Как формировать информационную культуру в библиотечном деле?
Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются СМИ, школа, вуз, затем оно продолжается на протяжении всей активной жизни. Особая, уникальная роль в формировании информационной культуры принадлежит библиотеке. Этот процесс начинается с освоения библиотечно-библиографической грамотности, необходимой для подготовки квалифицированного пользователя, легко ориентирующегося в фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки. Основы библиотечно-библиографических знаний, необходимых читателям, включают: характеристику библиотеки, характеристику ведущих библиотечных служб (абонемент, читальные залы), фондов и справочно-библиографического аппарата, методику библиографического поиска, правила библиографического оформления работ (дипломов, курсовых работ), методику ведения личных картотек, обучение рациональным приемам работы с книгой, технике чтения. Распространение библиотечно-библиографических знаний осуществляется непосредственно в ходе справочно-библиографического, информационно-библиографического обслуживания читателей дифференцированно с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных особенностей, а также уровня имеющихся у читателя библиотечно-библиографических навыков и опыта самостоятельной работы с книгой. Для этого применяются различные формы работы:
устная форма: индивидуальные и групповые консультации, обзоры справочных, библиографических и информационных изданий, лекции, библиографические семинары, читательские конференции; наглядная форма: открытый доступ к книжным фондам; выставки (стационарные и выездные) справочных, библиографических, информационных изданий, новых поступлений и др.; библиотечные плакаты различного назначения: схемы размещения книжного фонда, расположения различных частей справочно-библиографического аппарата, правила пользования каталогами, схемы-алгоритмы различных вариантов поиска литературы и др.; печатные издания: путеводители по библиотекам, памятки, листовки, буклеты о фондах и справочно-библиографическом аппарате и т. д.; комплексные формы, представляющие совокупность различных форм (устных, наглядных, печатных): библиотечно-библиографические уроки, экскурсии по библиотеке, школы библиотечно-библиографических знаний, дни библиографии.
Сегодня необходимо говорить уже не о библиотечно-библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати. Это предполагает:
знание читателем правил пользования библиотеками; осознанный выбор тематики чтения; ориентацию в источниках, в т.ч. и в справочно-библиографическом аппарате библиотеки; систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу; знание правил гигиены чтения; владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге, усвоение и глубокое понимание прочитанного; умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников; владение приемами конспектирования, реферирования и т.д.
В помощь развитию информационной культуры читателей библиотека издает различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке, методические рекомендации и т.д. Разрабатываются специальные программы и методики. Особое внимание нужно обратить на проведение библиотечных уроков для детей и юношества. Такие мероприятия лучше готовить, используя игровые и занимательные формы. В последние годы эти формы обогатились за счет введения элементов занимательности: проводят библиографические КВН, викторины и конкурсы среди различных групп читателей. Хорошо зарекомендовали себя такие игровые мероприятия, как „Информины“. „Инфор-мина“ (от сочетания слов „информация“ и „викторина“) — это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень информационной культуры участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями для нахождения необходимых изданий, сведений и т. д. Распространение библиотечно-библиографических знаний среди детей дошкольного и школьного возраста. Такое обучение проводится поэтапно, с постепенным усложнением задач, расширением объема и углублением содержания знаний. Для каждой возрастной группы читателей определен объем библиотечно-библиографических знаний. В объем знаний и навыков дошкольников и учащихся 1-го класса входят умение просматривать книги при выборе, знание отдельных элементов книги (автор, художник, название, оглавление), знакомство с тематической картотекой обложек, иллюстрированным каталогом. В объем знаний и навыков учащихся 2-3-х классов — умение выбирать и читать нужные книги, знание элементов книги (титульный лист, оглавление, иллюстрации), использование выставок, плакатов, альбомов как средств выбора книг для чтения. Учащимся 3-го класса даются также первые сведения о рекомендательных указателях, библиографических списках литературы в энциклопедии „Что такое? Кто такой?“. В объем знании и навыков учащихся 5-6-х классов входят более широкое знание элементов книги (предисловие, послесловие, словарь книги, иллюстрации); периодической печати, систематического каталога, умение использовать при выборе книги СБА (картотеки, справочный фонд, рекомендательные библиографические пособия); знания об энциклопедических изданиях, словарях. Углубляются знания учащихся о библиографических пособиях, их специфике, типах, назначении библиографии, ее создателях. Знания и навыки учащихся 7-9-х классов характеризуются расширением диапазона познавательных интересов, углублением нравственных и эстетических чувств читателей. Воспитываются навыки и привычки систематической работы со справочной литературой; изучается прикнижная библиография, справочный аппарат книг, углубляются знания об элементах книги (форзац, титульный лист, фронтиспис, комментарии и их разновидности). Изучаются темы: „Работа со справочной литературой“, „Характеристика научно-познавательной литературы“, „Как работать с критической литературой“. Например, отделом организационно-методической работы Старорусской ЦБС была разработана программа мероприятий по воспитанию информационной культуры и пропаганде библиотечно-библиографических знаний среди подростков. Цель этих мероприятий научить подростков ориентироваться в библиотеке и самостоятельно работать с книгой и добывать любую информацию. Занятия, подготовленные сотрудниками библиотеки, проводятся с группами подростков последовательно, по разработанной программе. Кроме того, проводятся индивидуальные беседы и консультации.
Программа занятий
Экскурсия по библиотеке „Правила пользования библиотекой“ — требования, направленные на профилактику девиантного поведения, меры борьбы с хищениями; »С информацией на «ты»«- знакомство с информационными ресурсами; «Молодёжный перекрёсток» — знакомство с молодёжной периодикой; «Что? Кто? Где? Когда? Как?» — овладение навыками самостоятельной работы со справочной литературой; «Три волшебные буквы „СБА“» — обучение самостоятельному обращению с информационно-поисковым аппаратом библиотеки; «Следствие ведёт библиограф» — овладение навыками библиографического поиска. «На крутых виражах» — заключительное занятие, проходящее в форме игры.
Составьте программу библиотечных уроков, изучив дополнительную литературу, в которую должно входить не менее 9 уроков. Сроки проведения определите в соответствии с учебным годом школьников.