Четверг, 28 Мар 2024, 16:53

Астрономический звездный час
Игра астрономический “Звёздный час” проводится в 11-ом классе в конце 2 полугодия, когда основной материал изучен. Играют 8 игроков.

Целями и задачами этого мероприятия являются:

выявление степени усвоения основного материала по астрономии;
расширение познавательного кругозора учащихся;
повторение и углубление знаний по астрономии;
повышение познавательного интереса учащихся к астрономии;
выработка навыков логического и аналитического мышления.
Оборудование:

таблички с цифрами от 0 до 6;
планшетки с названиями звёзд, созвездий, планет и их спутников;
портреты учёных;
“звёзды” для вручения игрокам за правильные ответы.
Ведущий: Звёздное небо – великая книга природы. Кто сумеет её прочитать, перед тем раскроются несметные сокровища космоса. Непосвящённому в секреты астрономии даже трудно представить, какое богатство материальных форм, какое неистощимое творчество природы скрыто за теми замысловатыми узорами из звёзд, которые древние назвали созвездиями. Я предлагаю вашему вниманию игру которая, надеюсь, позволит вам открыть завесу таинственности.

Раунд “звёздный”

Над Землёю ночью поздней только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды – рядом кажутся они.

Итак, перед вами следующие звёзды:

1-Альтаир; 2- Альдебаран; 3- Вега; 4- Денеб; 5- Регул; 6- Бетельгейзе.

Вопросы раунда:

1. Эта оранжево-красная гигантская звезда диаметром в 36 поперечников Солнца находится на расстоянии 55 световых лет. В созвездии Тельца она является глазом разъяренного Тельца, созвездие которого лучше всего наблюдать на зимнем небе. Что это за звезда?(2)

2. Эта звезда – самая яркая в созвездии Льва. Она почти в 2 раза ярче Полярной и находится на расстоянии около 80 световых лет. Назовите табличкой эту звезду.(5)

Регул - означает Царская звезда. Её легко найти, когда созвездие Льва поднимается высоко над горизонтом. Регул находится как бы в сердце Льва.

3. Лебедь - большое, красивое созвездие северного неба. Часть его, состоящая из наиболее ярких звёзд, известна под названием Северный крест. Назовите самую яркую звезду этого созвездия.(4)

Денеб – по- арабски означает хвост курицы, так как расположен в хвосте Лебедя. Эта звезда проводит над горизонтом всего 5 часов в сутки, но зато видна на звёздном небе круглый год. Считается, что эта звезда ярче Солнца в 10 тыс. раз и находится на расстоянии 820 световых лет.

4. В созвездии Орла это самая яркая звезда, которая наряду с Вегой и Денебом входит в летне-осенний треугольник Северного полушария неба. Что это за звезда? (1)

Альтаир наряду с альфа - Центавра является ближайшей к нам звездой и находится на расстоянии 16 световых лет.

5. В созвездии Лиры - это самая яркая звезда. Назовите её! (3)

Вега – это первая звезда, которую удалось сфотографировать, а произошло это в 1850 году. Наша Солнечная система летит к Веге со скоростью 20 км/с. А через 12 тыс. лет яркая Вега будет для нас полярной звездой.

6. А эту звезду лучше всего наблюдать зимой, так как она является самой яркой в созвездии Ориона, которое украшает наше небо лишь зимой. В 1920 году были впервые определены её размеры и до недавнего времени считали её самой большой звездой в наблюдаемой части Вселенной, так как её диаметр оказался более 1 млрд км.

Но в настоящее время обнаружена более крупная звезда в созвездии Возничего, которая в 2700 больше Солнца. Итак, назовите эту красноватую звезду, она украшает левое плечо Ориона.(6)

Звезда Бетельгейзе всего приблизительно в 1 тысячу раз больше Солнца.

Подводятся итоги раунда, выбывает игрок получивший меньше всего “звёзд”.

Раунд “Созвездия”

Над Землёю ночью поздней, если бросишь в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья, там созвездия висят.

Этот раунд посвящен созвездиям, которых на звездном небе в настоящее время выделено 88. А перед вами названия следующих созвездий:

1-Б.Медведица; 2- Змееносец; 3- Пегас; 4- Плеяды; 5- Андромеда; 6- М.Медведица.

Вопросы раунда:

1. Это созвездие является поэтическим символом и служит своеобразным вдохновением для поэтов и писателей. (3)

2. В это созвездие была превращена одна из прекрасных нимф Каллисто, которую в тайне от жены Геры полюбил громовержец Зевс. (1)

3. С каким созвездием связано происхождение медицинской эмблемы? (2)

Змееносец – он же Асклепий или Эскулап был первым врачевателем. В своей руке он несёт змею, ядом которой он исцелял больных и даже воскрешал мёртвых.

4. В этом созвездии находится одна из знаменитых туманностей М 31 – спиральная галактика, содержащая сотни миллиардов звёзд. В тёмные ясные ночи можно попытаться разглядеть это туманное пятнышко, а в телескоп эта галактика представляет очень эффектное зрелище. Назовите созвездие, в котором находится эта туманность М 31. (4)

5. В этом созвездии находится Северный полюс мира. В наше время северный небесный полюс приближается к Полярной звезде- остался 1о и в 2100 практически совпадет с ней. После этого он начнёт удаляться, и уже другие звезды будут претендовать на место Полярной. Через 2000 лет это будет гамма -Цефея, через 4000 лет - альфа - Цефея, через 8000 лет – Денеб, а через 12000 лет – Вега. И лишь через 26000 лет, когда наступит 28000 год Полярная звезда снова вернётся в созвездие, в котором находится Полюс мира сегодня. Назовите это созвездие.(6)

6. В греческих мифах 7 дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны были превращены Зевсом в звёзды и вознесены на небо в виде созвездия. 6 звезд этого созвездия сияют достаточно ярко, и лишь одна - Меропа- еле видна, так как по легенде она вышла замуж за простого смертного и ей, якобы, стыдно перед сёстрами, которые вышли замуж за богов. Назовите это созвездие, состоящее из 7 звёзд.(5)

Раунд “Планеты Солнечной системы”

В этом раунде будут вопросы, связанные с планетами Солнечной системы:

1- Марс; 2- Меркурий; 3- Венера; 4- Плутон; 5- Сатурн; 6- Юпитер.

Вопросы раунда:

1. Эта планета самая маленькая в Солнечной системе (4)

2. У всех планет – гигантов имеются кольца, но у этой планеты они простираются на десятки тысяч километров (5)

3. Фобос и Деймос – Спутники этой планеты (1)

4. Эта планета была открыта американским ученым Клайдом Томбо лишь 1930 году (4).

5. На этой планете астрономы уже около 300 лет наблюдают характерное лишь для неё красное пятно (6).

6. В греческой мифологии название этой планеты отождествляли с Богом торговли – Гермесом. В древности считали, что эта планета “суетится” вокруг Солнца и поэтому её назвали именем этого проныры с крылышками на ногах, который покровительствовал обманщикам, ловкачам, а заодно и торговцам.(2)

7. В таблице Менделеева есть химический элемент с аналогичным названием под № 94 (4).

8. А у этой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода(1)

9. Какую из этих планет никогда нельзя увидеть на звёздном небе невооружённым глазом?(4, ещё Уран и Нептун).

Раунд “Спутниковый”

В этом раунде вашему вниманию будут представлены следующие спутники планет:

1 – Ио; 2- Европа; 3- Титан; 4- Ганимед; 5- Каллисто; 6- Фобос.

Вопросы раунда:

1. В переводе на русский язык название этого спутника означает “страх” (6).

После этого вопроса убирается “Фобос”

2. Всего у Юпитера 16 спутников. Но в предложенных названиях один из спутников является спутником Сатурна. Назовите его (3).

3. Какой из этих спутников помог датскому физику и астроному О.Рёмеру в 1676 году определить скорость света? (1)

4. Четыре из этих спутников были открыты Галилеем в 1610 году и носят название Галилеевы. Какой из этих спутников не является галилеевым? (3)

5. А этот спутник является одним из самых крупных и тяжелых из всех предложенных.(4, Ганимед имеет массу 149 • 10 21 кг, а Титан - 134 • 10 21 кг)

Раунд “Освоение космоса”

Вам предлагаются следующие даты:

1- 1957; 2- 1933; 3- 1961; 4- 1963; 5- 1965; 6-1969.

Вопросы раунда:

1. В этом году впервые успешно была запущена ракета.(2)

2. Назовите год, в котором был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли.(1)

3. А в этом году был осуществлён первый полёт с человеком на борту.(3)

4. В каком году была произведена высадка астронавтов на Луну?(6)

5. Назовите год, когда впервые в космос полетела женщина.(4)

6. А в этом году впервые человек вышел из космического корабля в открытый космос.(5)

Раунд “Логические цепочки”

“Звёздная”

1. Даны следующие названия звёзд: 1- Бетельгейзе; 2- Регул; 3- Ригель.

Вопрос:Все ли эти звёзды входят в созвездие Ориона? (2- Регул - альфа - Льва)

2. Даны звёзды: 1- Вега; 2- Денеб; 3- Альтаир ;

Вопрос: Все ли эти звёзды входят в летне- осенний треугольник? (Да, все).

“Созвездия”

Даны созвездия: 1-Лев; 2- Козерог; 3- Орион.

Вопросы:

1. Это созвездие лучше всего наблюдать зимой.(3)

2. А это созвездие лучше всего наблюдать весной.(1)

3. Среди этих созвездий одно не является зодиакальным.(3)

“Планеты”

Я считаю, что эти планеты расположены в следующем порядке от Солнца:

1- Марс; 2- Венера; 3- Земля; 4 – Меркурий.(4-1)

Меняется порядок планет: 1- Меркурий; 2- Марс; 3- Земля; 4- Венера.

А сейчас я считаю, что планеты расположены в соответствии с их размерами, начиная с самой маленькой.(4-3)

Раунд “Великие учёные”

Даны фамилии учёных:

1- Ломоносов; 2- Галилей; 3- Кеплер; 4- Ньютон; 5- Коперник ; 6- Птолемей.

Вопросы раунда:

1. Этот учёный утверждал, что в центре мироздания находится Земля.(6)

2. А этот учёный опроверг это мнение и стал основоположником гелиоцентрической системы.(5)

3. Назовите ученого, который впервые открыл атмосферу у Венеры.(1)

4. Кто из этих учёных установил 3 основных закона движения небесных тел?(3)

5. А кто из них обобщил данные законы для планет и их спутников. (4)

Финал

В финале двум игрокам предлагается слово КОСМОНАВТИКА.

Побеждает тот, кто из букв этого слова составит большее число слов. Можно в качестве слова использовать полученные в результате “звёзды”

Победитель награждается памятным призом.

Заключительное слово ведущего: Надеюсь, что всем присутствующим наша игра понравилась, и, играя, вы вспомнили многое из изученного ранее по астрономии, а может быть что-то узнали новое. А завершить нашу игру я хочу словами А.Хайта:

Астрономия всегда пригодится, а звезда (пусть)

Будет вам светить всё время и не погаснет никогда!
Категория: Учителю астрономии | Добавил: Wrecker (10 Мар 2012)