Пятница, 29 Мар 2024, 14:11
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Завучу и директору

Рецепт хорошей школы
Образовательные стандарты, схемы финансирования школ, «знаниевая» и «компетентностная» педагогика – споры вокруг этих вещей, наряду со взрывом в Домодедово, определили образ начала 2011 года в России. Горе-реформаторы могут окончательно убить российскую среднюю школу – это правда, и не зря волнуются родители и педагоги. Но вот сделать из посредственной школы хорошую – никакие чиновники, увы, не в силах. Тут требуются совсем другие вещи.

«Хорошая школа» – это учреждение, о котором с придыханием говорят родители по всему городу – ну хорошо, если это Москва или Питер – то в масштабах хотя бы округа. «Хорошая школа» – это школа, номер которой знают наизусть в приемных комиссиях МГУ, Физтеха, РГГУ и далее по списку. Наконец, хорошая школа – это такая школа, где любого мальчишку конкретно пропесочат за мат и драки, а любой барышне прозрачно намекнут о том, что «розовое и стразики» не всегда к лицу и к месту.

В такую школу рвутся с боем жители всех близлежащих кварталов, в такую иногда ездят с другого конца мегаполиса. Одна из моих знакомых, учившаяся в такой школе на Ордынке, шесть лет ездила туда из Марьино, куда замоскворецких жителей выселяли в 90-е – просто потому, что это «правильное место». Собственная же моя дочь попала в другую хорошую школу только после годичных подготовительных курсов (добровольных и независимых, прошу заметить, господа блюстители прозрачности!), да еще и «по поручительству» родителей будущих одноклассников – они когда-то эту школу заканчивали.

Хорошая школа – это чаще всего старая школа. С традициями, с дубовым паркетом, зеленым сукном и так далее. Хотя это не всегда так, бывают хорошие школы и в новых зданиях. А из старых школ далеко не каждая бывает хорошей. Нужно еще что-то, и наличие этого «чего-то» интуитивно чувствуют и родители, и ученики. Этот малоформализуемый и трудноуловимый компонент называют «духом», «аурой», «атмосферой» – попытаемся всё же понять, из чего он состоит.

Директор

Российская школа – к худу ли, к добру ли – по сей день авторитарна. Директор лицея, гимназии или обычной, как это нынче называют, СОШ – средней общеобразовательной школы – царь, бог и воинский начальник. Хороший директор – необходимое условие для жизни хорошей школы, без правильного «командира» любая самая прекрасная и старинная гимназия быстро теряет уровень. Старые школы разлагаются медленнее, новые быстрее, но разлагаются все, и попробуй потом подними обратно!

Галина Логинова

Вот – энергичная преподавательница географии Галина Логинова в начале 90-х взяла под свое начало обычную, даже захудалую, школу в московском спальном районе. В течение трех лет школа превратилась в учебно-воспитательный комплекс, приобретя два дополнительных здания, обрела статус лицея и «прикрепилась» сразу к нескольким вузам – двум серьезным государственным и одному коммерческому. Три профильных направления в старших классах с тогдашним аналогом «ЕГЭ» и поступлением после 11 класса сразу на 2-й курс; преподавание культурологи по вузовской программе с 5 класса, «интенсив» двух иностранных языков – с первого, бальные танцы как обязательный предмет. Бурная школьная жизнь – поездки, КВН-ы, спектакли. Школа стала одной из двух лучших в округе – повторюсь, за три года. Почему? Потому что директор «умеет крутиться».

Евгений Маркелов с учениками

Вот – уже совсем в наше время – учитель истории Евгений Маркелов, известный в кругу московских педагогов человек, сумел воплотить давнюю мечту и создал с нуля уникальную школу «Интеллектуал». И эта школа, «фишка» которой в адаптируемых под индивидуальные способности и уровень ученика программах, мгновенно оказалась в числе лучших школ Москвы. Сюда именно что стремятся поступить, сюда едут с разных концов Москвы. Здесь, если шестиклассник вдруг знает литературу или математику на уровне восьмого класса, может по этому предмету идти вместе с восьмиклассниками. Здесь – студии, походы, исследования. Отсюда не только родителей, но и детей калачом не выманишь, а это дорогого стоит. Не было бы такого директора – к сожалению, Евгения Маркелова уже нет с нами – не появилась бы в нынешнем виде и эта школа.

Можно привести и обратные примеры – как дурной преемник хорошего директора может за те же пару-тройку лет развалить прекрасную школу. Или того хуже – как некогда отличный директор по тем или иным причинам «дурнеет» и превращается в апатичного овоща либо (чаще) маловменяемого самодура. От этого школе тоже лучше не становится, хотя до стадии развала она доходит медленнее – лет за 6-7.

Исключительная роль директора базируется на исключительных же правах, которые ему предоставлены нашими законами и самой жизнью. Да, руководитель учебного заведения скован по рукам и ногам инструкциями Минобразования, инспекциями районных и городских чиновников; наконец, над ним нависает угроза доноса от сумасбродных или мстительных родителей и обиженных подчиненных. Но при этом именно директор распоряжается штатным расписанием и подбирает персонал – то есть способен совершать чудеса при помощи вменяемой кадровой политики.

И – самое главное в нашем зарегулированном мире – именно и только директор может разрешить в школе некоторые «неуставные» вещи, без которых хорошая школа живет с трудом. Какие это вещи – читайте ниже. Да, разрешать «вольности» и вводить некоторые правила «в порядке произвола» – это риск. Но ведь тотального контроля над школами со стороны чиновников все-таки нет, и если команда подчиненных подобрана хорошо, а родители проявляют должное благоразумие, то риск получается не столь высоким. К тому же, по замечанию главного редактора журнала «Директор школы» профессора Константина Ушакова, известные и заслуженные «командиры» хороших школ своим авторитетом могут и перевесить ведомственные инструкции; по согласию всех сторон такие директора и такие школы живут немножко по своим правилам. Хотя бы до поры до времени…

Профиль



Ни одна самая лучшая школа не может быть прекрасна во всём. Но у каждой хорошей школы есть сложившийся профиль, специализация. Больше всего – еще с советского времени – «языковых спецшкол». Их гегемония вполне объяснима: именно школы с гуманитарным уклоном со сталинских времен служили «кузницей» элиты, в такие школы отдавали и детей крупных чиновников. Так, столичная школа № 19 имени Белинского была «участковой» для знаменитого Дома на набережной – да, кажется, таковой и остается. Она, разумеется, была именно «языковой» – и, даже несмотря на проблемы, постигшие школу в последние годы, языки там преподаются на приличном уровне.



Интересно, что профиль школы накладывает заметный отпечаток на ее «ауру». Языковые спецшколы, как правило, отличаются большей строгостью и любовью к порядку, тогда как школы физико-математические были и остаются островками демократии. И само по себе наличие этого выбора – прекрасно.

Второй разряд элитарных школ – физико-математические. Здесь воспитывали не будущих начальников и дипломатов, а блестящих ученых. Яркий пример – две известные всей Москве и вечно конкурирующие матшколы, 57-я и 91-я. Да, в обеих этих заведениях неплохая (а в 57-й даже и прекрасная) гуманитарная подготовка, но профилем обеих была именно физика и математика. Меняются поколения, уходят легендарные учителя, но специализацию стараются всеми силами сохранить.

Интересно, что профиль школы накладывает заметный отпечаток на ее «ауру». Языковые спецшколы, как правило, отличаются большей строгостью и любовью к порядку, тогда как школы физико-математические во все времена были (да и сейчас остаются) островками демократии и порой даже показного презрения к правилам и условностям. И само по себе наличие этого выбора – прекрасно.

Выпускники

Третья составляющая ауры хорошей школы – это ее выпускники. Причем не «где-то вообще» существующие выпускники – а постоянно присутствующие в школе, балагурящие с учителями и «посвящающие» молодую смену старшеклассников в школьные ритуалы и традиции. Походы, спектакли, научные кружки – всё это без выпускников 2-, 3-, даже 10-летней «выдержки» рассыпается, попросту нежизнеспособно.

Школе нужны – как бы они ни назывались – вожатые, «старшие братья» школьников. Наблюдая за не менее чем десятком элитарных столичных школ в продолжение последнего десятилетия, могу сделать вывод: пока выпускники «тусуются» в школе, пока они выполняют свою роль «вожатых» – дух школы живет. Как только выпускников вытесняют из школы – однажды я видел, как в самом прямом смысле на праздник лицея 19 октября директор школы заявила: «Выпускникам здесь больше не рады!» – так школа немедленно начинает деградировать.

И вот здесь очень нужна упомянутая возможность слегка пренебречь писаными инструкциями, которая есть у директора школы. Дело в том, что нынешние антитеррористические правила сделали нахождение в школе выпускников практически незаконным. Их не имеют права пускать в школу – но, конечно, умный и понимающий важность вожатых директор всегда найдет выход. Где-то на инструкцию просто «закрывают глаза», где-то ключевые выпускники привлекаются на официальную работу – способ найти можно, главное, хотеть его искать.

Опасаясь показаться святотатцем, осторожно предположу: хорошо поставленный конвейер «вожатых»-выпускников, которые потом приводят в школу и своих детей – это компонент хорошей школы даже более важный, чем хорошая команда учителей. Нет, роль учителей в процессе образования, конечно, больше – но никакая самая звездная команда без хорошего директора, четкого профиля школы и команды выпускников не способна сделать школу точкой притяжения для детей, родителей и самих педагогов.

Не мешать

«Компетентностный» подход к образованию, «интеграция», педагогика «для жизни, а не для галочки» – всё это нынешние методисты из вестернизированного лагеря подают как мировые новации, не освоенные пока еще в нашей стране. Стоит напомнить, что очень похожая концепция была в свое время и на русском языке. Так сложилось, что практически все из знакомых автору нескольких десятков Настоящих Учителей в той или иной степени были последователями одной и той же крайне интересной ветви советской педагогики.

Называлось это «движением коммунаров». В годы хрущевской оттепели оно расцвело по-настоящему, во времена Брежнева потихоньку, но неуклонно зажималось, а к началу нового века оказалось почти забыто. Коммунары умели делать всё, что сейчас хочет воспитать в нынешних детях новый образовательный стандарт. Но штука в том, что они делали это вне всяких стандартов и даже вопреки им. Патриотические экспедиции и поисковые отряды? Да! Основы религии (в советском государстве! Осторожно, едва не шепотом!)? Да! Экологическая сознательность и мультикультуральность? Сто раз да! Но только, Бога ради, никаких стандартов – устав губителен для школьной атмосферы.

Единственная достойная вещь, которую может сделать для хороших школ правительство и его органы – это не мешать. Дайте руководству школы чуть больше кадровых и хозяйственных полномочий, уберите сковывающие инструкции, большую часть которых не назовешь иначе как идиотскими, разрешите выбирать профили и программы по усмотрению педагогов и родителей (все равно одни и другие, в конечном итоге, согласовывают программы между собой) – и нынешние элитарные школы вздохнут полной грудью, а еще появятся и новые. И станет в стране больше мест, куда родители будут с удовольствием отправлять детей. И сами ученики не захотят уходить оттуда ни вечером, ни летом, ни после выпускного бала. И результаты – те самые знания и социальные компетенции – волшебным образом скакнут вверх.

Потому что дети – это такие специальные люди, которые не умеют эффективно работать из-под палки.
Категория: Завучу и директору | Добавил: Gulnaz (25 Апр 2012)
Просмотров: 955 | Теги: рецепт, хорошей, школы | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
29 Мар 2024
14:11


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz