Составление киносценария по летописи "Сказание о Никите Кожемяке"
Составление киносценария по летописи «Сказание о Никите Кожемяке» на уроке литературы. Урок развития речи в 6 классе. Урок составлен учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ№8 с. Елизаветинского Благодарненского района Ставропольского края Ковалевой Л. П. На уроке учащиеся, работая коллективно, составляют киносценарий, развивая свои творческие способности, учатся понимать других, помогать и уступать им, а также отстаивать свое мнение, если уверен в своей правоте. Учитель создает для этого условия.
Цель урока – формирование навыков и умений учащихся составлять киносценарий по произведению;
- развитие творческих способностей учащихся; - повторение теоретических сведений о киносценарии; - патриотическое воспитание. Оборудование – плакаты с записями или презентация. КИНОСЦЕНАРИЙ – ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ПО КОТОРОМУ СТАВИТСЯ ФИЛЬМ. ГЛАВНОЕ В КИНОСЦЕНАРИИ – ТЕМА, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ.
Части киносценария: РЕМАРКА – ОПИСАНИЕ ПЕЙЗАЖА, ОБСТАНОВКИ, ПОВЕДЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ МОНОЛОГ, ДИАЛОГ ИЛИ РЕПЛИКИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ Форма работы – коллективная. Ход урока. 1. Оргмомент. Сообщение учителем темы и целей урока. 2. Вопросы классу: - Чем киносценарий отличается от других произведений? - Из каких частей состоит киносценарий? 3. Учитель. Назовите действующих лиц. Запись на доске и в тетрадях. Действующие лица: Князь Владимир. Князь печенежский. Старый муж. Юноша.
3. Коллективная работа. Читаем один абзац текста «Сказания». Один абзац – это один кадр. Обсуждаем, какие ремарки необходимы и составляем текст ремарок. Также выслушиваем все предложения о содержании записей в кадрах. Выбираем лучшие и записываем. (Учитель, готовясь к уроку, составляет свой текст, и в случае затруднений учащихся помогает им, но ни в коем случае не диктует). Примерный текст киносценария. Ремарка. Берег реки Трубеж. Владимир на правой стороне, печенеги – на другой. Кадр 1. Князь печенежский. Выпусти ты своего воина, а я – своего. Пусть борются! Кадр 2. Глашатаи скачут на конях и кричат: Нет ли такого мужа, который схватился бы с печенегами? Кадр 3. Река Трубеж. Стоят печенеги. Впереди них стоит воин, готовый бороться. Наше войско. Стоит печальный Владимир. (Лицо его показать крупным планом). Нет никого, готового сразиться с врагом. Кадр 4. Подходит старый муж к Владимиру, кланяется ему в пояс: - Князь! Есть у меня сын меньшой. Никто не бросил его оземь! Кадр 5. Князь и юноша. (Крупным планом). Юноша: - Князь! Испытай меня! Вели привести большого и сильного быка. Кадр 6. Бык большой и сильный. Его прижигают каленым железом. Юноша вырывает у него кожу с мясом. Кадр 7. Владимир: -Можешь с ним бороться. Кадр 8. Печенеги кричат: - Где ваш муж? Вот наш готов! Кадр 9. Схватка печенега и юноши. Схватились и крепко жмут друг друга. Кадр 10. Юноша бросает печенега оземь. Кадр 11. Печенеги бегут, кричат. Русские гонятся за ними. Победа! Итог урока. Ответить на вопрос: почему русские победили печенегов? ( Они сражались за свою землю). На уроке мы учились… Мы узнали… Мы повторили …