Пятница, 26 Апр 2024, 03:31
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Не в тему (штрафные)

Какие нотки можно услышать в каменной симфонии одной из приозерских церквей?
Вообще-то из Петрозаводска в Питер удобнее всего добираться по трассе М18 «Кола» (С.-Петербург–Мурманск). Через Олонец, Лодейное Поле, Сясьстрой. 400 км и – вот они, питерские окраины.

Но как-то мне, перед тем как двигать в направлении северной столицы, надо было заскочить в Сортавала. Ну, надо, так надо. И заскочил я. Сделал все дела, которые требовалось. А дальше что? Возвращаться к Олонцу, чтобы там выйти на трассу «Кола»? Так до него от Сортавала почти две сотни верст! И потом ещё три – до Питера. Это ж, с учетом уже пройденного, на триста километров с лишним длиннее привычного маршрута! Может, не стоит возвращаться? Обойдем Ладожское озеро с севера и уже вдоль его западного берега, а не восточного, как обычно, – выскочим к Питеру.

Вот так я и попал в Приозерск. Небольшой, почти 19 тыс. жителей, районный центр на севере Ленинградской области с богатой и интересной историей. О которой, можно рассказывать долго. И не одну историю. Но об этом как-нибудь в другой раз. А сегодня – о стоящей на Соборной площади Приозерска церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Почему именно о ней?

«Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Кто-то говорит, что эту известную фразу 23 марта 1829 г. обронил в разговоре с Иоганном Эккерманом его знаменитый тезка – Гёте. Кто-то приписывает её авторство Фридриху Шеллингу. Но есть и убежденные в том, что эту мудрую мысль задолго до Гёте и Шеллинга высказал греческий поэт Симонид Кеосский (556–469 гг. до н. э.).

Да разве это важно? Главное, кто бы ни был автором фразы, если всё на самом деле именно так и архитектура, действительно, – музыка в камне, то приозерская Рождественская церковь, как минимум – каменная симфония. И если встать под сводами храма и вслушаться… Он о многом может рассказать.

Своё имя эта церковь носит совсем не случайно. 8 сентября 1710 года шведский гарнизон крепости Кексгольм, а именно так тогда назывался Приозерск, капитулировал перед русскими войсками под командованием генерал-майора Роберта (Романа Вилимовича) Брюса. За то столетие, в течение которого город по Столбовскому мирному договору входил в состав Швеции, православных храмов в нём не осталось. Поэтому под церковь переоборудовали построенную в 1692 году на Спасском острове лютеранскую кирку. Её и освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, праздник которой как раз и отмечался именно 8-го (сейчас 21-го) сентября.

Богослужения в этой церкви велись до 1836 года. К этому времени, по всей видимости, из-за слабого фундамента в северной части здания появилось несколько трещин. От храма «отшатнулась» ранее составлявшая с ним единое целое колокольня. И перед городом настоятельно встал вопрос о строительстве нового храма.

Свободное место на возвышении у торговой площади нашли достаточно быстро. А к маю 1838 года были готовы планы фасадов и смета, по которой стоимость строительства оценивалась в 15852 рубля 28 копеек серебром (55 482,28 руб. ассигнациями). По общему правилу, деньги на возведение храма должны были найти сами прихожане, но для новой кексгольмской церкви Святейший синод сделал исключение и вся требуемая сумма была выделена из его бюджета.

Строительство вел местный купец Андрей Васильевич Лисицын. Как сказали бы сейчас – он выступил генеральным подрядчиком. А вот строительный надзор осуществлял автор проекта – Луи Туллиус Иоахим Висконти, прославленный французский архитектор того времени. Да-да, приозерскую Рождественскую церковь проектировал… итальянец.

Нет, никакой описки. По национальности Висконти – итальянец. Но его отец, Эннио-Квирино, министр внутренних дел Римской республики, в 1798 году, после того как на Вечный город напали неаполитанцы, был вынужден покинуть Родину и бежать во Францию. Поэтому своё профессиональное образование Луи Иоахим получал уже в Парижской Школе изобразительных искусств, где под руководством Шарля Персье он с 1808 по 1817 изучал архитектуру.

Построенные по эскизам Висконти фонтаны «Гальон» (1824–28), «Лювэ» (1835–39), «Мольер» (1841–43), «Четырех епископов» (1844) и сегодня служат настоящими украшениями улиц и площадей французской столицы. Но наиболее известное творение Луи Иоахима: гробница Наполеона Бонапарта в парижской церкви Дома инвалидов – водруженный на постамент из зеленого гранита красно-малиновый саркофаг. Но если вдруг где-то вы прочитаете, что он мраморный – не верьте. Это не так. Саркофаг Наполеона изготовлен из кварцита. Причем не простого, а очень редкого – малинового. Единственное в мире месторождение этого камня расположено на юго-западном побережье Онежского озера, неподалеку от небольшого вепсского села Шокша. Оно так и называется – шокшинское.

Этот удивительно красивый камень всегда считался символом власти и использовался исключительно для отделки и украшения наиболее значимых архитектурных сооружений. Вот таких, как саркофаг Наполеона. У нас в России малиновый кварцит можно увидеть в Зимнем дворце, Казанском и Исаакиевском соборах, Михайловском замке. Им же облицован и Мавзолей В.И. Ленина. Да и сама площадь, на которой он стоит, своё название – Красная – получила тоже благодаря малиновому кварциту. Потому что её брусчатка… Да-да, именно он. Малиновый кварцит.

Вот так в каменную симфонию приозерской Рождественской церкви органично вплелись не только франко-итальянские, но и вепсские, и карельские нотки. Шокша, хоть и вепсское село, но лежит на территории Республики Карелия.

А ведь это ещё не всё…

Я уже говорил, что планы фасадов церкви Рождества Пресвятой Богородицы были готовы к маю 1838 года. А как раз в этом году Константин Андреевич Тон (1794–1881) издал альбом чертежей каменных культовых сооружений, ставший отправной точкой возрождения форм древнерусского зодчества. Этот стиль в дальнейшем стали называть «византийско-русским». Или по фамилии его автора – «тоновским».

Одним из известнейших сооружений Константина Андреевича, возведенных в византийско-русском стиле, является московский храм Христа Спасителя. Тон, в присущей ему авторской манере, спроектировал и елецкий Воскресенский собор.

И если вдруг у кого возникнет закономерный вопрос – а какое отношение к Приозерску имеют Москва и Елец? – поясняю. Естественно, что Луи Висконти хорошо знал ампир – официальный архитектурный стиль Первой Империи. Кстати, пришедший в Россию из поверженной Франции, вместе с войсками, вернувшимися из победоносного Заграничного похода. Но разработанные Тоном типовые проекты церквей были обязательны для архитекторов, которые должны были учитывать их форму и стиль при возведении каменных культовых сооружений по всей территории Российской Империи.

Висконти и учел. Вот, например, чуть заостренный кверху, напоминающий шлем древнерусского витязя, купол Рождественской церкви. А по правилам ампира он бы должен быть закругленным. И так – во многих архитектурных элементах церкви. Повторяя форму купола, вытянуты и чуть заострены кверху арочные углубления над открытыми проемами площадки звонов колокольни, над всеми входами в церковь (западный, северный и южный фасады).

Может, приозерская церковь и получилась такой оригинальной, потому что в ней, органически и не противореча друг другу, слились ампирные и русско-византийские архитектурные элементы, а в дополнение к итальянским и вепсским ноткам её каменной симфонии добавились ещё и московские с елецкими?..
Категория: Не в тему (штрафные) | Добавил: Lesha96 (05 Фев 2012)
Просмотров: 685 | Теги: можно, нотки, Какие, приозерских, из, каменной, одной, Симфонии, церквей?, услышать | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
03:31


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz