Н.Н. БАРАННИКОВА, средняя школа № 18, г. Сергиев Посад, Московская обл.
Вариант 1
Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая. 2. Главный корень развивается из корешка зародыша. 3. Темная окраска почвы зависит от наличия в ней перегноя. 4. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений. 5. Корневой чехлик покрывает всю зону роста.
Задание 2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы ... и ... . 2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется ... . 3. Почва отличается от горных пород наличием ... . 4. Корень растет в длину своей ... . 5. Под чехликом находится ... .
Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.
1. Вода и минеральные соли поступают в растение из почвы:
а) через корни; б) через корни и нижнюю часть стебля; в) через корни и другие органы растения, соприкасающиеся с почвой.
2. Боковые корни развиваются:
а) только на главном корне; б) только на придаточных корнях; в) как на главном, так и на придаточных, корнях.
3. Главный корень развивается:
а) у однолетних растений; б) у двулетних и многолетних; в) у двудольных растений, выросших из семян.
4. Клетки зоны деления:
а) мелкие, расположены рыхло; б) мелкие, плотно прилегающие друг к другу; в) крупные, округлые.
5. В результате утолщения боковых и придаточных корней развиваются:
а) клубни; б) корневые «шишки» или корневые клубни; в) боковые и придаточные корни не разрастаются.
Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У пшеницы корневая система мочковатая. 2. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень. 3. Перегной – это отмершие и гниющие корешки, листья растений, погибшие насекомые, микроорганизмы. 4. Все, что у растения находится в почве, – это корни. 5. Клетки корневого чехлика недолговечны: одни разрушаются, а другие образуются.
Задание 2. Закончите предложения.
1. Все корни растения составляют его ... . 2. На главном корне и придаточных корнях развиваются ... . 3. При дыхании клетки корня поглощают..., а выделяют ... . 4. Длинные, мертвые полые клетки с толстыми оболочками без поперечных перегородок называются ... . 5. Поступлению воды из корня в стебель способствует ... .
Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.
1. У большинства однодольных растений корневая система:
а) стержневая; б) мочковатая; в) смешанная.
2. Придаточные корни образуются:
а) только на главном корне; б) только на нижней части стебля; в) как на стебле, так и на листьях.
3. Главный корень хорошо заметен в корневой системе:
а) фасоли; б) пшеницы; в) смородины, выросшей из черенка.
4. Культурные растения садов и огородов лучше поливать:
1. Главный корень. 2. Почва. 3. Зона всасывания. 4. Корневое давление. 5. Корнеклубни.
Вариант 3
Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня. 2. Боковые корни развиваются в нижней части стебля. 3. Корнеплод моркови образует разросшийся в длину и толщину главный корень. 4. Если бы в почве не было микроорганизмов, то не было бы и перегноя. 5. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
Задание 2. Закончите предложения.
1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен ... . 2. Кончик корня покрыт ... . 3. Зона деления корня образована тканью, которая называется .... 4. У георгина, чисяка некоторые придаточные корни превращены в ... . 5. При прорастании семени первым появляется ... .
Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.
1. У моркови, свеклы, репы развиваются:
а) все виды корней; б) только главный корень; в) главный и боковые корни.
2. На поставленных в воду черенках ивы, тополя развиваются:
а) главные корни; б) боковые корни; в) придаточные, а на них боковые корни.
3. Корневой чехлик можно увидеть:
а) невооруженным глазом; б) с помощью лупы; в) только с помощью микроскопа.
4. Корневые волоски живут:
а) около месяца; б) несколько дней; в) около суток.
5. Огородные растения нужно поливать:
а) редко и понемногу; б) редко, но обильно; в) часто и обильно.
Задание 1. Решите, верно или неверно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни. 2. В почве с большим содержанием песка вода и минеральные соли сохраняются лучше, чем в глинистой почве. 3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся. 4. Корневые волоски — длинные выросты клеток ризодермы. 5. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
Задание 2. Закончите предложения.
1. Корневая система одуванчика называется ... . 2. Верхний плодородный слой земли называется ... . 3. Почва обладает особым свойством, называемым ... . 4. Под чехликом находится зона ... . 5. В зоне проведения корня развивается ткань ... .
Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.
1. Боковые корни развиваются:
а) только на главном корне; б) только на придаточных корнях; в) как на главном, так и на придаточных корнях.
2. Корень растет в длину:
а) только верхушкой; б) участком, отходящим от стебля; в) верхушкой и всеми другими участками.
3. Клетки корневого чехлика:
а) живые; б) мертвые, с толстыми оболочками; в) наряду с живыми имеются и мертвые.
1. Стержневая корневая система. 2. Зона роста. 3. Зона проведения. 4. Корнеплоды. 5. Подкормка.
Ответы
Вариант 1
Задание 1.
1; 2; 3; 4.
Задание 2.
1 – воду и минеральные соли; 2 – мочковатая; 3 – перегноя (гумуса); 4 – верхушкой; 5 – зона деления.
Задание 3.
1–а; 2–в; 3–в; 4–б; 5–б.
Задание 4.
1 – осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным ростом, положительным геотропизмом, служащий для удержания растений в почве; 2 – корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней; 3 – зона, расположенная между корневым чехликом и зоной роста, состоящая из делящихся клеток; 4 – покровная ткань в зоне всасывания; 5 – минеральное удобрение, содержащее фосфор.
1 – корень, развивающийся из корешка зародыша; 2 – верхний плодородный слой земли; 3 – зона, находящаяся между зоной роста и зоной проведения; 4 – давление, благодаря которому, вода и минеральные соли поднимаются вверх по стеблю; 5 – разросшиеся боковые или придаточные корни.
1 – корни, отрастающие от стеблей или листьев; 2 – колпачок из клеток, который защищает зону деления; 3 – длинный вырост наружной клетки корня в зоне всасывания; 4 – у вещества, повышающие плодородие почвы; 5 – отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений.
1 – система, образованная главным и боковыми корнями; 2 – зона, в которой клетки увеличиваются в размерах, находится между зоной деления и зоной всасывания; 3 – зона, в которой располагаются сосуды и ситовидные трубки, располагается над зоной всасывания; 4 – разросшийся главный корень; 5 – внесение удобрений во время роста и развития растений.