Воспитательная работа с детьми, испытывающими трудности в регуляции поведения
Система работы с коллективом младших школьников
Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.
Сущность социализации состоит в том. Что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. При работе с детьми я ставлю цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся моего класса овладеть навыками общения друг с другом. В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя. Способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.
Первый вопрос, который решается – это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде. Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах или для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца в учебной деятельности.
Получив детей в первом классе, я обращаю внимание на то какие они и что бы я хотела получить. Учитывая особенности каждого из них. В школу приходят дети с особенностями в поведении и общении. Стратегия, с которой я работаю, это разъяснение каждой ситуации, разбор всех конфликтов между детьми, хорошо это или плохо и конечно связь с родителями, они всегда принимают активное участие в жизни класса. Я всегда последовательна, предсказуема и постоянна в своих действиях и реакциях на поведение детей. У нас в классе есть правила, которым мы следуем (Примеры правил: быть вежливым, слушать одноклассников, быть терпимым и т.д.). Дети попадают в ситуацию стабильных и постоянных требований (многие имеют опыт не последовательных требований со стороны родителей в семейном воспитании). У ребенка появляются четкие границы приемлемого поведения. Если ребенок удерживается в рамках хорошего поведения, он получает подкрепление в виде особого внимания учителя, описательной похвалы – таким образом, поддерживается позитивный «образ Я» ребенка. В случае нарушения правил поведения или норм общения ситуация разбирается вместе с ребенком (и обиженной стороной) и совместно вырабатывается алгоритм действий. Который отрабатывается в ходе ежедневной работы. Ребенок получает опыт адекватных последствий своего поведения, что позволяет ему постепенно принять и начать следовать социальным нормам.
Вся работа по социализации помогает ребенку: приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научаться чувствовать и понимать других людей; приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека; увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.