Понедельник, 29 Апр 2024, 13:22

Энергетические возможности цивилизации
Уважаемые любители астрономии!
Продолжаем публикацию статей о вероятности существования внеземных цивилизаций. На этот раз предлагаем вашему вниманию рассмотрение проблемы межзвездной связи между ВЦ.
Впервые статья была опубликована в журнале "Земля и Вселенная" № 1 за 1981 год.

Член-корреспондент АН СССР ТРОИЦКИЙ В.С.

К настоящему времени укоренилось представление о практически безграничных возможностях внеземных цивилизаций, особенно, в производстве энергии. В частности, принималась как сама собой разумеющаяся возможность создания мощных генераторов для передачи позывных радиосигналов. Однако никто не пытался оценить реальность таких генераторов с точки зрения требований законов физики, биологии и материальных ресурсов цивилизации.

Неограниченные энергетические возможности цивилизации выводились на основе экстраполяции развития земной цивилизации по принципу постоянного развития, которое рассматривалось как непрерывно экспоненциальное. Так, по энергетическому признаку возникло представление о характере развития цивилизации. От цивилизации типа нашей, обладающей энергией в масштабе своей планеты (ВЦ I) и цивилизации, владеющей энергией своей звезды (ВЦ II), до цивилизации, которая овладела энергией своей галактики (ВЦ III).

Становится очевидным, что эта абстрактная схема не дает представления о реальных путях и возможностях развития цивилизации. Действительные пути развития цивилизаций нельзя предсказывать простым экстраполированием современных темпов развития тех или иных параметров нашей цивилизации. Между тем изучение закономерностей развития внеземных цивилизации возможно, если принять два основных положения: во-первых, цивилизация антропоморфна (человекообразна) и основана на технологии и, во-вторых, изучаются предельные возможности развития, допускаемые физическими и биологическими закономерностями и другими ограничениями. Несомненно, к ограничениям нужно отнести и необходимость сохранения окружающей среды, в том числе и околозвездной. По существу - это требование современной биологии и науки о человеке. С такой точки зрения ясно, что использование энергии на планете ограничено величиной допустимого перегрева планеты. В самом деле, наша Земля получает от Солнца непрерывно 10 в 17 степени Вт энергии, что обеспечивает существующий тепловой режим планеты и действие всех процессов на Земле. Увеличение этой энергии всего на один процент повысит среднюю температуру планеты на 0,8 °С и существенно повлияет на климат, что недопустимо из-за неконтролируемости этих изменений. Итак, предел производства энергии на Земле может составлять не более тысячной доли энергии, получаемой от Солнца, то есть около 10 в 14 степени Вт. Сейчас производится примерно 10 в 13 степени Вт, Увеличение энергопроизводства сверх предельного возможно только при освоении пространства около своей звезды и выносе энергетических процессов за пределы планеты обитания. Однако и здесь существует предел. Сохранение условий межпланетной среды не в меньшей, а может быть, и в большей степени необходимо, как и сохранение сложившихся природных условий на планете. Следовательно, недопустимо производство большой дополнительной энергии сверх того, что дает своя звезда. Принимая ту же норму (одну тысячную), получим, что наша Солнечная система может выдержать производство энергии не более 1023Вт. Это-огромная величина. Однако мы можем не производить другой энергии, а лишь улавливать солнечную и трансформировать ее по своему усмотрению. При этом сколько мы возьмем, столько и возвратим. Если мы заберем энергию полностью, то изменим, перераспределим пространственно и спектрально всю энергию солнечной радиации. Тогда коренным образом изменятся условия среды обитания на планетах и в околосолнечной системе. Вероятно, без ущерба можно использовать не более все той же тысячной доли энерговыхода звезды.

Могут возразить, что есть еще и межзвездное пространство, что можно выйти с энергозатратами достаточно далеко за пределы Солнечной системы. Но надо помнить, что всякий вынос процессов и производств в космос от среды обитания требует применения космического транспорта, а это, как оказывается, самый энергоемкий вид деятельности. Простые подсчеты убеждают, что для реального освоения космического пространства около своей звезды необходим транспорт по крайней мере с миллисветовой скоростью (значит, снова потребуется огромная энергия). Перемещение какой-либо массы с такой скоростью заставит сжечь такую же массу водородного горючего в термоядерной реакции. Затраты энергии на космический транспорт могут составить значительную долю солнечной энергии, но они. не должны превышать тысячной доли этой энергии опять-таки из соображений сохранения межпланетной среды и недопустимости ее энергозасорения.

Все же допустим, что будут осваиваться ближайшие звезды. Прежде всего договоримся, что означает термин "осваиваться". Конечно, ни о каком массовом переселении не может быть и речи. Для этого не хватит энергоресурсов всей Солнечной системы. Отдельные экспедиции, даже если найдут подобие нашей планеты, не смогут развиться в цивилизацию, так как не смогут ни удержать все знания, ни развить на их основе технологию. Но если все же вообразить бурное развитие цивилизации около новой звезды, то она и далекая родительская цивилизация не образуют единой цивилизации. Цивилизация как единое целое может функционировать только в том случае, если занимает пространство размерами не более нескольких световых дней, то есть в ближайшей окрестности своей звезды.

Итак, мы приходим к выводу, что максимальное энергопроизводств цивилизации ограничено мощностью своей звезды-около 10 в 23 степени Вт. Правда, всегда найдется оппонент, который заметит, что импульсно, короткое время, например несколько часов в месяц, можно производить энергию и много большей мощности, не превышая в среднем за все время ее генерации допустимое количество. Нетрудно видеть и здесь ограничения, так как импульсная волна достаточно большой энергии, например порядка солнечной, может нанести серьезные повреждения не только планете, но и космической околозвездной среде.

Теперь мы подготовлены к тому, чтобы рассмотреть вопрос о возможности создания в какой-либо внеземной цивилизации достаточно мощного всенаправленного радиомаяка для подачи позывных в пределах своей Галактики.
Категория: Учителю астрономии | Добавил: Gulnaz (28 Мар 2012)