Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
Вариант 1
Прозрение
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две... Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой. Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили: – Почему Лёва не ходит в школу? Мама печально ответила: – Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может... Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил: – А мы его по очереди в школу водить будем. – И домой провожать. – И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники. У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал: – Здравствуйте. И тут со всех сторон посыпалось: – Я завтра зайду за тобой и провожу в школу. – А я расскажу, что мы проходили по алгебре. – А я по истории. Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы. После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим! Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты... Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами. После института Лёва продолжал учиться и в конце концов стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. Не счесть людей, прозревших для добра.
(333 слова) (Б. Ганаго)
Прочитай текст «Прозрение» Б. Ганаго. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В каком городе учился мальчик?
а) В Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) в Ростове.
2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?
а) У него не было телефона; б) он перестал ходить на занятия; в) ребятам захотелось сходить в гости.
3. Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.
4. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)?
а) Запели; б) заговорили одновременно; в) заспорили между собой.
5. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?
а) Когда увидели Леву; б) Когда увидели Леву с повязкой на глазах; в) Когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.
а) У мамы на глазах навернулись слезы. б) Лицо у нее (мамы) было очень грустное. в) Мама печально ответила… . г) По лицу мамы градом катились слезы.
8. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости?
а) Да; б) нет.
9. Что сделали одноклассники после посещения товарища?
10. Почему ребята радовались пятеркам Левы больше, чем своим?
11. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Левы) глазами?
12. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.
а) Всемирная известность. б) Мальчик перестал ходить в школу. в) Решение ребят не бросать друга в беде. г) Успешная учеба Левы в школе. д) Одноклассники у Левы дома. е) Новые друзья в институте.
13. Составь план из трех пунктов.
14. Выпиши главную мысль этого рассказа.
15. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении?