Четверг, 02 Май 2024, 06:04
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

Урок чтения в 3 классе по системе Л. В. Занкова
Тема:
«Такой хрупкий и такой прочный мир чувств»
Сергей Козлов «Лисичка»
Михаил Лермонтов «На севере диком…»
Михаил Лермонтов «Парус»

Цели:
1. Расширить представление о мире чувств.
2. Воспитывать умение видеть красоту вокруг.
3. Воспитывать лучшие черты характера: сочувствие, умение дружить.
4. Работать над формированием правильного беглого, выразительного чтения.

I. Организационный момент

- Улыбнитесь! Порадуйтесь встрече!
Пусть нам сегодня сопутствует удача и успех.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет!
С.Я. Маршак
II. Проверка домашнего задания
- Что читали дома?(Рассказ И.Тургенева «Воробей»)
- О чем рассказ Ивана Тургенева?
(о самопожертвовании, любви)
- Прочитайте эпизод, который производит самое сильное впечатление?
- Как ты понимаешь слово «благоговение»?
(Благоговение – чувство глубокого восхищения)
- Перед чем благоговел автор?
-Что такое любовь?
Любовь- это такое чувство, которое прячется в сердце и распускается, как прекрасный цветок, когда чувствуешь привязанность, красоту, когда тебя тянет к чему-либо, к кому-либо, когда тебе очень-очень хочется заниматься каким-нибудь делом.

- Оправданно ли помещение рассказа Ивана Тургенева в эту главу?
- А как называется эта глава?
III. Введение в тему урока
Сегодня мы продолжим путешествовать по миру чувств такому хрупкому и такому прочному.

- Как вы думаете, о чем может рассказывать текст с названием «Лисичка»?

Сергей Козлов - известный детский писатель и поэт. С его произведениями мы уже встречались.

- Что вы читали?
IV. Работа с текстом
1. Чтение сказки «Лисичка» учителям
- Почему эта сказка так странно называется «Лисичка»? Разве он о лисичке?
- Можешь придумать более подходящее название?
2. Чтение учащимися по частям
- Почему плакал Медвежонок?
- Чего бы ему хотелось (хотя он и понимал, что это невозможно)?
- Давайте проследим, что происходит с медвежонком
• плакать хочется (растерянность, грусть, тоска)
• заплакал
• разрыдался
• разревелся еще пуще
• горько плакал и вздрагивал
• отвлекся

- Найди и зачитай описание пути Ежика и Медвежонка на гору
- Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности?
- Что за прием: после такой картины показать прекрасный золотой гриб?
( контраст)
- О чем же Ежик пытается сказать Медвежонку, показывая ему лисичку?
- Это обязательно должна быть лисичка?
3.Работа по иллюстрации
- Рассмотрите иллюстрацию с.120
- Какой Медвежонок?

• впечатлительный
• мечтательный
• грустный
• печальный
• добрый
- Какой Ежик?

• чуткий - Как назвать одним словом черту характера?
• внимательный
• душевный
• доброжелательный сострадание
• отзывчивый
• энергичный

4. Работа по толковому словарю
- Найдите значение слова СОСТРАДАНИЕ
(Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чем-нибудь несчастием, горем.)

- Как назвать душевное состояние Медвежонка?
(одиночество)
- Обратимся к толковому словарю, найдите значение слова ОДИНОЧЕСТВО
(Одиночество - состояние одинокого человека.
Одиночество – щемящее чувство радости, смешанное с тоской, это и печаль, и такое чувство, которое трудно объяснить).

5. Чтение текста по ролям.
(При чтении передать душевное состояние героев)
- Почему же сказка называется «Лисичка»?
-Какой вывод можно сделать?
(Нельзя поддаваться унынию, надо уметь видеть прекрасное вокруг, уметь радоваться, и одиночество отступит)

V. Физкультминутка

- Как живешь?
- А плывешь?
- Как бежишь?
- Вдаль глядишь?
- Ждешь обед?
- Машешь вслед?
- Утром спишь?
- А шалишь?
- И на уроке как сидишь?
VI. Чтение хокку
- Прочитайте трехстишие про себя?
- Что это?
- Какие чувства испытывает герой этого хокку? – Если судить по первой строчке? (Обрати внимание на каждое слово).

- А как ты понимаешь две последние строчки: чем озабочен герой?
- Чего бы ему очень хотелось?

- Прочитайте хокку, передав чувства автора.
VII. Картинная галерея
Отправимся в галерею.
Учитель: (стих. Татьяны Курбатовой – тамбовской поэтессы)
Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте
Движенья кисти, как смычок в руке.
Он пел о радости, о вере и надежде,
О том, что есть и том, что было прежде,
О тех, кто с ними и тех, кто вдалеке.
Отдав холсту души своей тепло,
Творил художник тихо и светло.

- Найдите в галерее картину Марка Шагала «Часы»
Мы уже встречались с картинами этого художника; в 35 лет он покинул Россию. Он постоянно ощущал связь с Родиной, считал себя русским художником, хотя его относят к разряду французских мастеров.
Марк Шагал говорил, что нет ни одного сантиметра в его картинах, в котором бы не было ностальгии по Родине.
- О чем картина и почему так называется?

На картине на переднем плане в центре большие часы, символизирующие неумолимый бег времени. Слева, в углу картины – у темного окна маленький человек.
Использование контраста (часы огромные и маленький человек)
Неяркие краски (грязно-желтый – преобладает)
Темные краски (черный, синий) говорят о душевном состоянии художника.

Сочетание цветов, композиция соответствует чувствам, мыслям автора, ярко, точно передают одиночество.
VIII. Работа с текстом с. 122
1.Прочитать
-Чем проникнуто одиночество?
На доске:
тоска
печаль
грусть

одиночество

мечта
ожидание

IX. Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова “На севере диком” (Портрет)
- А теперь давайте прочитаем стих М.Ю.Лермонтова “На севере диком”
(М.Лермонтов прожил неполных 27 лет, его творческая жизнь продолжалась 13 лет, за это время он успел занять одно из выдающихся мест в русской литературе.)
1. Чтение про себя (Отметить непонятные слова.)
2. Обратитесь к подсказке Ученого кота.
(Сыпучий – представляющий собой совокупность мелких частиц, не сцепленных между собой (словарь рус. яз.)
3. Чтение вслух.
- Какие слова подбирает поэт, что бы подчеркнуть обособленность и сосны и пальмы, чувство одиночества?
(север дикий, одиноко, голая вершина)
- Что значит “горючий утес”?
X. Работа по картине Ивана Ивановича Шишкина
Картина русского живописца Ивана Ивановича Шишкина передает те же чувства поэта, но только другими средствами – средствами живописи.
На картине Шишкина – в центре, на переднем плане, на вершине скалы, на фоне устрашающе темно-грозовых безбрежных далей вырисовывается могучая одинокая сосна-мечтательница, грезя о другом светлом и радостном мире. Композиция картины, темный мрачный колорит, контрастность черного, темно-зеленого и белого цветов соответствуют чувствам, мыслям автора.

- Какое впечатление оставляют картины природы?
- Что объединяет стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком” и картина Ивана Ивановича Шишкина?
- Это стихотворение о природе?
(В стихотворении М.Ю.Лермонтова чувство одиночества, мотив мечтательной тоски, о друге который где-то далеко испытывает то же настроение.)
- Какой прием лежит в основе созданных поэтом образов?
(олицетворение, одухотворение)
- Какое настроение несет в себе стихотворение: мрачное, грустное, печальное, торжественное, тревожное, безысходное, мечтательное, светлое?
А картина?
- Можно ли охарактеризовать его одним словом.
Вывод:
Чувство одиночества – сложное чувство.
XI. Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова “Парус”.
1.Чтение про себя (подсказка Кота Ученого)
2.Чтение вслух.
3.Словарь
(Мятежный
Мятеж – стихийное восстание, вооруженное выступление против власти.)
-«Парус» был положен на музыку. Не приходилось слышать?
-Какая по характеру должна быть музыка?
XII. Слушанье романса
Романс «Белеет парус одинокий» написан композитором Александром Егоровичем Варламовым на стихи М.Ю.Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения – стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Романс написан в энергичном ритме.

- Какая музыка?
- О каком в данном случае одиночестве говорит поэт?
- Прочитайте те строчки, из которых видна приподнятость чувств и радость жизни.

- Добавим к схеме «одиночество».
- Одиночество проникнуто какими новыми чувствами?
(Приподнятость чувств, радость жизни)

Итак, что мы можем сказать об одиночестве? Что это?

Одиночество – сложное чувство и его по-разному могут описать писатель, поэт, художник, композитор, используя различные средства: слово, краски, музыку.

-Какому герою из рассмотренных произведений легче перенести одиночество?
-Почему? (Рядом с ним был друг)
-О приключениях Ежика и Медвежонка можно прочитать в книге «Я на солнышке лежу» С.Козлова. (Показ книги и иллюстраций)

-А если бы вы были на месте Ежика, как бы вы поступили?

XIII. Итог
- Вернемся к названию темы.
- Почему же мир чувств – хрупкий и прочный?
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: almar71 (17 Мар 2012)
Просмотров: 4024 | Теги: Урок, по, классе, чтения, В., Л., системе, Занкова | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
02 Май 2024
06:04


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz