Воскресенье, 28 Апр 2024, 16:34
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Разное (для начальных класов)

Работа с текстами малой стихотворной формы – хокку
Автор: Артушенко Наталья Викторовна, учитель начальных классов второй квалификационной категории МКОУ «Седельниковская СОШ № 1», с. Седельниково Омской области

Сегодня в обновленной традиционной системе обучения существует десятки вариативных УМК, таких, как: «Гармония» (руководитель Н.Б. Истомина), «Начальная школа XXI века» (руководитель Н.Ф. Виноградова), «Перспективная начальная школа» (руководитель Р.Г. Чуракова), «Школа 2010» и другие, которые направлены на реализацию принципов развивающего обучения и представляют возможность работать в системе альтернативных образцов.

Широкое внедрение в школьную практику педагогических систем, новых технологий авторских концепций, программ и учебников оказало огромное влияние на принятие и осознание учителями новой парадигмы образования и привело к самостоятельному решению, к выбору вариативных моделей и альтернативных учебников, к применению новых педагогических технологий.

С прошлого учебного года я работаю по вариативной модели УМК «Перспективная начальная школа».

В соответствии с основными методическими особенностями комплекта, УМК «Перспективная начальная школа» ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения по УМК принципиально изменяет позицию ученика: существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения.

Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок, самостоятельно ставит перед собой цели. осознает их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения нестандартных задач, любую задачу может решить творчески; осуществляет самоконтроль самооценку, т.е. ребенок выступает в процессе обучения как субъект деятельности, что является главной идеей теории развивающего обучения.

При работе по УМК роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает. Но для учащихся он в данном случае равноправный партнер по учебному общению. Косвенное руководство учителя предполагает свободу ученика в выборе способа средства и даже вида деятельности; предоставляет учащимся возможности строить предположения, гипотезы, обсуждать различные точки зрения: охраняет его право на ошибку, особое мнение на инициативу и самостоятельность; побуждает к самоконтролю по оценке не только результата, но главное деятельности.

Мне хотелось бы обратить внимание коллег на некоторые особенности курса литературного чтения в рамках названного учебно-методического комплектана на примере одной из глав.

Литературное чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В.А. Сухомлинский говорил о том, что «чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Учебно-методический комплект, как уже было сказано выше, решает ряд задач. Так по литературному чтению наряду с общедидактическими, теоретическими задачами есть такие нравственные и эстетические, как:

– формировать представление о том, что быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями, любить и быть любимым – это богатство и ценность.

– формировать представление о том, что красота – это то, что вокруг, необходимо лишь научиться ее обнаруживать.

Для выполнения этих задач на протяжении всего курса изучения предмета использованы и тексты классиков японской поэзии – хокку.

Хокку (хайку) – лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой, но это не просто поэтическая форма, а нечто большее – определённый способ мышления, особый способ видения мира. Хокку соединяет мирское и духовное, малое и великое, природное и человеческое, сиюминутное и вечное.

Какое бы хокку мы ни взяли, всюду один главный герой – человек. Поэты Японии в своих хокку стараются рассказать, как человек живёт на земле, о чём размышляет, как грустит и веселится.

Весна – Лето – Осень – Зима – это традиционное деление имеет более широкое значение, чем простое распределение стихотворений по сезонным темам. В этом едином временном пространстве движется и изменяется не только природа, но и сам человек, в жизни которого есть свои Весна – Лето – Осень – Зима. Мир природы соединяется с миром человека в вечности. А ещё они помогают нам чувствовать и понимать прекрасное. Ведь в природе всё прекрасно: и огромный дуб, и невзрачная травинка, и благородный олень, и зелёная лягушка. Японские поэты учат нас беречь всё живое, жалеть всё живое, потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком.

Поэты повторяют вновь и вновь: всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку, воспевающая человечность в Природе и одухотворяющая жизнь Человека.

Важность обращения к этому жанру поэзии состоит в том, что каждое стихотворение – очень мало по объему и в этом смысле «ребенкоразмерно» (школьник легко удерживает его в памяти) и чрезвычайно емко по смыслу. В нем сразу – либо картина мира, либо серьезный нравственный вывод.

Особое внимание при изучении хокку следует уделить работе воображения, созданию картины. Зрительные образы воздействуют на ребёнка сильнее, чем словесные. Некоторые трехстишия учащимся предлагается проиллюстрировать самим, другие – имеют художественное подкрепление – иллюстрацию в «Музейном Доме» – одном из разделов учебника, где размещены иллюстрации картин великих художников.

Хочу процитировать авторов комплекта: «Эти произведения учат нас присматриваться к окружающему миру, ценить все его творения и создания, обнаруживать красоту в обычном, не ярком, в том, что не бросается в глаза. Конечно, красоту павлина, который раскрыл свой хвост, оценить легче, чем красоту скворца. Но тренированный глаз, взгляд наблюдательного человека обнаружит, насколько замечателен скворец. Человеку, который многое замечает, намного интереснее жить: ему принадлежит весь мир, а не какие-то единичные, бросающиеся в глаза предметы этого мира».

Конечно, объяснять это не просто сложно, но и бессмысленно, если все рассуждения не будут подкреплены специально-организованной деятельностью наблюдения. Именно поэтому авторами комплекта была разработана пошаговая система рассматривания живописных произведений наряду с литературными.

Произведения Басё, Исса и других классиков японской поэзии начали появляться на уроках литературы совсем недавно, а тем более на уроках литературного чтения в начальной школе. Все они открывают для нас красоту – в простом. Предстоит понять одно из главных правил: всматривайтесь, чтобы увидеть и понять суть вещей.

Любовь к этим стихам, их понимание редко возникают сразу, при первом неподготовленном чтении. Большинство учащихся отталкивают краткость («как будто это отрывок откуда-то»), отсутствие рифмы, неясность смысла. Некоторым детям не нравится то, что стихи грустные; другие, наоборот, называют их смешными.

Но ребёнка обязательно привлечёт то, что заинтересовало его педагога. Ребёнок должен постараться открыть в хокку новый смысл уже знакомых слов. Если учитель с восхищением рассказывает о японской поэзии и одновременно учит детей понимать особый смысл произведения, то никто не останется равнодушным.
Категория: Разное (для начальных класов) | Добавил: almar71 (12 Мар 2012)
Просмотров: 1005 | Теги: хокку, Формы, стихотворной, работа, малой, текстами | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
28 Апр 2024
16:34


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz