Настоящая фамилия его была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский. Он родился в Петербурге в одна тысяча восемьсот пятьдесят втором году. Его отец был боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Крестил Гарина царь Николай Первый, едва ли предвидевший, что его крестник к концу своей жизни будет социал-демократом.
В одна тысяча восемьсот семьдесят втором году он поступил в Институт путей сообщения (в Петербурге) и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях.
Отсюда его знакомство с народом: в качестве инженера-практика он постоянно сталкивался с крестьянами и рабочими и чем больше узнавал их, тем больше любил. В те годы он считал себя народником, то есть веровал, что у России другая судьба, чем у прочих европейских народов, что Россию будто бы минует капиталистический строй, так как у русской деревни есть община, которой не знают европейцы.
Его помыслы были направлены к народному благу, хотя в ту пору он, при всём своём радикализме, относился к народу как благожелательный барин. Барин чувствовался в нём на каждом шагу, добрый, великодушный, но — барин. (По К. Чуковскому.)
Задание Вспомните, с какими произведениями Н. Г. Гарина-Михайловского вы знакомы. Каковы их темы? Отражается ли в них вывод, сделанный в данном тексте?