Четверг, 18 Апр 2024, 12:40
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Библиотекарю

Развитие библиотечных фондов и способы привлечения пользователей в библиотеки
Развитие фондов – это процесс, включающий отбор и приобретение новых библиотечных материалов, проверку фондов для выяснения того, достаточно ли представлена различная тематика, и отсева мало спрашиваемых или устаревших материалов. Поскольку фонды библиотеки должны отвечать потребностям и нуждам читателей и населения в целом, они постоянно меняются.
Современные библиотечные фонды включают книги и некнижные материалы. Аудиокассеты, видео, микроформы, компьютерная продукция, различные головоломки и многие другие материалы выдаются на руки и используются читателями. Сегодня невозможно создать библиотечный фонд без знания потребностей населения своего района, без долгосрочного планирования и выработки библиотечной политики.

Закупки у оптовых торговцев

Большинство американских публичных библиотек закупают основную часть необходимых материалов через оптовых поставщиков книг, чтобы сократить бумажную переписку и получить скидки. Закупки непосредственно в книжных издательствах требуют более сложного учета и т.п. Кроме того, поскольку книжные магазины также закупают книги у оптовиков, они не могут дать библиотекам такие же скидки, какие дают оптовики.
Журнал «Баукеровский ежегодник информации по библиотекам и книжной торговле» публикует библиотечную и издательскую статистику за предшествующий год и является официальным источником определения средних цен на книги в твердой обложке, а также оптовых и розничных цен на книги массового спроса в бумажных обложках.
Предварительные цифры можно также найти в еженедельнике «Publishers Weekly» в начале марта, а уже в начале октября этот еженедельник публикует окончательные цены за прошедший год. Средние цены на 1991 год были:

Книги в твердой обложке – $43,52
Беллетристика в твердой обложке – $28,88
Книги для молодежи в твердой обложке – $16,64
Книги массового спроса в бумажной обложке (оптом) – $4,85
Беллетристика массового спроса в мягкой обложке – $3,26
Книги массового спроса для молодежи в мягкой обложке – $3,26
Книги в бумажной обложке (в рознице) – $18,04
Беллетристика в мягкой обложке – $11, 28
Книги для молодежи в мягкой обложке – $7,53

Оптовые скидки варьируются в соответствии с видом книги, но обычно небеллетристика, в особенности справочная литература, стоит дороже, чем беллетристика, а книги для взрослых – дороже, чем детские, если не считать книг с картинками.

Межбиблиотечный обмен

Взаимный обмен ресурсами является важным элементом предоставления качественных библиотечных услуг всем постоянным клиентам. Ни у одной библиотеки нет возможности самостоятельно удовлетворять нужды всех своих клиентов. Поэтому всем читателям предлагается бесплатно воспользоваться услугами межбиблиотечного обмена. Обычная библиотека может запросить как беллетристику, так и другие книги для детей и взрослых, статьи из периодических изданий, информацию общего назначения, ответы на справочные запросы читателей, аудиовизуальные материалы, а также специфическую информацию для ученых.
Библиотеки Вермонта, несмотря на то, что они сравнительно маленькие, имеют богатую историю обмена своими ресурсами, которая началась с создания Вермонтского объединенного каталога в период Депрессии. Библиотечный департамент является координатором Сети взаимного обмена ресурсами штата Вермонт и Вермонтской автоматизированной библиотечной системы (ВАБС). Существующие правила, регулирующие межбиблиотечный обмен, описаны в Кодексе межбиблиотечного обмена штата Вермонт, одобренном Вермонтской библиотечной ассоциацией в 1978 году. В Кодексе изложены ответственность и обязанности тех, кто предлагает ресурсы, и тех, кто их заказывает и получает.
В пределах штата публичные библиотеки запрашивают необходимые материалы как через электронную сеть ВАБС, так и по почте. При заказе материалов из региональных библиотек (их в Вермонте 5) по почте, используются формы запросов, которые можно получить в Департаменте библиотек. При запросе материалов из других библиотек пользуются стандартными формами Американской библиотечной ассоциации, которые получают у поставщиков книг. Поскольку Департамент библиотек штата связан, как это повсеместно принято, с большим количеством международных библиографических баз данных, он может получать материалы из библиотек, расположенных вне штата.

Несвоевременная сдача книг

В библиотечном законодательстве штата Вермонт записано, что:

• библиотека может наказывать в административном порядке за задержку или порчу книг и другой собственности библиотеки путем взимания стоимости вещи или небольшого штрафа;
• любой человек, который преднамеренно портит или уносит из библиотеки любые записи (документы), книгу или другой предмет, подлежащий выдаче в библиотеке или в хранилище публичных записей или документов, а также тот, кто задерживает указанную собственность более чем на 30 суток после того, как ему отправлено по почте официальное напоминание о необходимости вернуть материалы, подвергается штрафу в размере до 500 долларов за каждый предмет невозвращенной собственности библиотеки.

Одним из фактов библиотечной работы является то, что всегда были, есть и будут люди, которые задерживают или теряют книги. Очень трудно, но крайне важно избежать наказующих интонаций в общении с задолжниками, так как слишком многие люди выросли на негативных воспоминаниях, в которых публичная библиотека ассоциируется со штрафами.
Многие публичные библиотеки ограничиваются двумя-тремя уведомлениями, которые они вручают или высылают читателям, а затем высылают счет за утерю материала. Как к последнему средству они прибегают к помощи адвоката. Собирая штрафы, чтобы возместить потери фонда, нужно в то же время задумываться и об отношении населения к библиотеке. Если вы сомневаетесь, помните: «Клиент всегда прав».

Соблюдение авторских прав

1 января 1978 года вступил в силу Акт о копировании материалов, который взял под защиту права авторов и издателей. Правила О справедливом использовании разрешают частным лицам снять одну копию с определенных материалов в учебных целях. Установлены также правила использования материалов учителями на уроках. Закон непосредственно касается библиотеки, особенно в том, что относится к копированию печатных и других материалов и использованию видео.

Копирование печатных материалов.

По закону библиотеки обязаны помещать возле копировальных аппаратов предупреждающие надписи. Если пользователи нарушат закон о копировании, это снимет с библиотеки ответственность. На плакате должно быть написано следующее:
«Закон США о копировании материалов определяет правила снятия фотокопий и другие способы воспроизведения материала. Фотокопии или воспроизведенные другим способом материалы можно использовать в личных целях только для изучения, обучения или научного исследования. Bcпользование копий для других целей приводит к нарушению закона. За библиотекой сохраняется право принимать заказ на копирование материала или не принимать его, если, по ее мнению, выполнение заказа может повлечь за собой нарушение закона».
На фотокопиях материалов, выдаваемых другим библиотекам по межбиблиотечному обмену, следует ставить штамп с текстом:
«Внимание: этот материал защищен Законом об авторских правах (статья 17 Кодекса США)».
Все библиотеки, даже небольшие, не имеющие своих копировальных аппаратов, обязаны вести учет тех материалов (статей из газет и журналов), копии которых они получают по межбиблиотечному обмену. Они обязаны заботиться о том, чтобы их заказы на копирование соответствовали Правилам, разработанным Национальной комиссией по новому техническому использованию скопированных работ, или Закону об авторских правах. Правила касаются статей, опубликованных в периодике за последние пять лет. Библиотека может заказывать не более пяти копий той или иной публикации в год. Если же материал опубликован ранее, количество копий не ограничивается. И еще, библиотека должна хранить отчеты о своих заказах на копирование за последние три года.

Видео.

Многие публичные библиотеки имеют видеокассеты и используют их на своих мероприятиях. Здесь нужно помнить о существующих законах. Некоторые кассеты имеют право на «публичную демонстрацию», на других обозначено: «Только для домашнего использования». Если в фондах библиотеки имеются кассеты с грифом «Только для домашнего использования», их нельзя показывать на библиотечных мероприятиях, так как все эти мероприятия являются публичными. Если на кассете нет специальной пометки «Для публичной демонстрации», библиотекарь должен считать, что она предназначена только для домашнего просмотра. Иначе говоря, библиотекарь не может взять с полки любую кассету и показать ее в библиотеке хоть одному читателю вне заранее организованного и объявленного мероприятия. Кроме того, нельзя демонстрировать кассеты, взятые напрокат в местных видеомагазинах, если библиотека не приобрела контракт на проведение публичных показов (около $200 в год).
Работники образования часто снимают на видеопленку телевизионные программы для однократного использования в классе, что соответствует Закону о копировании, библиотекари же не имеют права копировать программы и выдавать такие копии своим читателям.
Аудиозаписи.
Закон о копировании применяется при работе с большинством различных форм, включая части книг, журнальные статьи, ноты, компьютерные программы и т.д. Публичные библиотеки не имеют права делать аудиокассеты книг из своего фонда, если такие кассеты имеются в продаже. Они не могут также копировать имеющиеся в фонде библиотеки аудиовизуальные материалы и выдавать их читателям. Исключением является случай, когда копия делается, чтобы обеспечить сохранность оригинального материала, который больше не издается или пришел в ветхость. Запрещается переписывать на кассеты грамзаписи или переписывать записи с «чужих» кассет.
Компьютерные программы.
Большинство пакетов поступает к покупателю с «лицензионным соглашением», которое обычно предоставляет тому право использовать одну копию программы на одном компьютере, а также снять одну резервную копию для установки на жесткий диск. Обычно инструкции к этим программам и документацию копировать не разрешается. Библиотекам не следует «просить у друзей» программы и тем более копировать их. Можно, однако, пользоваться общедоступными программами («Public domain») или программами коллективного использования («Shareware»).

Сотрудничество библиотек в использовании ресурсов

* В число штатов Новой Англии входят Вермонт, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд, Мэн и Нью-Хэмпшир.
Вермонтские библиотеки имеют традиции обмена и сотрудничества, которые отражают историю «взаимной помощи» штатов Новой Англии.* В 1938-1940 годах был создан союзный каталог фондов библиотек многих штатов. Позже многие штаты утеряли свои каталоги в рамках союза. Однако Вермонтский союзный каталог остался важным связующим звеном для обмена материалами между библиотеками штата. Поддерживаемый Департаментом библиотек, Вермонтский союзный каталог (ВСК) существует сейчас в двух формах: в разнообразных базах данных Вермонтской автоматизированной библиотечной системы, доступных в онлайновом режиме, и на 312 000 печатных карточек. Любая библиотека, которая хочет пользоваться материалами другой библиотеки штата и за его пределами, должна вносить свои данные в ВСК не реже одного раза в год.
Кроме межбиблиотечного обмена, сотрудничество между библиотеками может принимать различные формы, и все они важны для библиотек. Сотрудник каждой публичной библиотеки должен знать как можно больше о ресурсах и возможностях других библиотек своего региона, чтобы при необходимости обратиться к ним за помощью и максимально использовать их ресурсы. Нужно знакомиться с библиотекарями, посещать соседние библиотеки и изучать их фонды. Рекомендуется делиться информацией и идеями, дарить друг другу материалы, завязывать связи с библиотеками региона. Совместные проекты, как правило, помогают населению больше узнать об имеющихся в регионе библиотечных ресурсах.
Библиотекари в различных частях штата Вермонт регулярно встречаются, чтобы обменяться идеями и информацией. Иногда к этим региональным собраниям присоединяются и школьные библиотекари. Обо всех этих собраниях сотрудники публичных библиотек заблаговременно оповещаются. Время от времени встречаются для взаимного общения также библиотекари курортных библиотек.
Эмблема Отдела обслуживания детей Вермонтского департамента библиотек

Вермонтская автоматизированная библиотечная система

Эта система была разработана для того, чтобы обеспечить жителям сельских районов Вермонта такой же доступ к информации, каким пользуются городские жители. Автоматизированная система работает под руководством Библиотечного департамента, опираясь на идею партнерства публичных библиотек и источников информации из частных фондов.
Цели системы:

• применить новые технологии для того, чтобы обеспечить пользователям – независимо от их возраста, места проживания или материального положения – легкий, быстрый и удобный доступ к информации в библиотеках и других учреждениях штата;
• сделать библиотеки своего рода лабораториями для создания новых информационных технологий;
• оказывать помощь широким слоям сельских жителей всех возрастов в освоении компьютерной грамотности;
• соответствовать постоянно меняющимся методам работы и все большей автоматизированности работы входящих в систему источников информации;
• осуществлять межбиблиотечное сотрудничество между публичными и частными источниками информации как на местном уровне, так и на уровне штата и всей страны, предоставляя в то же время возможность управлять фондами и использовать их на местах;
• быстро отзываться на меняющиеся потребности населения в использовании системы (особенно в сельской местности и в экономически ослабленных районах);
• использовать информационные технологии для решения проблемы хранения информации на местном уровне и в масштабах штата;
• изучать издаваемые руководящие документы для совершенствования межбиблиотечной кооперации;
• реагировать на внешние изменения в методах распространения электронной информации, обеспечивать доступность этих новых методов жителям сельской местности и отдаленных районов.

Одним словом, система была создана для автоматизации основных библиотечных процессов в крупных научных библиотеках и библиотеках, курируемых Библиотечным департаментом, включая формирование и фиксирование обращаемости фондов, создание каталогов с публичным доступом и обеспечение доступа к информационным источникам в режиме реального времени. Используя услуги межбиблиотечного обмена, в Автоматизированную систему легко могут входить пользователи из числа частных лиц и из школьных библиотек. Частные лица могут также получить доступ к каталогам со своих домашних ПЭВМ. Кроме баз данных, отражающих фонды библиотек, в системе имеются другие базы данных с небиблиотечной информацией. Еще часть баз данных уже готова подключиться к системе (это базы данных с решениями Верховного Суда, законами, принятыми на сессиях Вермонтского парламента, с указателем заголовков статей из газет, а также базы, содержащие информацию о решениях правительства штата).
По состоянию на июль 1992 г. Автоматизированная библиотечная система Вермонта объединяла 100 публичных, 24 научных и 60 школьных библиотек, имевших доступ по коммутируемым телефонным линиям (dial up access) либо являвшихся узлами корпоративной сети Системы. Входящие в ВАБС библиотеки маленьких общин констатируют, что только за первый год функционирования у них системы межбиблиотечного обмена количество запросов на информацию удвоилось.

Массовые мероприятия для населения

Проведение различных мероприятий дает возможность публичной библиотеке всевозможными способами распространять информацию и стимулировать использование своих фондов клиентами всех возрастов. Мероприятия являются прекрасным поводом вовлекать в работу население и улучшать библиотечное обслуживание. Мероприятия не бывают дорогостоящими, и считается, что лучше запланировать на год проведение нескольких отличных мероприятий, чем множество плохих.
Вот несколько возможных для библиотеки мероприятий:

• час рассказа для дошкольников;
• летнее чтение и другая деятельность для детей;
• мероприятия по обсуждению прочитанных книг для детей, подростков и взрослых;
• спектакли, концерты, пьесы и кукольные спектакли;
• выставки различных поделок, работ по искусству и хобби;
• лекции, показы слайдов, конференции в связи с событиями общественной значимости;
• другие демонстрации и семинары.

* Cм. о Программе летних детских чтений далее.
Консультант Библиотечного департамента каждый год составляет руководство по определенной тематике для проведения летних мероприятий с детьми* и рассылает их библиотекам вместе с бланками заказа на бесплатные рекламные материалы. Департамент дает гранты на мероприятия для детей, проводимые совместно с Вермонтским советом по искусству, Вермонтским институтом природоведения и Шелбурнским музеем. Департамент организует также семинары по методике планирования и проведения мероприятий.
Вермонтский Совет по распространению гуманитарных знаний высылает своих представителей для реализации высокопрофессиональных программ для взрослых. Это лекции, дискуссии, просмотры слайдов, исследования материальной культуры. Библиотека должна только договориться с одним из представителей Совета по имеющемуся у нее списку и выслать упрощенную заявку. За каждое такое мероприятие библиотека платит 25% его стоимости, а Совет доплачивает остальную сумму (до $500 за каждое такое мероприятие).

Связи с местной общественностью

Публичные библиотеки используют разнообразные способы для того, чтобы формировать общественную поддержку своей деятельности: направленной на развитие обычных и специфических библиотечных услуг и доведения информации о них до широких слоев населения. Библиотекари или специалисты по связям с общественностью контактируют с работниками местных средств массовой информации, помещают библиотечную информацию в еженедельных торговых рекламных изданиях. Не меньшее значение имеют и ежедневные местные газеты и радиостанции. У многих небольших телевизионных станций имеются так называемые «доски объявлений» для населения.
В любом письменном или печатном материале, как правило, упоминается название библиотеки, ее адрес, номер телефона и, возможно, часы работы. В качестве образца библиотеки используют уже существующие рекламные материалы, которые не предполагают взимания платы за авторские права. Особое внимание уделяется плакатам и объявлениям.
Рекламированию библиотечных материалов и услуг способствуют различные мероприятия, которые привлекают в библиотеку множество людей. Обычно проведение этих мероприятий приурочивается к общенациональным и местным праздникам. Предполагается, что библиотеку должны видеть во время проведения любых общегородских мероприятий, таких как торжественные парады и ярмарки. Для этого библиотеки объединяются с другими коллективами города, включают свои объявления в выпускаемые теми календари и бюллетени. Сотрудники библиотеки и члены Попечительского совета должны предлагать свои услуги в качестве выступающих на различных мероприятиях. Проведение выставок как внутри библиотеки, так и вне ее стен объективно способствует популяризации библиотеки и ее фондов.
Однако американские библиотекари хорошо понимают, что лучшей рекламой библиотеки являются «живые» свидетельства самих читателей. Удовлетворенный качеством обслуживания, посетитель разнесет эту весть среди знакомых. Не меньшее значение придается привлечению местных жителей к разработке новых видов услуг, к проведению различных мероприятий и участию в специальных проектах.

Статистические отчеты

Статистические данные могут помочь библиотекарям, попечителям и общественности верно оценить эффективность деятельности публичной библиотеки. Данные за длительный период позволят обнаружить тенденции развития и будут полезными при определении бюджетного финансирования и при постановке задач на будущее. Наиболее важным фактором в сборе библиотечной статистики является последовательность. Есть несколько основных направлений сбора данных (в частности, выявление показателей обращаемости, которые учитываются почти всеми публичными библиотеками, хотя и разными способами). Что бы ни являлось предметом учета, подобным же способом должны вести учет все сотрудники.
Какие данные следует собирать и учитывать, сообщается обычно в инструкциях Библиотечного департамента. Статистические данные представляются в департамент и публикуются в двухгодичном основном отчете – по нечетным годам и в приложениях – по четным. Попечители и библиотекари пользуются этими данными для сравнения работы своих библиотек с аналогичными. Принимаются во внимание характер населенного пункта, история создания и существования библиотеки и другие специфические характеристики.
Категория: Библиотекарю | Добавил: Gulnaz (07 Июн 2012)
Просмотров: 1325 | Теги: привлечения, библиотечных, фондов, развитие, библиотеки, пользователей, способы | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
18 Апр 2024
12:40


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz