Конкретные цели урока: закрепить факторы, влияющие на здоровье, повторить о вреде курения, о режиме дня, о правильной пище, о занятиях спортом, об их пользе и вреде.
Оборудование рабочего места учителя: учебник, иллюстрации.
Литература: учебник А.В. Гостюшин "Основы безопасности жизнедеятельности" 1-4 класс.
План урока:
I.Орг. момент II.Изучение нового III.Подведение итогов
Ход урока
Этап урока
Примечание
Орг. момент
Здравствуйте! Сегодня урок ОБЖ проведу у вас я. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку:
Изучение нового
Как вы думаете, что влияет на здоровье? Режим дня, занятия физкультурой, правильное питание, отсутствие вредных привычек, окружающая среда. Молодцы. Давайте, сейчас поговорим о каждом пункте поподробнее. Что такое режим дня? Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Для чего он нужен? Для того чтобы меньше уставать, чтоб все успевать. Режим дня приучает к порядку. Давайте с вами сейчас составим примерный режим дня для ученика 4 го класса.
7.00 Подъем
7.00-7.10 Заправка кроватей, умывание
7.10-7.20 Зарядка
7.20-7.35 Завтрак
7.35-7.45 Сбор в школу
7.45-8.05 Дорога в школу
8.05-13.15 Учеба
13.15-14.15 Дорога домой и прогулка
14.15-16.00 Свободное время, посещение «кружков»
16.00-19.00 Домашнее задание
18.30-19.30 Помощь по хозяйству
19.30-20.00 Ужин
20.00-22.00 Свободное время
22.00Сон
А как надо готовить уроки? В комнате должно быть душно или проветрено? Проветрено. Тихо или шумно? Тихо. Сначала нужно делать более трудные или легкие уроки? Трудные.
Ребята, а кто-нибудь занимается в секциях? В каких? Нравятся ли вам занятия? Вы пошли на них, потому что родители заставили или сами захотели? Что вам дают эти занятия? Успеваете ли вы делать уроки и помогать по хозяйству? А что подразумевает правильное питание? Есть натуральную пищу, есть вовремя, не есть всухомятку. А какие продукты лучше не употреблять? Чипсы, газировку, жвачку, шоколадные батончики, алкогольные напитки. Также неблагоприятно сказываются на здоровье еда быстрого приготовления и еда из фастфуд (быстрое питание, наподобие Мак Дональдса). Вот некоторые факты и статистика.
Каждый день в Америке около 200 000 людей страдают от пищевых отравлений, 900 попадают в больницы и 14 умирают.
Средний американец съедает 3 гамбургера и 4 порции картошки каждую неделю.
В Америке колу пьют даже 2-летние малыши.
Видеозаписи в фастфудах Лос-Анджелеса показали, что работники-тинейджеры чихают в еду, лижут пальцы, ковыряют в носу, тушат сигареты о продукты, роняют их на пол.
В миксерах живут тараканы, а мыши лазают по ночам на оставленных для разморозки гамбургерах... Известно, что многие работники фастфуда не едят в родном кафе, пока сами не приготовят себе порцию.
На самом деле и японцы, и все прочие клиенты "Макдональдса" всего за несколько лет превращаются в толстяков. 54 миллиона американцев страдают ожирением, 6 миллионов супержирны - они весят больше нормы на 45 кг. Ни одна нация в истории не толстела так быстро.
Каждый год в США от ожирения умирают 28 тысяч человек.
Должно быть трехразовое питание: завтрак, обед и ужин. Для организма лучше, если установлен режим, то есть режим приема пищи в одно и то же время. Организму проще усваивать и переваривать такую пищу.
Природа заложила в наш организм огромный запас прочности. Например, сердце в покое перегоняет по организму 5 литров крови в минуту. У тренированного спортсмена в момент наибольшего напряжения, оно может дать 20 и даже 30 литров. И такой резерв есть у всех органов – от легких до мозга. Сейчас мы прочитаем про то, как люди в момент опасности могут делать вещи, которые в обычной ситуации повторить не смогли бы. Откройте учебник на стр. 247, 3й абзац сверху. Хорошо, что у человека есть такие резервы. Но с другой стороны, из-за них мы не сразу ощущаем опасности многих вредных привычек. Например, курение. Ни для кого не секрет, что курить вредно, и что табачный дым небезопасен. Ядовитые вещества медленно разрушают легкие, сердце, кровеносные сосуды. Только человек замечает это не сразу. Многие школьники сознательно отравляют себя. И делают это, потому что боятся, что будут выглядеть «белой вороной» среди курящих сверстников. Или потому что хотят показаться взрослее. Но не у каждого хватает сил отказаться от сигареты в курящей компании. Начать курить очень просто, гораздо труднее этого не сделать. Курить не значит быть взрослым, суметь устоять и проявить силу воли – это по-настоящему поступок взрослого человека.
Вот посмотрите, что становится с зубами курильщиков, с его легкими.
И сравните с этими же органами у здорового человека.
Послушайте, пожалуйста, отрывок из рассказа Марка Твена «Том Сойер и Гекль БериФин».
Они вернулись на остров веселые и опять принялись за игры, болтая наперебой об удивительной выдумке Тома и восторгаясь его изобретательностью. После роскошного обеда из яичницы и рыбы Том объявил, что теперь он, пожалуй, поучился бы курить. И Джо воспламенился этой мыслью и сказал, что ему тоже хотелось бы попробовать. Гек сделал им трубки и набил табаком. Оба новичка не курили до сих пор ничего, кроме виноградных листьев, от которых только щипало язык, да это и не считалось настоящим куревом.
Они развалились на земле, опираясь на локти, и начали попыхивать трубками, очень осторожно и не без опаски. Дым был неприятного вкуса и застревал в горле, но Том сказал:
— Да это совсем легко! Если б я знал, что это так просто, я бы давно выучился.
— И я тоже, — подтвердил Джо. — Ничего не стоит.
— Сколько раз я видел, как другие курят, вот бы, думаю, и мне тоже, — сказал Том, — только я не знал, что смогу.
— Вот и я тоже, правда, Гек? Сколько раз я при тебе это самое говорил, ты ведь слышал, Гек? Вот Гек скажет, говорил я или нет.
— Ну да, сколько раз, — подтвердил Гек.
— И я тоже, — сказал Том, — тысячу раз говорил. Один раз около бойни. Помнишь, Гек? Еще тогда были с нами Боб Таннер, Джонни Миллер и Джеф Тэтчер. Ты ведь помнишь, Гек, я это говорил?
— Ну да, еще бы, — сказал Гек. — Это было в тот самый день, когда я потерял белый шарик. Нет, не в тот день, а накануне.
— Ага, что я тебе говорил, — сказал Том. — Вот и Гек тоже помнит.
— Мне кажется, я бы мог целый день курить трубку, — сказал Джо. — Ни капельки не тошнит.
— И меня тоже ни капельки, — сказал Том. — Я бы мог курить целый день. А вот Джеф Тэтчер, наверно, не мог бы.
— Джеф Тэтчер! Да он от двух затяжек под стол свалится. Пускай попробует хоть один раз. Где ему!
— Ну конечно. И Джонни Миллер тоже, — хотел бы я посмотреть, как он за это примется!
— Еще бы, я тоже! — сказал Джо. — Куда твой Джонни Миллер годится! Его от одной затяжки совсем свернет.
— Ну да, свернет. А хотелось бы мне, чтобы ребята на нас поглядели теперь.
— И мне тоже.
— Вот что, друзья, мы никому ничего не скажем, а как?нибудь, когда они все соберутся, я подойду к тебе и скажу: «Джо, трубка с тобой? Что?то захотелось покурить». А ты ответишь так, между прочим, будто это ровно ничего не значит: «Да, старая трубка со мной, и запасная тоже есть, только табак неважный». А я скажу: «Это ничего, лишь бы был покрепче». А ты достанешь обе трубки, и мы с тобой закурим как ни в чем не бывало, — то?то они удивятся!
— Ей?богу, вот будет здорово! Жалко, что сейчас они нас не видят!
— Еще бы не жалко! А когда мы скажем, что выучились курить, когда были пиратами, небось позавидуют, что не были с нами?
— Конечно, позавидуют! Да еще как!
Как мы уже сказали, что природа дала нашему организму большие резервы. Но сделали это хитро. Резервы каждого органа проявляются только в том случае, если их время от времени используют, тренируют. А если ты травишь организм, то резервы органов будут постепенно уменьшаться.
Окружающая среда также влияет на организм, на здоровье человека. Загрязненность воздуха, частые смены погоды, ультрафиолетовое излучение, загрязненная вода – все это отнюдь не улучшает здоровье нашего организма.
Поэтому нужно беречь не только свое здоровье, но и чистоту окружающей среды. Ведь здоровому человеку живется легче и лучше. И ради своего здоровья стоит немножко потрудиться.
На доску вывешиваются пункты распорядка дня Показываются иллюстрации зубов\легких больного\здорово-го человека Зачитывается отрывок из рассказа
Подведение итогов
Что мы проходили сегодня на уроке? Что нового изучили? Что вам понравилось? Что нет?