План-конспект Музыкально-литературной гостиной « Праздников праздник и торжество из торжеств!» (посвящается празднику Пасхи)
1. ЦЕЛЬ: Ознакомить с традициями празднования Пасхи в форме традиционного чаепития, воспитание любви к культурному наследию русского народа.
2. ЗАДАЧИ: - воспитательная - привитие любви к Православной. музыкальной и литературной культуре, воспитание культуры совместного чаепития, поддержания беседы; -образовательная - познакомить детей с различными музыкальными жанрами: симфонической, хоровой, инструментальной и духовной музыки, а также с жанром авторской песни. Познакомить учащихся с творчеством русских поэтов. -развивающая - развитие кругозора учащихся, развитие навыка непринужденного общения, развитие умения применить полученные знания на уроках музыки на практике.
3 УЧАСТНИКИ: представитель духовенства, поэт-бард, родители, старшеклассники, уч-ся средних и младших классов, гости.
4.ОБОРУДОВАНИЕ: кабинет с накрытыми столами (чай, сладости, пасхальные куличи, яйца), М\медиа с изображением библейских и пасхальных картинок, портрет Рахманинова, икона "Воскресение", фортепиано, проигрыватель СД.
5. ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети входят в гостиную и встают перед иконой "Воскресение Христово"
1. Слово приглашенного священника и ведущего 2. Исполнение Пасхального Тропаря "Христос воскресе!"
1 ученик: Отче наш! Сыну моленья внемли! Все проникающую, все созидающую Братскую дай нам любовь на земли! 2 ученик: Сыне, распятый во имя любви! Ожесточаемое, оскудеваемое Сердце ты в нас освежи, обнови!
Рассказ ведущего о Пасхе. Ведущий предлагает прослушать Пасхальную стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе" (прил.2) в исполнении Трио старшеклассников.
Гость взрослый: Есть хорошие пословицы "Через тернии к звездам". Так и Пасха не возможна без воспоминаний событий Страстной седмицы, так и настоящее счастье приходит после пережитых испытаний как награда...(Рассуждает о событиях Страстной седмицы) Я хочу предложить стихотворение Я. Полонского "Пасхальные вести" . На фоне стихотворения звучит произведение С.Рахманинова "Светлый праздник" - это произведение эмоционально соответствует стихотворению. В оркестре мелодия вначале звучит тихо и печально, а потом громко и радостно, в мелодии узнается звучание ТРОПАРЯ ПАСХИ, которым открывалась гостиная).
Весть, что люди стали мучить Бога, К нам на север принесли грачи... Потемнели хвойные трущобы, Тихие заплакали ключи... На буграх каменья обнажили Лысины, покрытые в мороз... И на камни стали капать слезы Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой, Принесли скворцы в лесную глушь: На Кресте Распятый, всех прощая, Умер Бог, Спаситель наших душ. От таких вестей сгустились тучи, Воздух бурным зашумел дождем... Поднялись, морями стали реки, И в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна: Бог воскрес и смерть побеждена! Эту весть победную примчала Богом воскрешенная весна... И кругом леса зазеленели, И теплом дохнула грудь земли, И внимая трелям соловьиным Ландыши и розы зацвели! ( Слушаем до конца "Светлый праздник", ведущий представляет гостям произведение, обсуждаем музыку)
Гость-Бард:" Пасха - это всегда весна. Весна, пробуждение души, Весна-пробуждение природы, (рассуждает о празднике Пасхи). Но, чтобы душа человека пробудилась, необходимо, чтобы луч света коснулся этой души. Позвольте представить вашему вниманию песню современного композитора В. Щукина на слова Н. Гумилева "Храм Твой, Господи, в Небесах!". Там есть замечательные слова " Перед Той, что сейчас грустна появись как Незримый Свет... Та - это может быть женщина, а может быть Родина, А МОЖЕТ БЫТЬ И ДУША ПОЕЭТА...
(Исполняет под гитару)
Храм Твой, Господи, в Небесах... Но земля тоже Твой приют. Расцветают липы в лесах И на липах цветы поют.
Точно Благовест Твой - Весна По веселым идет полям А весною на крыльях сна Прилетают ангелы к нам.
Если, Господи, это так Если праведно я пою, Дай мне, Господи, дай мне знак, Что я волю понял Твою...
Перед Той, что сейчас грустна Появись, как Незримый Свет И на все, что спросит Она ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ дай ответ... (Обсуждение песни)
1 ребенок: Хвалите Господа с Небес И пойте непрестанно Исполнен мир Его чудес И славы несказанной
2 ребенок: Хвалите Господа с Небес Холмы, утесы, горы. Хвалите. Смерти страх исчез, Светлеют наши взоры.
Все дети: Христос воскрес! Христос воскрес! И смерть попрал навеки!
3 ребенок:
Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с Небес
Все дети: Христос воскрес! Христос воскрес!
В исполнении педагога звучит Этюд-картина С. Рахманинова ми мажор
(Обсуждение этюда-картины. Почему этюд- картина? Колокольная тема в этюде и во всем тв-ве Рахманинова.)
В исполнении участников гостиной звучит стихотворение К. Феофанова:
Под напев молитв Пасхальных И под звон колоколов К нам летит весна из дальних, Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе Млеют темные леса, Небо блещет, точно море, Море, точно небеса
Сосны в бархате зеленом, И душистая смола По чешуйчатым колоннам Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня Я заметил, как тайком Похристосовался ландыш С белокрылым мотыльком.
Звонко капают капели Возле нашего окна. Птицы весело запели, Пасха в гости к нам пришла!
( В исполнении ансамбля младших классов звучит песня "Чудо выше всех чудес")
Пожилой гость. Наш народ всегда любил праздник Пасхи. Даже тогда когда закрывались храмы и вера была гонима Позвольте зачитать воспоминания доктора П.Гендрикса из г. Дердрехт в Голландии, совершившего в 1937 году путешествие в СССР. (Зачитывает) (прил.4)
Гость из взрослых: В детстве я вспоминаю, как мы с мамой красили пасхальные яйца. Яйцо - это символ Пасхи, символ Жизни. С наружи оно кажется мертвым, а внутри - жизнь (цыпленок). ( Обсуждаем тему Пасхального стола, традиции крашения яиц, предание о Марии Магдалине).
Ведущий: И сегодняшний наш стол украшают Кулич и Пасха, а также красивые яйца, раскрашенные учениками. Давайте преступим к праздничному чаепитию. Примите все поздравление с Светлым праздником Пасхи ( Поздравляет всех собравшихся гостей).
Позвольте завершить мое поздравление словами ап. Павла, а самые маленькие участники гостиной помогут мне их озвучить Апостол Павел говорит: "Если я знаю все тайны мира, имею такую веру, что и горы могу переставлять. а ЛЮБВИ не имею, то Я -ничто... ( Дети по-очереди): - Любовь все терпит -Любовь милосердна -Любовь не завидует -Любовь не превозносится -Любовь не ищет своего -Любовь не радуется неправде, а радуется истине, -Любовь все покрывает Любовь НИКОГДА НЕ КОНЧАЕТСЯ...
И мы желаем вам, дорогие друзья (все хором): ТАКОЙ ЛЮБВИ!!! ( Чаепитие, обмен подарками)