- Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению - Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы: а) анализ сюжета б) выборочное чтение в) просмотровое чтение г) чтение про себя - Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему. - Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность - Создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы и театрального искусства. Оборудование:
1.Мультимедийный проектор, презентации. 2.Музыкальные произведения: А. Вивальди "Зима", П.И.Чайковский "Январь. У камелька" (из цикла времена года) 3.Художественные фотографии русской зимы. 4.Иллюстрации к произведениям, модели обложек книг, наборы для моделирования. 5.Карточки с заданиями. 6.Кукольный театр "Мороз и Морозец". 7.Детские книги. 8.Выставка: "Поэтический словарь", "Словарь сказочных слов", книги-самоделки, модели обложек. Ход урока:
1.Организационный момент.
- приветствие. - эмоциональный настрой -Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
-Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:
Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся Души их до донышка. И тогда увидите Вы картины светлые, Облака небесные, Легкие, несмелые. 2.Актуализация знаний.
-Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно?
-Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке? (теплая, добрая, прекрасная…)
-Сегодня мы будем говорить о зиме. Вы прочитали много произведений о зиме, и мы вспомним некоторые из них.
3. Литературный диктант
4.Проверка домашнего задания (Беляков И. "О чём ты думаешь, снегирь?")
-Ребята, сегодня вы проверите домашнее задание друг у друга с помощью таблицы (показ таблицы), которая есть у каждого.
Имя чтеца
Темп
Выразительность, тон
Паузы
Ошибки в произношении
Оценка
-У кого есть вопросы? Будьте объективны. Желаю вам успеха.
Оценку ученики делают словесно: "Например, Катя читала четко, соблюдала правильный тон. Обращала внимание на знаки препинания и выделяла их голосом, не сделала ни одной ошибки (или: допустила ошибку в произношении слова "чтобы" [чтобы], надо читать [штобы]".
Итог проверки.
-Кто рассказал стихотворение без ошибок - молодцы. У кого были ошибки - постарайтесь в следующий раз исправить их.
5 Повторение.
а) Работа с детской книгой
Группы учеников (по 4 человека в группе) получают комплекты детских книг. Каждый ученик должен выбрать из стопки книг 1 (с произведениями о зиме), объяснить, почему он считает, что в этой книге - произведения о зиме, назвать автора (если есть), название произведения, жанр.
б) Угадай произведение по плану, по имени главного героя.
ПЛАН 1.
1.Сколько детей было у Деда Мороза? 2.Что сделал Ветер? 3.Какую работу сделал Лёд? 4.О чём говорил Иней? 5. (р.н.с. Дети Деда Мороза) ПЛАН 2
1.Беляки-зайцы. 2.Охотник. 3. (Соколов-Микитов И. зима в лесу) ПЛАН 3
1.Первый, октябрьский снег.
2.Январский снег.
Февральский снег.
4. (Иванов С. Каким бывает снег)
ПЛАН 4
1.Ноги промочил. 2.Всем вам Крышка 3. (Шим Э. Всем вам крышка) Учащиеся работают по группам.
I группа -название произведения
II группа - жанр, тема
III группа - автор
IV группа - озаглавьте последний пункт плана.
ГЕРОИ:
-Морозко (Шим Э. Всем вам крышка)
-Дед Мороз, Ветер, Лёд, Иней, Снежинка (р.н.с. Дети Деда Мороза)
-Снегурочка (Даль В. Девочка Снегурочка, р.н.с. Снегурочка)
-Чук и Гек (Гайдар А. Ёлка в тайге)
-Мороз Иванович (Одоевский В. В гостях у дедушки Мороза)
-охотник (Соколов-Микитов И. Зима в лесу)
-Катя, Коля, Саша, Женя (Сутеев В. Снежный зайчик)
-белочка (Скребицкий Г., Чаплина В. Как белочка зимует)
-снегирь (Беляков И. О чём ты думаешь, снегирь?)
-ёлочка (Маршак С. Декабрь)
I группа -название произведения
II группа - жанр
III группа - тема
IV группа - автор
в) Из какого произведения этот отрывок?
Читаю отрывок. Учащиеся работают в группах.
I группа -название произведения
II группа - жанр, тема
III группа - автора
IV группа - читает продолжение этого отрывка, найдя его в своих учебниках.
г) "Укрась ёлочку"
(Из карточек с названиями произведений о зиме на доске составлены ёлочки. Каждая группа украшает свою ёлочку, размещая на "ветках" - заместителей жанров и тем)
д) Работа с иллюстрациями
Показываю иллюстрации к произведениям. (см. презентацию). Учащиеся работают в группах.
I группа -название произведения
II группа - жанр, тема
III группа - автора
IV группа - находит и зачитывает отрывок из произведения, подходящий к этой иллюстрации.
е) "Собери цепочку"
фамилия писателя - имя, отчество писателя - название произведения -
книжка-самоделка?
Физ. минутка.
Не боимся мы пороши - Ловим снег хлопком в ладоши Руки в стороны по швам Снега хватит нам и вам! Мы шагаем по сугробам. По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу Проложи себе дорогу. -Ну что ж присядьте, немножко отдохнем.
Если группа справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
6. Спектакль "Мороз и Морозец"
7. Творческая работа:
I группа - чтение по ролям сказки "Мороз и Морозец" (подготовка)
II группа - изготовление модели обложки сказки "Мороз и Морозец" (на обратной стороне листа можно сделать иллюстрацию)
III группа - изготовление книжки-самоделки "Мороз и Морозец"
8. Подведение итогов.
Продолжи предложение:
1.Я выполнил правильно… 2.Я доволен своей работой, потому что… 3.Я допустил ошибку… Расскажи об этом:
1.Это я знаю и могу выполнить… 2.Этого я ещё не знаю (не умею)… 9. Рекомендации для самостоятельной работы: