Цели: - повторить изученный материал по теме «Текст»; - учить вступать в контакт, соблюдая при этом нормы и правила общения, слушать собеседника, высказывать и аргументировать свое мнение; - воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.
Оборудование: карточки для работы в группе из 4-х наборов; учебник «Русский язык». Н. В. Нечаева; диск с песнями о войне, песенка Большой Черепахи из сказки С. Козлова «Львенок и Черепаха»; плакат и иллюстрации ко Дню Победы.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Какая сегодня хорошая погода. Небо высокое и светлое. На улице тепло. Солнечные лучи весело играют с нами.
II. Постановка темы и цели урока.
- Что вы услышали? Ученик: Мы услышали текст. - Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Ученик: Мы будем работать с текстом. - Прочитайте тему урока. / На доске. Тема : «Текст. Составление текста.»/
III. Работа по теме урока.
1. Повторение знаний о тексте. - Что вы знаете о тексте? Ученик: Это группа предложений, которые объединены одной мыслью и стоят в определенном порядке. Ученик: В тексте часто можно выделить вступление, основную часть и заключительную.
2. Работа по учебнику. С.134 упр. 287
Я предлагаю вам начать работу с текстом.
а) Прочитайте задание в упражнении, сам текст.
б) Вставим буквы, пропущенные в тексте. л-жу л-жит гл-жу гл-жу / У доски два ученика вставляют буквы/
в) Найдите в этом тексте разные формы слов; выделите корень, окончание.
г) Прочитайте выразительно текст этой песенки; пропоем ее с вами вместе. - Какое правило должен был знать автор, чтобы создать такой складный текст? Ученик: Чтобы получился такой складный текст нужно рифмовать слова в конце каждой строки.
д) Запись текста. 1,2 группа – запишут ту часть, в которой Черепаха поет о себе. 3,4 группа – запишут ту часть, в которой Черепаха поет о Львенке.
Обсуждение в группе вариантов записи, чтение вслух результатов работы в группе.
IV. Физминутка. Давайте и мы встанем, представим, что над нами солнышко. Рядом Большая Черепаха. Споем песенку вместе со Львенком, выполняя движения вместе со мной.
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа в группах – самостоятельная работа.
Возьмите карточки, прочитайте задание. Обсудите варианты составления текста.
1 группа. Задание. Расставьте знаки препинания. Спишите.
Первая весна – полевая в поле показалась земля вторая весна – речная на реке треснул толстый лёд третья весна – лесная последний снег растаял в лесу.
2 группа. Задание. Из предложений составьте текст о весне. Запишите.
В лесу они устраивают себе гнёзда. Скоро в их домиках будут птенцы. Носят веточки, сухие листья, пух. Из жарких стран летят птицы.
3 группа. Задание. Составьте текст о весне, используя слова и словосочетания. Запишите его.
Хорошо в лесу, зелёный наряд, звонко птицы, на полянке, красивые цветы, все рады.
4 группа. Задание. Составьте текст из 4-6 предложений на тему «Весна». Запишите его.
2. Чтение представителем каждой группы полученного текста.
3. Беседа.
Вот и мы дождались весны, солнца и тепла. А с приходом весны приближается знаменательная дата месяца мая. - Какой праздник мы скоро будем встречать? Ученик: Приближается праздник Победы. - Что вы знаете об этом празднике? Ученик: В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая закончилась в 1945 году, 9 мая.
Ученик: На Советский Союз напала фашистская Германия.
Ученик: В этой войне сражались не только взрослые, но и дети.
Рассказы детей о войне, о своих прадедушках – участниках войны.
Дополнительные сведения. 3 мая водрузили Красное знамя победы над поверженным Рейхстагом два советских солдата: Егоров и Кантария. 8 мая – подписали акт о безоговорочной капитуляции. 9 мая – было признано днем победы, праздник Победы.
4. Устная работа с текстами.
Сейчас я вам зачитаю несколько текстов. Вы должны определить это: -текст-описание; -текст-сообщение; -текст-рассуждение. /записаны на доске/
Текст №1
9 мая вся страна отмечает 65-летие со дня победы нашего народа над фашистами. Это праздник всех людей. В Москве в этот день состоится парад Победы.
Ученик: Это текст-сообщение. Текст №2
Вот на параде стоят ветераны Великой Отечественной войны. Они уже очень старенькие. Головы седые. Лица пробороздили глубокие морщинки. А на груди у них горят ордена и медали за героизм и подвиг, проявленный во время войны.
Ученик: Я считаю, что это текст-описание.
Текст №3 У памятника павшим солдатам лежит вечный цветок. Он – то гвоздика, то роза, то ромашка. Даже зимой лежат цветы. Почему они здесь лежат? Я думаю, их приносят взрослые люди, когда вспоминают своих близких, погибших на войне, или молодожены возложили их. А может быть эти цветы принесли школьники, которые помнят и чтят всех, кто отдал свою жизнь во имя победы.
Ученик: Я думаю, что это текст-рассуждение.
VI. Домашнее задание.
Составить текст из 5-7 предложений, связанный с 65-летием Великой Отечественной войной.