Цель: сформировать представление о здоровье как одной из ценностей человеческой жизни, рассмотрев факторы, влияющие на здоровье человека.
Задачи: прививать положительное отношение к физической культуре и спорту; формировать правильное представление о пользе соблюдения режима дня, закаливания; показать пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека; ознакомить учащихся о необходимости правильного питания.
Оборудование: компьютерная презентация; карточки с заданиями для групп; словарь русского языка С.И.Ожегова; памятка "Если хочешь быть здоров".
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости.
Ребята, а вы знаете, что означает слово - здравствуйте?
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность.
1 слайд
Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Тема сегодняшнего классного часа: "Если хочешь быть здоров".
А вы хотите быть здоровыми?
Цель занятия: выяснить, что такое здоровье, определить факторы, влияющие на здоровье человека.
2 слайд
Если хочешь быть здоров.
III. Работа по теме занятия.
Что такое здоровье?
Давайте обратимся за ответом к словарю.
Как вы считаете, это нужная тема для разговора?
Все хотят быть здоровыми. Как вы считаете, что для этого нужно сделать?
IV. Работа в группах.
Обсудить ответ на этот серьёзный вопрос я предлагаю в группах.
У каждой группы есть лист бумаги. Напишите, что нужно сделать для того, чтобы быть здоровым.
После обсуждения каждая группа высказывает своё мнение.
Мы выслушали сейчас мнение каждой группы. Мнения оказались разными: одна группа считает, что два фактора влияет на здоровье, другая группа считает, что без четырёх факторов не обойтись, чтобы быть здоровыми.
Какая группа дала наиболее правильный ответ мы узнаем позже.
В процессе занятия, открывая что-то новое для себя, возможно, вы измените своё мнение.
Что же вперёд, за новыми открытиями.
3-4 слайд
Активный образ жизни, занятия физической культурой и спортом
"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь".
-Рассмотрите фотографии. Что их объединяет? (Занятия физической культурой и спортом)
Как вы считаете, физическая культура, спорт влияют ли на здоровье людей? Докажите это.
Когда мы занимаемся физкультурой и спортом, мышцы становятся крепкими, развивается дыхательная система, кровообращение.
5 слайд
Подвижный, быстрый человек Гордится стройным станом. Сидящий сиднем целый век - Подвержен всем изъянам.
Врачи провели эксперимент среди школьников. Более здоровыми оказались те ребята, которые посещали не только уроки физкультуры, но и занимались в спортивных секциях.
Как вы думаете, почему? А есть ли среди вас посещающие спортивные секции?
-Назовите первый фактор, влияющий на здоровье человека.
(Занятия физической культурой и спортом)
Отгадайте загадку:
6 слайд
По утрам я обтираюсь, Вечером я обливаюсь. Угадайте-ка друзья, Чем же это занят я?
Отгадать эту загадку нам поможет песня.
(Прослушивание фрагмента из песни)
Определите, о каком важном факторе укрепления здоровья идёт речь (о закаливании).
Однажды, трое друзей, посмотрев передачу по телевизору, о закаливании, решили закаляться, что из этого у них получилось, вы сейчас увидите.
7 слайд
Фильм: "Если хочешь быть здоров"
Чем закончилась закалка организма у друзей?
Какие ошибки они совершили? Почему они заболели?
(Они закаялись без подготовки , сразу начали обливаться ледяной водой)
Способов закаливания много: хождение босиком, обливания, обтирания, контрастный душ. Лучшие помощники закаливания: солнце воздух и вода. Закаливать свой организм нужно постепенно, но настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли. Закалённый человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями, но всё должно быть постепенно и в меру.
8-9 слайд
Закаляйся, если хочешь быть здоров.
Главный закон закаливания - постепенность и систематичность.
Основных средств закаливания четыре: вода, воздух, солнечные лучи и физические упражнения.
Самое мощное средство закаливания - вода.
-Назовите второй фактор, влияющий на здоровье человека.
(Закаливание организма)
Ребята, послушайте стихотворение:
10 слайд
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки.
Отрывок из какого произведения вы сейчас услышали? (Мойдодыр)
Кто автор? (К.И.Чуковский)
О каком важном факторе укрепления здоровья идёт речь? (Умываться, мыть руки, тело, чистить зубы)
Это называется личная гигиена.
-Слово "гигиена" в переводе с греческого означает "целебный", "целительный, оздоровительный".Люди стремились к чистоте и много веков назад. Исстари на Руси существовали бани. Посещение бани, сауны полезно для здоровья.
-Назовите следующий фактор, влияющий на здоровье человека.
(Соблюдение гигиены)
Мы сегодня рано встали И зарядку делать стали: "Руки - вверх! Руки - вниз! Влево, вправо повернись!"
-Послушайте стихотворение, о чём оно?
Человеку нужно есть, Чтобы встать и чтобы сесть, Чтобы прыгать, кувыркаться, Песни петь, дружить смеяться, Чтоб расти и развиваться, И при этом не болеть. Нужно правильно питаться, С самых юных лет уметь.
(стихотворение о питании)
-Правильное питание способствует укреплению здоровья. Необходимо употреблять в пищу полезные продукты, богатые витаминами.
Зачеркните вредные для здоровья человека продукты.
-Назовите следующий фактор, способствующий укреплению здоровья.
(Правильное питание и продукты, богатые витаминами: овощи, фрукты, кисломолочные продукты и др.)
-Ребята, посмотрите на картинку, какие вредные привычки расселись за одним столом?
-Угрожают ли они жизни и здоровью людей? Почему?
Курение способствует развитию болезней: сердца, сосудов, желудка, рак легких, бронхит.
Каждая выкуренная сигарета уносит 15 минут жизни человека.
Алкоголизм - хроническое (неизлечимое), прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни - тело, психику, душу и социальную жизнь человека.
-Алкоголь требует к себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее.
-Часто наркотики называют "белой смертью".Чем раньше человек привыкает к ним ,тем быстрее он умирает.
Наркотик (от греческого) - приводящий в оцепенение, одурманивающий.
-Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики, алкоголь или закурить. А вот если человек сумел в компании отказаться от этого, значит у него действительно есть смелость и воля.
Большую роль в сохранении здоровья играет отказ от вредных привычек: курения, алкоголя, наркомании.
Назовите характеристики здорового человека, переместив карточки со словами в пустой квадрат.
Здоровый человек - это: красивый ловкий статный крепкий сутулый бледный стройный неуклюжий сильный румяный толстый подтянутый
Какие слова лишние?
Послушайте стихотворение:
Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать: Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть. И раньше, чем звенит звонок, За парту в школе сесть.
-О чем идет речь в этом стихотворении?
(о соблюдении режима дня)
Важное значение для здоровья имеет соблюдение режима дня.
-Назовите следующий фактор укрепления здоровья человека.
(Соблюдение режима дня)
Вспомните, в начале урока, работая в группах, какие факторы для укрепления здоровья вы назвали.
Все ли факторы вы указали?
Давайте вспомним все факторы, укрепляющие здоровье, о которых вы узнали на сегодняшнем занятии.
11 слайд
Здоровье =
занятия физкультурой и спортом
+ соблюдение режима дня
+ закаливание
+ правильное питание
+ личная гигиена
+ сон
+ хорошее настроение
отказ от вредных привычек
-Я желаю вам ребята и нашим гостям крепкого здоровья, а что для этого нужно, вы уже знаете. Но чтобы вы не забыли, каждый из вас сегодня получит памятку "Если хочешь быть здоров".ЗДОРОВЬЕ = занятия физкультурой и спортом
+ соблюдение режима дня
+ закаливание
+ правильное питание
+ личная гигиена
+ сон
+ хорошее настроение
отказ от вредных привычек
Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену
Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 8.20-8.45.
Занятия в школе 9.00.-12.30.
Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00.
Обед 13.00-13.30.
Послеобеденный отдых 13.30-14.30
Прогулка или игры на воздухе и спортивные занятия 14.30-16.00.
Полдник 16.00-16.15.
Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.
Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.
Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.
Приготовление ко сну 21.00-21.30.
Сон 21.30-7.00. Зарядка - комплекс упражнений .
1. Ходьба на месте.
2. Ноги вместе, руки опущены. На счет 1 - делая вдох, поднять руки через стороны вверх; на счет 2 - на выдохе опустить.
3. Ноги вместе, на счет 1(раз) - поднимаемся на носки, руки поднимаем в верх по кругу, вдох; на счет 2 - опускаемся, опускаем руки, выдох.
4. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны головой влево, вправо - на счет 1 голову наклонили влево; на счет 2 вернулись в исходное положение; на счет 3 наклонили вправо; на счет 4 вернулись в исходное положение.
5. Ноги на ширине плеч, на счет 1 - левую руку вверх, правую вниз; на счет 2,3 - рывки руками, вдох; на счет 4 - вернуться в исходное положение, выдох.
6. Ноги на ширине плеч, на счет 1 - руки перед собой; на счет 2 ,3 рывки руками перед собой, вдох; на счет 4 - вернулись в исходное положение, выдох.
7. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища влево и право, на счет 1, 2 - наклон влево; на счет 3,4 - наклон вправо.
8. Ноги на ширине плеч, руками можно попытаться достать до носков, наклоны туловища вперед назад, на счет 1, 2 - наклон вперед, тянемся руками вниз, выдох; на счет 3,4 - возвращаемся в исходное положение и выполняем наклон назад, вдох.
9. Ноги на ширине плеч, руки перед грудью, пальцы переплетены. На счет 1 - поворот туловища влево, вдох; на счет 2 - исходное положение, выдох; на счет 3 - наклон назад, руки за голову, вдох; на счет 4 - исходное положение, выдох. То же самое вправо.