Классный час для учащихся 5 классов по теме: «Корни человека» - знакомство с генеалогическим древом личности
Цель: Познакомить учащихся с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо».
Задачи: Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм. Воспитать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
Подготовка к классному часу: Организация фотовыставки «Моя семья». Написать мини – сочинение «Моя семья».
Ход классного часа.
1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Тема нашего классного часа: «Корни человека» - знакомство с генеалогическим древом личности. Рассказ о генезисе человека. С чем связаны «корни человека»? Понять это нам поможет кроссворд, который мы сейчас разгадаем.
Кроссворд: 1. Ребус 2. Для мамы он отец, а для вас кто? 3. Первое слово, которое говорит малыш? 4. Ребус 5. Последняя буква в алфавите.
Ответы: СЫН ДЕДУШКА МАМА ДОЧЬ Я
2. Основная часть.
- Итак, сегодня мы поговорим о семье, генеалогическом древе, генезисе человека. Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По Далю.
- Перечислите членов вашей семьи. Перечисление учащихся: Мама Папа Брат Сестра Бабушка Дедушка - Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники. - Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?
- Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру "Встаньте все те, у кого…” У кого есть старший брат. У кого есть старшая сестра. У кого есть младший брат. У кого есть младшая сестра. У кого бабушка и дедушка живут в нашем городе. У кого родственники живут в нашем городе. У кого родственники живут в Алтайском крае. У кого родственники живут в России. У кого родственники живут за рубежом. Учащиеся рассказывают о своих семьях по фотографиям с выставки. Учитель зачитывает лучшие сочинения. - Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников. - Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля. ГЕНЕАЛОГИЯ (греч. genealogia — родословная), вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17-18 вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий. - Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи. - Вот посмотрите, какое родословное древо семьи у князей российских. Показ древа князей российских по книге Н.М. Карамзина «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» (книга IV). - Сегодня мы с вами попробуем составить своё генеалогическое древо семьи. - Посмотрите, как оно должно выглядеть. Обычно, на древе указывают ФИО всех родственников, можно указать дату рождения. Составлять мы будем с вами упрощённое древо. Показываю, как построить генеалогическое древо на собственном примере
Составление генеалогического древа детьми. Показ по желанию. - Молодцы! А дома вы попробуете сделать более полную родословную своей семьи. Можно на родословии добавить фотографии родственников.
ГЕНЕЗИС (генез), происхождение, возникновение; в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к oпредел. состоянию, виду, явлению.
3. Заключительная часть.
- Подведем итоги. Какие родственники бывают? Что такое генеалогия? Что такое генеалогическое древо? Что больше всего понравилось на уроке? Кто, по вашему мнению, стал победителем фотовыставки «Моя семья»? - На этом заканчивается наш классный час. Всего хорошего!