, прямоугольник и т.п. В такие фигуры высаживают цветы, укладывают плитку, гальку, гравий и т.п., сеют газон. Вокруг цветника делают контур. Рядовые посадки – вдоль дорожек (пионы, астильбы, лилии, георгины, тюльпаны, нарциссы, астры, бархатцы, функии). Красиво выглядят растения, посаженные по одному на фоне газона (пион, астильба или лилии, тюльпаны, астра).

Солитер – одиночные посадки цветочных или декоративно лиственных видов (мальва, амарант, пион, клещевина и т.п.).

Партер – это сложный цветник, включающий в композицию газоны, клумбы, рабатки, бордюры, фонтаны, скульптуры, вазы, бассейн.

Орнамент

Орнаментом (от лат. ornamentu – украшение) называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий.

Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия. Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно-образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, в которую он возник.

Орнамент состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются его основой. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

Орнамент как составной элемент входит в общее оформление предмета. По содержанию мотивов орнаменты делятся на геометрические; природные (сюда относятся изображения растений и животных); образованные из элементов, передающих предметы, созданные человеком; состоящие из символов и эмблем. Возможен смешанный орнамент, сочетающий, например, элементы геометрических и растительных мотивов.

Геометрический орнамент – наиболее древний. Он строится из абстрактных геометрических форм. Квадраты, круги, ромбы, треугольники, прямые и изогнутые линии на основе ритма, пластики, динамики, складываются в орнамент, создавая бесчисленное множество вариантов от самых простых до необыкновенно сложных.

Способы сочетания мотивов

1. Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный). Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.

2. Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

3. Сетчатый, или раппортный, орнамент. Мотив в нем повторяется и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях. Раппорт – минимальная площадь, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. Обычно пользуются прямоугольным раппортом. Таким образом, выбор раппорта способствует воплощению творческого замысла и тесно связан с содержанием композиции, с характером мотива.

Газон

Каждому пришкольному участку присущ свой особенный облик. Однако невозможно себе представить, чтобы все пространство было занято цветами, камнями и деревьями. Отдельные элементы сада необходимо отделить друг от друга. Для этого лучшим решением является создание травяного газона. Многие, и не без основания, придерживаются мнения, что под газон нужно отводить большую часть площади пришкольного участка.

Итак, начнем с определения: газон – это участок почвы, засеянный образующими плотный дерн злаками. Травяную поверхность газона необходимо регулярно стричь. Тогда она будет ровной и выдержит вытаптывание. Таким образом, главные свойства газона – это ровная поверхность, плотный однородный дерн, устойчивость к вытаптыванию и, конечно, эстетичный вид.

Посадить газон – это даже не полдела. Главное – это уход, как, впрочем, и за другими элементами пришкольного участка. Вот некоторые обязательные виды работ, без которых невозможно получить первоклассный газон:

– регулярная стрижка (не менее 20–30 раз за сезон);
– регулярный полив;
– подравнивание краев газона;
– внесение удобрений каждый сезон весной или в начале лета;
– прочесывание газона специальными граблями;
– уничтожение сорняков и мха по мере их появления;
– проветривание газона прокалыванием;
– мульчирование поверхности почвы на газоне;
– регулярное подметание газона;
– прикатывание газона, в случае необходимости, газонным катком.

Существует два основных способа создания газона: посев семян и настилка готового привезенного дерна (рулонный газон). Преимуществ у второго способа по сравнению с первым гораздо меньше. Настилка дерна оправдана лишь в тех случаях, когда требуется быстро получить газонное покрытие. Преимущества же сеяного газона очевидны: это и выбор подходящих для данной почвы семян, и гарантия их качества, и, что немаловажно, цена.

Чтобы сеять семена или укладывать дерн, нужно, в первую очередь, подготовить землю. Этапы подготовки участка следующие:

– очистка земли от мусора и сорняков;
– корчевание пней и лишних деревьев;
– тщательное выравнивание поверхности;
– прокладка дренажной системы;
– насыпка плодородного слоя с необходимыми удобрениями и подкормками;
– тщательная перекопка;
– удаление камешков и комьев земли, которые невозможно разбить и тщательно разрыхлить;
– утрамбовка плодородной почвы катком и придание ей идеально ровной поверхности;
– выдерживание участка под паром, чтобы избавиться от спящих семян сорняков;
– рыхление верхнего слоя почвы;
– посев семян или настилка дерна;
– защита семян от птиц;
– обильный полив;
– стрижка и уход за всходами.

Альпинарий

Альпинарий – наиболее старый вид европейского каменистого садика, сохранившего некоторые черты коллекционного типа каменистых композиций. В классическом варианте альпинарий представляет собой симметричное сооружение, имеющее вид «праздничного пирога». При его создании не обязательно соблюдать требования естественности. В верхней части альпинария устанавливают крупную глыбу конической формы, символизирующую вершину горы, а по склонам уравновешивают ее массивными плоскими камнями. В альпинарии можно использовать разные горные породы, в зависимости от пристрастий дизайнера. Например, по соседству с темными гранитными породами может находиться светлый известняк или пористый туф. Часто альпинарий обкладывают по контуру бордюрами или дорожками из плоских камней, к вершине ведет лестница из того же материала.

Рокарий

Рокарий, или каменистая горка, – это более совершенный по сравнению с альпинариями вид каменистых горок. Главной задачей дизайнера при создании рокария является обеспечение максимальной естественности создаваемой композиции. Для этого используются такие элементы горного пейзажа, как сухие русла, осыпи, ущелья и др., при этом нужно не забывать, что рокарий должен составлять единое целое с близлежащими водоемом, газоном, лужайкой, а также с фоном из древесно-кустарниковой растительности. По этой же причине желательно исключить окантовку горки рокария бордюрами из камней или дорожками. Последние могут располагаться на некотором отдалении от композиции.

Выбор растений для рокария практически не ограничен. Альпийская и субальпийская растительность может соседствовать здесь с представителями степной и лесной флоры, такими как луковичные, папоротники, низкорослые хвойные и другие. Здесь важно добиться правильного соотношения между растениями, различающимися по размерам и скорости роста. Например, низкорослые представители горного ландшафта, такие как антеннария, обриета, флокс шиловидный, крупка, размещаются на верхней части горки, так называемом плато; на склонах хорошо уживаются различные виды седумов и очитков, предупреждающие их размывание, а также почвопокровные растения (живучка, ясколка, гвоздика, те же почвопокровные флоксы). У подошвы склона высаживают мелко- и крупнолуковичные: мускари, хинодоксу, крокусы, тюльпаны. Фоном служат низкорослые кустарники и древесные растения: айва японская, кизильник стелющийся, можжевельники и карликовые сорта сосен.

Набор культур для каменистых композиций, предлагаемых в настоящее время специализированными фирмами, необычайно широк, поэтому, чтобы не запутаться среди этого многообразия, при устройстве рокария желательно ограничиться минимумом видов (на первых порах достаточно 8–10 видов) и постепенно расширять набор при появлении опыта.

Водоемы

Сегодня нет, наверно, такого парка или иной зоны отдыха людей, которые лишены были бы элементов водного оформления. Несомненна польза воды как смягчителя сухого воздуха. Все, наверно, вспомнят, как легко дышится у фонтанов или на берегу озера, реки.

Многие стремятся устроить хотя бы небольшой пруд на своем участке, однако на пути к осуществлению проекта любителя часто ждут неудачи и разочарования. В этом обзоре мы попытались собрать основные принципы устройства водоемов.

Основные виды водных композиций, доступных в настоящее время, это ручьи, источники, фонтаны, болота, водопады и каскады, пруды.

Ручей представляет собой неширокий поток воды, имеющий извилистое русло, приближающееся к природным аналогам. Перед началом проектирования желательно выбрать тип течения применительно к имеющимся условиям. На ровной горизонтальной поверхности обычно устраивают поток равнинного типа с очень извилистым руслом, обрамленным влаголюбивой растительностью. На участке с уклоном закладывают горный ручей с каменистым ложем, падающий каскадом с небольших уступов, чередующихся с тихими заводями. Изменение уклонов на пути движения ручья является очень эффективным приемом приближения к природным аналогам, при этом нужно помнить, что чем круче уклон, тем уже русло, и наоборот.

Источник может служить началом любого ручья, но можно спроектировать источник без ручья, при условии отвода собирающейся воды. Оформление источников очень разнообразно, начиная от каменных скульптур и масок, с вытекающими из них струями, до круглых выложенных булыжниками площадок с пробивающимися в центре ключами.

Фонтаны – эффектный прием оформления участка, представляющий собой вертикальные потоки воды, различающиеся по силе напора, форме струй, способу движения, а в темное время суток и световым решением. Многие владельцы водоема желают оживить спокойную гладь воды, поэтому мода на устройства фонтанов быстро растет. Специализированные фирмы предлагают большой набор насадок для формирования струи разнообразной формы, начиная от насыщенных пузырьками воздуха до водяных колоколов, достигающих метра в диаметре.

Болото – оригинальный прием оформления участка, применяющийся совместно с прудом для усиления естественности композиции. Оно образует переходную зону между собственно прудом и газоном или лужайкой.

Водопады и каскады. Водопад образуется, когда поток воды падает с высоты не менее 1,5–2 м. Размерами и формой струй можно управлять с помощью водостоков. Так, например, мощный поток удается получить, если пропускать большие объемы воды через узкие стоки. При ограниченном поступлении воды ее пускают по поверхности массивной каменной глыбы. Тонкая зеркальная гладь получается в том случае, если широкий ровный водосток ограничен с боков направляющими бордюрами.
В месте падения воды можно устроить небольшое озеро, о поверхность которого разбивается поток, либо можно ограничиться обломками скал, в которых исчезает вода.
Каскады образуются небольшими перепадами высот на пути движущегося потока. Каскады можно создавать при помощи искусственных резервуаров, предлагаемых в специализированных магазинах, но такие каскады сильно проигрывают по сравнению с естественными перекатами из глыб, уложенных в русле ручья.

Пруд – это ограниченный объем воды, населенный специфичной растительностью и водными животными. Именно последние компоненты и отличают пруд от бассейна, хотя в некоторых статьях смешиваются эти понятия. Существуют несколько типов прудов, предназначенных для оформления участка.

– Геометрические. В этом случае водоемам придается правильная геометрическая форма – округлая, прямоугольная, трапециевидная и т.д. Такие пруды по краю окантовываются плитняком из искусственного или природного камня. Геометрические пруды желательно размещать около зданий и площадок, что подчеркивает их прямые линии.

– Приподнятые. Являются разновидностью геометрических прудов, но обладают рядом преимуществ. Их положение над уровнем почвы устраняет необходимость рыть котлован, увозить вынутый грунт, облегчает уход за ними.

– Естественные, копирующие природные водоемы. Имеют плавные очертания произвольной формы, по контуру обычно засаживаются специфичной болотной флорой, имеют пологий спуск под воду, выстланный галечником или булыжниками. Такие пруды размещают в глубине сада, у края газона.

Оптимальные размеры при закладке пруда составляют не менее 3,5 м2 для водной поверхности и не менее 0,5–0,7 м глубиной. Для меньших водоемов необходимо приобретать устройства для очистки воды (наиболее эффективны фильтры на основе ультрафиолетовых ламп).

В магазинах представлено большое разнообразие материалов для устройства непроницаемого для воды объема. Если вы хотите устроить долговечный крупный пруд, который будет радовать вас не один десяток лет, то лучшим выбором будет покупка бутилкаучуковой или поливинилхлоридной пленки (ПВХ), на которые дается гарантия не менее 10 лет. При устройстве малых прудов проще воспользоваться готовыми формами из стекловолокна или усиленной пластмассы темных тонов.

Наиболее дорогостоящим, но в то же время самым надежным вариантом являются бетонированные пруды, по дну которых можно без опаски ходить, осуществляя уход за водоемом. При заливке особое внимание обращают на плавность переходов, т.к. замерзающая в острых углах вода способна разрушить бетонный слой.

При посадке растения можно либо высаживать в подготовленный грунт на дне водоема, либо же – оптимальный вариант – устанавливать прямо в сетчатых корзинах на дно пруда. В последнем случае облегчаются все операции, связанные с размещением растений на зимовку, их размножением и уходом за прудом.

Основная проблема, с которой сталкиваются владельцы прудов каждую весну, а некоторые и весь теплый период, – это позеленение воды, вызванное развитием одноклеточных водорослей. В большей степени подвержены этой напасти мелкие, легко прогреваемые водоемы, лишенные водной растительности. Эффективным решением является высадка растений с плавающими листьями, закрывающими поверхность воды (кубышки, кувшинки), а также растений-оксигенаторов, обогащающих воду кислородом. Действие последних основано на конкуренции с водорослями за минеральные соли и углекислый газ, растворенные в воде. Однако ранней весной, когда еще отсутствует водная растительность, приходится пользоваться так называемыми альгицидами, избирательно уничтожающими водоросли. Нужно помнить, что эти препараты небезвредны для здоровья человека и обитателей пруда, поэтому их нужно использовать только в крайних случаях.

Методика

Проектирование пришкольного участка осуществляется как минимум на четырех занятиях. Пятое занятие – подведение итогов, защита проекта.

Проведение каждого занятия – это этап выполнения проекта, на котором ставится задача, излагается тематический материал, дается перечень литературы, предлагается самостоятельный сбор информации, в том числе в Интернете.

Выполнение проекта предполагает групповую работу учащихся. Например, класс можно разделить на три «фирмы», или «проектных бюро». Сотрудники фирмы выбирают руководителя, название фирмы, название проекта, придумывают логотип фирмы, распределяют роли.

Последнее занятие – защита проекта. От каждой фирмы выбирается докладчик (либо проект представляют несколько человек). После представления проекта идет его обсуждение, докладчик отвечает на вопросы. Оценка проекта идет как в целом по представленным номинациям, так и по индивидуальным работам. Удобно для этого использовать протоколы оценок. На защиту проекта в качестве экспертной комиссии можно пригласить администрацию школы.

При выполнении графических работ желательно использовать средства компьютерной графики. Можно составить смету затрат на реализацию проекта.

Схема ландшафтного проектирования пришкольного участка зависит от задачи, поставленной перед учащимися, от количества занятий и сроков проектирования. Проектирование начинается с выполнения генерального плана участка, на котором показана экспликация. Выбор модулей по экспликации решается учащимися.

При решении декоративно-оформительских задач ведущая роль принадлежит проектированию цветников. При проектировании цветника надо выбрать форму цветника, составить ассортиментную ведомость растений.

При проектировании рабаток, клумб выбирается или создается учащимися орнамент цветника с учетом периодов цветения растений, их высоты, цветовой гаммы.

Проектирование географической площадки требует знаний по составу оборудования, выбору места расположения на пришкольном участке.

Таким образом, интеграция предметов при ландшафтном проектировании пришкольного участка неизбежна.

Ландшафтное проектирование пришкольного участка можно отнести как к творческому, так и к практико-ориентированному типу проекта.
Категория: Учителю биологии | Добавил: almar71 (12 Апр 2012)
Просмотров: 2533 | Теги: Проектирование, участка, Ландшафтное, пришкольного | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
19 Май 2024
01:05


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz