Четверг, 28 Ноя 2024, 03:57
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51647


Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Отрытые уроки

Сценарий открытого урока по музыке "Музыка + Математика"
Материал прислала: Сульдимирова Светлана Евгеньевна -
учитель начальных классов и музыки
в начальной школе 7 г. Корсакова, Сахалинской области.

Идёт о математике молва,
Будто она в порядок ум приводит.
Так может быть, поэтому она
Так сильно уважаема в народе.

Цель: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой.

Задачи:

- определить взаимосвязь музыки и математики;
- способствовать формированию нового взгляда на мир;
- формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы;
- развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.
- воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.
Ход урока.

На доске отрывок из стихотворения неизвестного автора, название темы урока "Музыка и математика", звучит отрывок песни в исполнении В. Высотского "Миллион"

Все должны до одного
Числа знать до цифры пять, -
Ну, хотя бы для того,
Чтоб отметки различать.

Хорошо смотреть вперед!
Но сначала нужно знать
Правильный начальный счет:
Раз, два, три, четыре, пять...

До мильона далеко,
Но сначала нужно знать
То, что просто и легко -
Раз, два, три, четыре, пять.
- Здравствуйте, ребята!

-Все вы, наверняка, уже знаете, что наша школа, в течении этой недели будет работать в необычном режиме, а именно, все пять рабочих дней, мы посвятим великой науке - математике. В школе пройдут занимательные уроки, конкурсы математических газет, олимпиады, тестирования и в завершении всего - большой математический праздник.

-Поэтому, сегодня, на уроке музыки, мы тоже постараемся не отходить от общей, математической темы. Наше занятие мы начали с песни про числа, цифры и математику, потому что тема сегодняшнего урока: "Музыка и математика"

-Наверняка, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать, такие, совершенно разные, человеческие культуры? Сегодня, на нашем необычном уроке, я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует. Для этого лишь нужно задуматься, вспомнить, понять, послушать, а самое главное, захотеть каждому ответить на этот вопрос. Ну, как, подходит ли вам моя идея?

-Готовясь к такому необычному уроку, подбирая информацию и интересные факты по этому вопросу, я узнала, что оказывается, люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики. И уже тогда, в древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось ее доказать.

Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики.

Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит мы будем не только размышлять и доказывать, но и петь, слушать , играть, то есть делать все то, что и на обычных уроках музыки. Поэтому нам необходимо подготовиться.

(далее следует обычный набор упражнений, для подготовки к пению:
- попевки, распевание слогов;
- упражнения с речевым аппаратом;
- работа над дыханием.)
На своих занятиях, я часто использую элементы народного творчества - потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.

Одно из упражнений на дыхание, которое очень нравиться детям, называется "Семь Егорок". Взяв хорошее, опорное дыхание, ребенок считает "Егорок, проговаривая вслух: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д пока не закончиться вдох. При подготовке к пению, в этот раз, я акцентировала внимание детей на работе с речевым аппаратом и дыханием. Поэтому, когда мы перешли к скороговоркам, дети сразу предложили "посчитать Егорок"

-Ребята, а для чего мы используем на наших уроках считалку про Егорок? (Ответы детей сводятся к тому, что это упражнение тренирует и развивает дыхание, речевой аппарат, так как считать нужно быстро, четко проговаривая все звуки.)

После того, как несколько детей посостязались в умении "Считать Егорок", учитель обращает внимание на то, что в этой считалке перечисляется натуральный числовой ряд, а ритм, присутствующий в ней, способствует их запоминанию.

-Поэтому, выполняя это упражнение, мы так же тренируем память, повторяем последовательность чисел. А так же, как и многие другие детские стихотворения, считалки можно положить на музыку и тогда они превращаются в песенки.

Итак, мы можем утверждать, что нашли первую ниточку, связывающую музыку и математику.

А теперь, время слушания музыки. Настройтесь, сядьте поудобней, вслушайтесь, возможно, вам оно покажется знакомым. (Д. Кабалевский "Клоуны")

- Какие чувства, настроения выражены в этом произведении? (ответы детей)

- Эту музыку написал Д. Кабалевский, называется она "Клоуны". Как вы думаете, почему? (потому, что слышится две темы, два характера. Когда в музыке изображён весёлый клоун хочется улыбаться, а когда грустный - хмуриться.)

- А как в музыке называется противоположное звучание? (мажор - минор)

- Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Посмотрите на доску, (на доске таблицы: мажор, нечетное, минор, весело, плюс - минус, прямая, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, кривая, грустно, печально, четное, жалобно, уныло, горестно, сложение, вычитание, тоскливо, плачевно, темно). Давайте разберем, что относится к мажору, а что - к минору.

(К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй - для минора.) Обсуждение выбора учащихся у доски.

- Ребята, что вы заметили? ( есть лишние слова)

- Имеют ли связь между собой характеристики, отобранные для мажора и минора? ( Подвести детей к понятию противоположности)

- Вы четко увидели, что в музыке, есть яркие противоположности, а слова, которые нам не подошли, используются в математике. И они тоже противоположны!

- Вывод: И в музыке, и в математике мы встречаемся с противоположностями!

А теперь, время игры! Музыкальная викторина! Вы отвечаете на вопросы, связанные с музыкой, а я с помощью математики, считаю верные ответы! Можно сделать три ошибки, так как в итоги викторины необходимо дать не меньше семи правильных ответов.

Назовите имя известного эстрадного певца, у которого необычайно широким диапазон голоса? (Витас)
Расстояние между двумя звуками - нотами? (интервал)
Имя крестьянина, которого воспел в своей опере М. Глинка? (Иван)
Музыкальный жанр, служащий для синхронного, четкого, движения большого числа людей? (марш)
Австрийский композитор, получивший в XVIII веке звание чудо-ребенок? (Моцарт)
Как музыканты называют пять линеек, на которых пишутся ноты? (Нотоносец)
Как называется большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером? (оркестр)
Как называется опера М. Глинки, написанная на мотив сказки А. Пушкина? (Руслан и Людмила)
Как называется коллектив певцов, руководимый дирижером? (Хор)
Музыкальные буквы?
Почему, в условиях викторины необходимо назвать не меньше семи ответов?
(Подведение итогов)

Ответом на последний вопрос служит количество нот - до, ре , ми, фа, соль, ля, си. (на доске открываются нотный стан и семь нот)

-Как вы думаете, почему нот, имеющих точное название именно семь?

- Вспомните, где и когда мы в жизни встречаемся с числом семь? (Неделя, семья, цвета радуги, Семеро одного не ждут, Семь раз отмерь, Белоснежка и семь гномов, Семеро козлят, Семь пядей во лбу и т.д. )

- Число семь - является очень важным для русских людей, оно несет в себе мистическую напрвленность, об этом вы по-подробнее поговорите на других уроках.

А сейчас мы опять видим, что математика присутствует везде, и в музыке тоже.

-Вы хорошо отвечали на вопосы, поэтому для вас Сюрприз- музыкальная сказка "Волк и семеро козлят". (9 минут)

К сожалению, наш урок подходит к концу, но у нас еще есть время, что бы определить еще одну музыкально - математическую связь.

- Чтобы записать слова - мы используем буквы, числа - цифры, а музыку - ноты.

Мы знаем, что при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).

Сопоставление целого числа и целой длительности. (наглядно показываем, как целое делят на части, например иллюстрация - торт

Математика Музыка (длительность нот)

Целое число (торт) Целая нота

Делим на пополам Половина целой ноты - половинная
(половина торта)

Делим торт на четыре части Делим целую ноту на 4 части – (четвертная)
(получаем одну четвертую)

На восемь (одна восьмая) На восемь (восьмая, восьмушка)

На шестнадцать На шестнадцать (Шестнадцатая)
(одна шестнадцатая)

-Итак, мы видим, ноты записываются с помощью знаков, а их протяженность определяется длительностями, математическим счетом.

- Ребята, конечно же, мы могла найти еще много доказательств взаимодействия музыки и математики. Я, надеюсь, что каждый из вас, теперь с уверенностью, может об этом заявить и отстоять свою точку зрения!

В завершении этого чудесного урока- открытия я предлагаю вам спеть песни, в которых встречаются понятия, законы и составляющие такой великой, могучей, вездесущей науки МАТЕМАТИКИ!

Песенное попурри.
Категория: Отрытые уроки | Добавил: almar71 (02 Апр 2012)
Просмотров: 1949 | Теги: музыке, по, урока, открытого, Математика, музыка, сценарий | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
28 Ноя 2024
03:57


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz