Цели урока: 1. Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе; 2. Увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое); 3. Проводить природоохранное воспитание.
Оборудование: 1. Схема «Круговорот воды в природе»; 2. Для опыта: спиртовка; стакан (колба) с водой; треножник с сеткой; блюдце со льдом. 3. Компьютер, мультимедийная презентация, тест; 4. Индивидуальные раздаточные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент Сообщение темы и целей урока.
II. Проверка домашнего задания Краткий опрос по вопросам раздела «Проверь себя» - Какова роль воды в жизни организмов? - Какие свойства воды вы знаете? - Как можно очистить загрязненную воду? - Расскажите о составе воды. Пока учитель работает с классом, трое учеников получают индивидуальные задания. Задание 1 (карточка) - Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова: Вода ... при нагревании и ... при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший ... . Воду можно очистить с помощью.... (Ответ: Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший растворитель. Воду можно очистить с помощью фильтра.) Задание 2 (карточка) Вода — растворитель. Как проявляется это свойство в природе? Приведите примеры. Ответ напишите. {Ответ: Образуются пещеры. Вода разрушает горные породы, горы, которые сложены горными породами, изменяет поверхность земли. В морях, океанах, некоторых озерах вода соленая на вкус. Благодаря растворяющим свойствам воды образуются минеральные источники.) Задание 3 (компьютерный тест) - Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите свойства воздуха и воды и запишите ответы соответствующими цифрами:
Свойства Ответы 1. без цвета; 2. не имеет запаха; 3. расширяется при нагревании; 4. сжимается при охлаждении; 5. растворитель; 6. плохо проводит тепло; 7. прозрачность; 8.текучесть. Воздух
Вода 1,2,3,4,6,7
1,2,3,4,7,8
III. Сообщение темы и целей урока - Назовите свойства воды. - Сегодня на уроке продолжим изучать свойства воды. Тема урока «Превращения и круговорот воды в природе». Далее урок сопровождается кадрами м\м презентации.
IV. Три состояния воды - беседа - Отгадайте загадку: Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода) - Как вы эти понимаете? (Туман, лед, ручей — это все вода. Вода в природе существует в трех состояниях - жидком, твердом, газообразном.) - От чего зависит различное состояние воды? (От температуры.) - Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (Это лед на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.) Один заранее подготовленный ученик делает сообщение об айс-бергах (см. приложение к уроку). - При какой температуре вода из жидкого состояния перехо¬дит в твердое? (При температуре 0° и ниже). - Вы уже знаете, что вода при охлаждении сжимается. Каза¬лось бы, превращаясь в лед, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превра¬щаясь в лед, вода расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вола в них замерзает и, рас¬ширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются. - Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Пар.) - Ты потер мокрой тряпкой классную доску. Через несколь¬ко минут доска уже стала сухой. Вода с нее испарилась, то есть превратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар - это вода в газообразном состоянии. Работа по учебнику. На экране - схема: Лед --- Вода --- Пар - А что такое туман ? Заранее подготовленный ученик рассказывает о тумане (см. приложение к уроку).
V. Круговорот воды в природе — практическая работа Давайте проведем следующий опыт: Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз. - Как же объяснить то, что мы наблюдаем ? Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар под-нимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды. Круговорот воды происходит и в природе (вывешивается схема «Круговорот воды в природе»). Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испа¬ряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары подни¬маются и воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек, из поч¬вы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда — они образуют знакомые всем облака. Воздуш-ные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопив-шаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега. Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух. Это явление называется круговорот воды в природе.
VI. Итог урока - О каких свойствах воды вы узнали? (выводы появляются на экране после ответов детей) Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвра-щается на землю.
VII. Домашнее задание: - Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник); выполнить задание 1 (учебник, стр. 56); выполнить задание 27 в рабочей тетради (стр. 14).