Конспект урока по труду. 2 класс. Тема урока: Коллаж из различных материалов. Матрешка. Цель урока:
1.Расширять знания учащихся о комбинированных работах из различных материалов. 2.Развивать фантазию, умение подбирать цветовой рисунок. 3.Совершенствовать знания учащихся о русских матрешках. 4.Воспитывать аккуратность, внимательность, любовь к народному искусству.
Зрительный ряд: 1.Технологическая карта по изготовлению изделия. 2.Готовые образцы изделия. 3.Таблица по ТБ при работе с ножницами.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок у нас. - Весь готов к уроку класс? Бумага, ножницы, картон. Урок труда - особый он. Все с любовью делать будем, Безопасность не забудем!
2.Введение в тему.
1) Актуализация знаний. -Проверим, как вы знаете технику безопасности на уроке труда. «Правильно ли я говорю?» ( +, - ): 1.На рабочем столе должен быть порядок.(+) 2.Когда режешь, широко не раскрывай ножницы.(-) 3.Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.(+) 4.На перемене, на уроке не выпускай ножницы из рук.(-) 5.При вырезании деталей по одной непрерывной линии, поварачивай бумагу в разные стороны.(+) 6.Линия разметки не должна оставаться на вырезаемых деталях.(-) 7.Клей наноси на деталь толстым слоем.(-) 8.При работе с использованием клея пользуйся кисточкой и тряпочкой.(+) ( +, -, +, -,+, -, -, + ) -Молодцы, вы готовы к работе. 2). Постановка учебной задачи. Сто лет назад известный мастер Игрушку чудную создал. Игрушка – кукла расписная, А как назвать ее, не знал. Красивая игрушка, похожа на Катюшку, А может, на Танюшку?- ей имя подбирал. Красивая игрушка, как русская девчушка, И мастер ту игрушку МАТРЕШКОЮ назвал.
-И сегодня русская матрешка желанная гостья на нашем уроке. Эта расписная деревянная кукла имеет почти столетнюю историю. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.
-Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрешки.
( дети показывают и рассказывают о матрешках из разных уголков России): 1).Наша матрешка прибыла из подмосковного города Сергиева-Посада. Она плотная, приземистая: в сарафане, кофточке с вышивкой, ярком платке и переднике. Одежду украшает орнамент кругляшки горошками. Это одно из самых знаменитых мест, где делают матрешку. 2).А эта темноволосая стройная, вытянутая матрешка из Семенова. Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, а край платка - цепь небольших бутонов. Роспись наносится на естественную золотую игрушку. Самая большая матрешка - высотою в 1 метр вмещала 72 фигурки. 3).В селе Полохово- Майдане Горьковской области сегодня рождаются самые знаменитые матрешки. Они самые яркие, веселые. Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. Вся фигура игрушки расписана листьями, буйно цветущими ветками цветов колокольчиков, ромашек; ягодами шиповника, клубники. Нет завязанных концов на платке, нет привычного сарафана и фартука. Цвет ее одежды ярок: малиново- красный, ярко-желтый, сочно – фиолетовый. 4).Матрешки бывают не только традиционной формы. Еще в начале века в Сергиевом Посаде делали фигуры русских воинов и богатырей. Воинов изображали в полном боевом вооружении, в шлемах с остроконечным завершением. Тело воина защищали щит, шлем, доспехи. Шлемы на Руси ковали из одного металлического листа. Они заканчивались острием, чтобы в бою соскальзывал вражеский клинок. Иногда к шлему прикрепляли узкую стрелку для защиты носа и кольчужную сетку, закрывающую шею. Боевой одеждой, которая защищала воина от удара, служили кольчатый (кольчуга) и чешуйчатый доспехи из мелких металлических пластин, нашитых на кожаную или суконную одежду.
-Как же делают матрешку? (рассказывают дети):
Для ее изготовления выбирают березу или липу. Спиливают ранней весной деревья, очищают от сучков, оставляют кольца из коры. На ветру дерево высыхает до нужной влажности. Бревна разрезают на чурки и на токарном станке начинают вытачивать фигурки. Сначала вытачивается самая маленькая, не открывающаяся фигурка. Затем следующая, сначала нижняя часть- и так ряд за рядом .Дальше все фигурки прошкуриваются и поступают в роспись.
-Я предлагаю создать творческие бригады мастеров села Объячева, которые сделают свою авторскую матрешку или богатыря в технике коллажа.
3.Изучение нового материала. 1) Анализ образца.
-КОЛЛАЖ (от французского слова - приклеивание, наклейка)- техника создания картины способом наклеивания плоских или объемных материалов ( цветной бумаги, газет, обоев, тканей, отделочных материалов, проволоки, дерева, веревки и др.).Техника коллажа впервые использована художниками Пабло Пикассо и Жоржем Браком в 1912 году.
-Рассмотрите внимательно работы. ( На доске представлены образцы работ.) - Обратите внимание на различные сочетания тканей, украшений из бисера, тесьмы, блесток и др. Все они придают работе оригинальность. -На рабочих столах есть все необходимое для работы. Шаблоны деталей лежат у вас на столе: Покажите в своей работе свое умение, терпение, фантазию и творчество.
2) Планирование работы.
Технологическая карта по изготовлению изделия: Перевести выкройку матрешки или богатыря на картон для основы. = Разметить по шаблонам все детали. = Аккуратно вырезать размеченные детали. = Приложить все детали на основу, не приклеивая.= Все детали аккуратно промазать клеем и придавить поверхность наклеенного предмета к картону.= Для украшения используйте тесьму, блестки, бисер и др.
Физминутка. Песня « Матрешки». Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки. Раскраснелись наши щечки, ладушки, ладушки. Завязали мы платочки, ладушки, ладушки. В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки. Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.
3)Самостоятельная работа учащихся. -Итак, мы приступаем к работе. Каждая группа делает только одну поделку, разработав свой творческий проект.
4.Итог урока. --Все работы получились разные, непохожие. Почему? -Что было трудно делать на уроке?
1)Выставка работ. Оценивание. -При оценивании мы будем обращать на аккуратность, самостоятельность выполнения, оригинальность, проявление творчества, выдумки, находчивости. -Что вы заметили интересного? ( Куклы разных размеров). (дети выходят со своими куклами к доске и читают стихи): Кукла первая толста, А внутри она пуста. Разнимается она На две половинки.
В ней живет еще одна Кукла в серединке.
Эту куклу открой- Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притертую, И сумеешь ты найти Куколку четвертую.
Вынь ее, да посмотри, Кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая Куколка пузатая, А внутри пустая
В ней живет шестая.
А в шестой- Седьмая.
А в седьмой- Восьмая. Эта кукла меньше всех, Чуть побольше, чем орех. . - Как и в настоящей кукле у нас тоже целое семейство. Эта кукла – символ любви, дружбы, счастья и благополучия. -Где можно использовать эту поделку?
2)Частушки: 1.Мы матрешки, мы подружки, Утром рано мы встаем, Вшестером поем частушки И танцуем вшестером.
2.Никогда мы не скучаем, Шесть у нас платочков есть. Чашек шесть у нас для чая, И салфеток тоже шесть.
3.И кроваток нам не нужно, Потому что в час ночной Спим мы вместе, Спим мы дружно, Спим мы все одна в другой.
4.Наша русская матрешка Не стареет сотню лет! В красоте, в таланте русском Весь находится секрет.
3)Уборка рабочих мест. -Спасибо за работу. Я думаю, что задачи урока мы выполнили.
Технологическая карта 1. Переведите выкройку на картон для основы. 2.Разметьте по шаблонам все детали на тонкой бумаге. 3.Выкройки наклейте на материал и вырежьте. 4.Аккуратно вырежьте размеченные детали. 5.Приложите все детали на основу, не приклеивая. 6.Все детали костюма приклейте на основу. 7.Для украшения используйте тесьму, блестки, бисер