Отдельная тема – гигиенические нормативы, предъявляемые к организации питания в школах. Родители и дети в большинстве не соглашаются на предложения школ по организации горячего питания, предпочитая «сухомятку» – буфетное обслуживание. Но возможности буфетов ограничены, особенно если в них нет холодильника и других электроприборов. Именно поэтому дети перекусывают на переменах шоколадками и булочками вместо салатов, фруктов и йогуртов, а пьют сладкую газировку вместо чая или кефира. Однако перечни продуктов, полезных для здоровья и рекомендованных гигиенистами, существуют. Если у школьного родительского комитета хватает сил и средств, организовать их наличие в буфете возможно.
Много конфликтов возникает вокруг уроков физкультуры. Нередко школы сдают спортзалы на выходные любителям волейбола/баскетбола. Если после занятий посторонних лиц спортзал не убирается, пыли и грязи в нем более чем достаточно, а дети приходят в понедельник на уроки физкультуры и не хотят заниматься на грязном полу. Согласно нормативам в таких случаях уборка зала должна быть не просто влажной, а с использованием дезсредств – и родители это тоже должны знать. Занятия на открытом воздухе зимой проводятся при температуре не ниже минус 18 градусов.
Подробно регламентированы СанПиНом многие детали школьной жизни. Родители, которые хотят познакомиться с документом подробнее, могут найти его в интернете или купить в ближайшем центре Госсанэпиднадзора.
– Исследования, проведенные учеными из Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков и специалистами санэпидслужбы несколько лет назад, доказали очень высокую значимость факторов внутришкольной среды, – говорит Дина Синякова. – Их вклад в формирование здоровья детей составляет 21%. В этот показатель входят не только учебная нагрузка и стиль обучения, но и непосредственно соблюдение гигиенических нормативов. Поэтому мы будем только признательны, если родители будут обращать самое серьезное внимание на то, в каких условиях учатся их дети. Это, прежде всего, в интересах их здоровья и будущего.