Авторская программа курса по выбору "Звездная азбука" (9-й класс)
Данный курс опирается на совокупность знаний, полученных учащимися по физике, математике, географии и другим предметам.
Основные задачи:
дать учащимся систему знании по основам астрономии и показать ее значение для практики; способствовать формированию у школьников научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной; получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях и единстве мега мира и микромира; осознание свое место в солнечной системе и Галактике.
Основное содержание.
1. Введение.
Вселенная. История Вселенной. Световые годы. Галактики. Звезды в космосе. Теория Большого взрыва. Исследования космоса.
2. Солнечная система.
Планеты земной группы Планеты-гиганты, астероиды ,метеориты, кометы и метеоры.
3. Солнце и звезды.
Общее строение и атмосфера солнца, солнечная активность и ее влияние на Землю, звездные группировки, млечный путь, рождение звезд, жизнь звезды, переменные звезды, звездные фигуры, описание звезд.
4. Созвездия. Небесные координаты и звездные карты.
5. Практическое занятие.
Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
6. За пределами нашей Галактики. Галактики во Вселенной.
Ближайшие галактики. Типы, состав и структура галактик. Системы галактик. Радиогалактики. Квазары.
Методические рекомендации.
1. Вселенная История Вселенной - 1 ч.
Световые годы. Галактики. Размеры Вселенной. Звезды к космосе. Ближайшие звезды. Теория Большого взрыва: после большого взрыва, плотная Вселенная, формирование галактик, наша солнечная система. Каково будущее Вселенной?
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать понятия: Вселенной, галактики, млечного Пути, звездного скопления, характер движении звезд в диске и сферической составляющей галактики; общие представления о размере и структуре галактики, гипотезы о существовании жизни во Вселенной.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать массу галактики по скорости кругового движения звезд; различать на фотографиях различные типы звездных скоплений. Объяснить теории "Большого Взрыва", "Медленной смерти", "Большого схлопывания", "Пульсирующей Вселенной".
2. Солнечная система - 2 ч.
Видимое движение планет солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты - гиганты. Астероиды. Метеориты.
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать:
Понятие астрономической единицы, гелиоцентрическую картину строения солнечной системы, конфигурации внутренних и внешних планет, различные свойства тел солнечной системы. Учащиеся должны уметь: решать задачи на определение: синодического и сидерического периодов планет; конфигурации планет, находить тела солнечной системы на небе во время наблюдений.
3. Солнце и звезды - 2 ч.
Общее строение и атмосфера солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звездные группировки. Млечный путь. Рождение звезд. Жизнь звезды. Переменные звезды. Звездные фигуры. Описание звезд.
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать:
Основные физические характеристики солнца (масса, размеры, температура) схему строения Солнца и физические процессы; происходящие в его недрах и атмосфере, основные проявления солнечной активности их причины, периодичность и влияние на Землю; основные характеристики звезд в сравнении с Солнцем.
Учащиеся должны уметь: применять основные положения ведущих физических теории при объяснении природы Солнца и звезд.
4. Созвездие. Небесные координаты и звездные карты - 1 ч.
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать:
Основные точки, линии и круги на небесной сфере (горизонт, полуденная линия, небесный меридиан, небесный экватор, эклектика, зенит, полюс мира, ось мира, точки равно действии и солнцестояний) принципы определения горизонтальных и экваториальных координат светил
Учащиеся должны уметь:
Находить на небе ярчайшие звезды, работать со звездной картой, определять координаты звезд, положение солнца в любой день года. Видимую область небесной сферы, для данной широты.
5. Практическое занятие - 1 ч.
Работа подвижной картой звездного неба. Работа с телескопом.
Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать:
Физические характеристики основных космических объектов.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться справочными данными, использовать подвижную карту, звездного неба, определять увеличение школьного телескопа, наводить его на заданный объект.
6. За пределами нашей Галактики - 1 ч.
Галактики во Вселенной. Ближайшие галактики. Типы состав и структура.