Сценарий открытого урока по музыке "Музыка + Математика"
Материал прислала: Сульдимирова Светлана Евгеньевна - учитель начальных классов и музыки в начальной школе 7 г. Корсакова, Сахалинской области.
Идёт о математике молва, Будто она в порядок ум приводит. Так может быть, поэтому она Так сильно уважаема в народе.
Цель: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой.
Задачи:
- определить взаимосвязь музыки и математики; - способствовать формированию нового взгляда на мир; - формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы; - развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию. - воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию. Ход урока.
На доске отрывок из стихотворения неизвестного автора, название темы урока "Музыка и математика", звучит отрывок песни в исполнении В. Высотского "Миллион"
Все должны до одного Числа знать до цифры пять, - Ну, хотя бы для того, Чтоб отметки различать.
Хорошо смотреть вперед! Но сначала нужно знать Правильный начальный счет: Раз, два, три, четыре, пять...
До мильона далеко, Но сначала нужно знать То, что просто и легко - Раз, два, три, четыре, пять. - Здравствуйте, ребята!
-Все вы, наверняка, уже знаете, что наша школа, в течении этой недели будет работать в необычном режиме, а именно, все пять рабочих дней, мы посвятим великой науке - математике. В школе пройдут занимательные уроки, конкурсы математических газет, олимпиады, тестирования и в завершении всего - большой математический праздник.
-Поэтому, сегодня, на уроке музыки, мы тоже постараемся не отходить от общей, математической темы. Наше занятие мы начали с песни про числа, цифры и математику, потому что тема сегодняшнего урока: "Музыка и математика"
-Наверняка, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать, такие, совершенно разные, человеческие культуры? Сегодня, на нашем необычном уроке, я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует. Для этого лишь нужно задуматься, вспомнить, понять, послушать, а самое главное, захотеть каждому ответить на этот вопрос. Ну, как, подходит ли вам моя идея?
-Готовясь к такому необычному уроку, подбирая информацию и интересные факты по этому вопросу, я узнала, что оказывается, люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики. И уже тогда, в древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось ее доказать.
Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики.
Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит мы будем не только размышлять и доказывать, но и петь, слушать , играть, то есть делать все то, что и на обычных уроках музыки. Поэтому нам необходимо подготовиться.
(далее следует обычный набор упражнений, для подготовки к пению: - попевки, распевание слогов; - упражнения с речевым аппаратом; - работа над дыханием.) На своих занятиях, я часто использую элементы народного творчества - потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.
Одно из упражнений на дыхание, которое очень нравиться детям, называется "Семь Егорок". Взяв хорошее, опорное дыхание, ребенок считает "Егорок, проговаривая вслух: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д пока не закончиться вдох. При подготовке к пению, в этот раз, я акцентировала внимание детей на работе с речевым аппаратом и дыханием. Поэтому, когда мы перешли к скороговоркам, дети сразу предложили "посчитать Егорок"
-Ребята, а для чего мы используем на наших уроках считалку про Егорок? (Ответы детей сводятся к тому, что это упражнение тренирует и развивает дыхание, речевой аппарат, так как считать нужно быстро, четко проговаривая все звуки.)
После того, как несколько детей посостязались в умении "Считать Егорок", учитель обращает внимание на то, что в этой считалке перечисляется натуральный числовой ряд, а ритм, присутствующий в ней, способствует их запоминанию.
-Поэтому, выполняя это упражнение, мы так же тренируем память, повторяем последовательность чисел. А так же, как и многие другие детские стихотворения, считалки можно положить на музыку и тогда они превращаются в песенки.
Итак, мы можем утверждать, что нашли первую ниточку, связывающую музыку и математику.
А теперь, время слушания музыки. Настройтесь, сядьте поудобней, вслушайтесь, возможно, вам оно покажется знакомым. (Д. Кабалевский "Клоуны")
- Какие чувства, настроения выражены в этом произведении? (ответы детей)
- Эту музыку написал Д. Кабалевский, называется она "Клоуны". Как вы думаете, почему? (потому, что слышится две темы, два характера. Когда в музыке изображён весёлый клоун хочется улыбаться, а когда грустный - хмуриться.)
- А как в музыке называется противоположное звучание? (мажор - минор)
- Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Посмотрите на доску, (на доске таблицы: мажор, нечетное, минор, весело, плюс - минус, прямая, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, кривая, грустно, печально, четное, жалобно, уныло, горестно, сложение, вычитание, тоскливо, плачевно, темно). Давайте разберем, что относится к мажору, а что - к минору.
(К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй - для минора.) Обсуждение выбора учащихся у доски.
- Ребята, что вы заметили? ( есть лишние слова)
- Имеют ли связь между собой характеристики, отобранные для мажора и минора? ( Подвести детей к понятию противоположности)
- Вы четко увидели, что в музыке, есть яркие противоположности, а слова, которые нам не подошли, используются в математике. И они тоже противоположны!
- Вывод: И в музыке, и в математике мы встречаемся с противоположностями!
А теперь, время игры! Музыкальная викторина! Вы отвечаете на вопросы, связанные с музыкой, а я с помощью математики, считаю верные ответы! Можно сделать три ошибки, так как в итоги викторины необходимо дать не меньше семи правильных ответов.
Назовите имя известного эстрадного певца, у которого необычайно широким диапазон голоса? (Витас) Расстояние между двумя звуками - нотами? (интервал) Имя крестьянина, которого воспел в своей опере М. Глинка? (Иван) Музыкальный жанр, служащий для синхронного, четкого, движения большого числа людей? (марш) Австрийский композитор, получивший в XVIII веке звание чудо-ребенок? (Моцарт) Как музыканты называют пять линеек, на которых пишутся ноты? (Нотоносец) Как называется большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером? (оркестр) Как называется опера М. Глинки, написанная на мотив сказки А. Пушкина? (Руслан и Людмила) Как называется коллектив певцов, руководимый дирижером? (Хор) Музыкальные буквы? Почему, в условиях викторины необходимо назвать не меньше семи ответов? (Подведение итогов)
Ответом на последний вопрос служит количество нот - до, ре , ми, фа, соль, ля, си. (на доске открываются нотный стан и семь нот)
-Как вы думаете, почему нот, имеющих точное название именно семь?
- Вспомните, где и когда мы в жизни встречаемся с числом семь? (Неделя, семья, цвета радуги, Семеро одного не ждут, Семь раз отмерь, Белоснежка и семь гномов, Семеро козлят, Семь пядей во лбу и т.д. )
- Число семь - является очень важным для русских людей, оно несет в себе мистическую напрвленность, об этом вы по-подробнее поговорите на других уроках.
А сейчас мы опять видим, что математика присутствует везде, и в музыке тоже.
-Вы хорошо отвечали на вопосы, поэтому для вас Сюрприз- музыкальная сказка "Волк и семеро козлят". (9 минут)
К сожалению, наш урок подходит к концу, но у нас еще есть время, что бы определить еще одну музыкально - математическую связь.
- Чтобы записать слова - мы используем буквы, числа - цифры, а музыку - ноты.
Мы знаем, что при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).
Сопоставление целого числа и целой длительности. (наглядно показываем, как целое делят на части, например иллюстрация - торт
Математика Музыка (длительность нот)
Целое число (торт) Целая нота
Делим на пополам Половина целой ноты - половинная (половина торта)
Делим торт на четыре части Делим целую ноту на 4 части – (четвертная) (получаем одну четвертую)
На восемь (одна восьмая) На восемь (восьмая, восьмушка)
На шестнадцать На шестнадцать (Шестнадцатая) (одна шестнадцатая)
-Итак, мы видим, ноты записываются с помощью знаков, а их протяженность определяется длительностями, математическим счетом.
- Ребята, конечно же, мы могла найти еще много доказательств взаимодействия музыки и математики. Я, надеюсь, что каждый из вас, теперь с уверенностью, может об этом заявить и отстоять свою точку зрения!
В завершении этого чудесного урока- открытия я предлагаю вам спеть песни, в которых встречаются понятия, законы и составляющие такой великой, могучей, вездесущей науки МАТЕМАТИКИ!