Научная организация труда — это комплекс рассчитанных действий, способствующих совершенствованию трудового процесса и обеспечивающих высокие результаты труда при наименьшей затрате средств, времени и сил. Научная организация педагогического труда предполагает высокий уровень педагогической культуры, в первую очередь наличия порядка в школе, четкой регламентации труда всех работников, применения рациональных методов управленческого труда — труда руководителей школы, педагогического труда — труда учителей и учебного труда — труда учащихся.
Многие неудачи в работе школ объясняются именно отсутствием должных навыков организации труда. Наиболее распространенные ошибки с точки зрения внедрения НОТ следующие:
нечеткое планирование работы;
неумение руководителей школы четко определить обязанности каждого члена коллектива;
перегрузка членов коллектива разными поручения ми, собраниями, дежурством, вызовами, дополнительной документацией;
отсутствие системы работы по изучению основ НОТ и продуманных действий по их внедрению в практику.
неопытность в руководстве хозяйственной деятельностью школы, отсутствие коммерческих навыков.
В науке об управлении существуют два понятия — "действие" и "результат". Действие — это определенные операции, конкретные мероприятия, вечера, походы, собрания и т.д. Они могут проходить регулярно, внешне эффектно и демонстрировать неплохую организационную деятельность исполнителей. Но действие — это только средство для достижения какой-то цели, а не сама цель.
Результат — это конечный итог, ради которого и проходили операции, это уровень знаний, воспитанности учащихся, их общекультурная подготовка, степень самостоятельности и т.д.
Суть управления — в умении планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс обучения и воспитания, в умении выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных задач и целей.
Разработать план - это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания.
Планирование — подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой.
Обоснованный конкретный план — один из показателей научной организации и управления школы.
План должен быть кратким, четким и ясным.
По форме планирование может быть текстовым, графическим и смешанным (текстовым и графическим). В любом случае в школе должно существовать календарное планирование, т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям, отдельным числам. Каждая школа планирует свою работу, исходя из местных условий и возможностей, но каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.
В практике работы передовых школ имеют место следующие виды планирования:
— перспективный план работы школы на 3—5 лет;
— план учебно-воспитательной работы школы (годовой);
графический план организационной, методической и внеклассной работы (на четверть) (выписка из годового плана);
план-график внутришкольного контроля (на четверть);
Перспективное планирование должно соответствовать срокам народнохозяйственных планов, годовое — цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. Каких-либо отдельных планов, которые бы не входили в общешкольный план, от школы требовать не следует — это нарушает принцип системности.
Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления и составляется на 1-е января текущего года.
Годовые планы составляются в мае-июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет.
Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных школ.
Перспективный план развития школы. Перспективный план развития школы предусматривает направления деятельности школы с учетом работы районных органов власти. Этот план не должен быть слишком детальным, его задача — наметить важнейшие ориентиры, главные вехи функционирования и развития школы на определенный период.
В перспективном плане следует отразить;
Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.
Потребность в учителях разной квалификации.
Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также наметить основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.
Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.
Финансовую, коммерческую деятельность.
Особое место в перспективном плане следует отвести системе повышения квалификации учителей. Практика показывает, что годовой план не может охватить все содержание и многообразие форм совершенствования мастерства учителей и ведет к недопустимой перегрузке, а значит, к поверхностному, неглубокому изучению материала.
В перспективном плане следует расписать все основные темы по педагогике, психологии и отдельным предметам по годам, наметить создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию и т.д.
Таким образом, перспективный план работы школы обеспечивает распределение сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, законченный характер, устанавливает спокойный ритм деятельности школы без излишнего напряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие элементы работы.
План учебно-воспитательной работы школы на учебный год. План работы школы не следует- загромождать методическими советами, правилами внутреннего распорядка, общими рассуждениями. Нередко планы сочиняются единолично директором и формально утверждаются на педсовете.
Изучение лучших школьных планов и проверка их выполнения позволяет предложить следующий вариант структуры годового плана, включающего основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу.
Введение: а) особенности микрорайона и условия работы школы; б) краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год;
Повышение квалификации и методическая работа;
Изучение и распространение передового опыта;
Научно-педагогическая информация в школе.
5. Руководство учебно-воспитательным процессом: а) организация учебно-воспитательного процесса; б) вне урочная учебно-воспитательная работа в школе.
6. Педагогический контроль за учебно-воспитатель ным процессам.
Работа с родителями, с шефами и общественностью.
Укрепление материально-технической базы в школе и хозяйственная работа.
Приложения: а) планы работы методических объединений; б) план работы библиотеки; в) план работы родительского комитета; г) план летней оздоровительной работы с детьми.
Рассмотрим более подробно основные требования к плану работы школы на учебный год.
Введение. В этом разделе дается очень краткая характеристика микрорайона, его жителей, наличие культурных учреждений и неблагоприятных условий, затрудняющих работу школы. Затем проводится выборочный анализ наиболее важных аспектов работы школы за прошлый период и выдвигаются задачи на новый учебный год, а также называются темы, над которыми собирается работать школа.
Введение затрагивает главные вопросы: качество знаний и воспитанность учащихся, уровень преподавания и воспитательных мероприятий, связь с родителями и систему повышения квалификации учителей. Конкретно перечисляются нерешенные проблемы, указываются причины, предлагаются пути совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Выполнение Закона об образовании. В этом разделе определяются границы микрорайона школы, формы и сроки оперативного учета детей школьного возраста и называются ответственные за те или иные участки работы по выполнению указанного Закона. Здесь же планируются формы использования средств (фонда), оформление и ведение документации, работа с подопечными детьми, обеспечение медицинского надзора, питания детей, их подвоз, создание групп продленного дня. Намечается работа с трудными детьми, помощь отстающим и связь с местными органами власти.
Работа с педагогическими кадрами.
Расстановка кадров и распределение обязанностей. Определяется нагрузка учителей, классное руководство и обязанности ответственных за тот или иной участок работы. Задача циклограммы управления — упорядочить труд учителей, не допустить чрезмерной нагрузки, отрегулировать собрания, заседания, общественную работу.
Повышение квалификации и методическая работа. Определяется работа педагогического совета школы, внутри школьных и межшкольных методических объединений, назначаются ответственные за работу и периодичность совещаний (раз в четверть). В этом же разделе планируется конкретная работа школы (наставничество, школа передового опыта, практикумы и т.д.). Если в школе много молодых учителей, целесообразно, кроме индивидуальной помощи, организовать и спланировать деятельность школы молодого учителя. В этом же разделе планируются педагогические конференции, педагогические чтения, вы ставки, работа школьного методкабинета (уголка), а также периодичность производственных совещаний.
Обобщение и распространение передового педагогиче ского опыта. Планируются конкретные мероприятия по работе школы передового опыта, наставничество опытных учителей над молодежью, открытые уроки, взаимопосеще ние уроков начинающих учителей и мастеров педагогиче ского дела, совместное поурочное планирование опытных и начинающих учителей, выставки по обмену опытом, по сещение уроков лучших учителей района, города.
Научно-педагогическая информация обеспечивает оз накомление учителей с новинками педагогической литера туры, планируется создание методических уголков, стен дов, формы специальных сообщений и обсуждений.
Руководство учебно-воспитательным процессом. Учеб ный и воспитательный процессы неразрывно связаны; в пре амбуле раздела следует указать главные цели учебной и вос питательной работы, а затем конкретизировать мероприятия, обеспечивающие выполнение этих целей.
а) Организация учебно-воспитательного процесса. В этом разделе прежде всего перечисляются меры по созда-
552
нию условий для нормального протекания учебного процесса: оснащение кабинетов, обеспечение техническими средствами, пополнение фондов библиотеки; предусматривается изучение учителями учебных программ и объяснительных записок, нормативных документов Министерства образования; составление тематических планов, рекомендательных списков литературы; приобретение дидактических материалов и методической литературы; работа факультативов.
В некоторых школах составляется график учебного процесса (на четверть). Такое графическое планирование позволяет установить должные межпредметные связи и следить за прохождением отдельных тем учебного материала. Однако наблюдение за эффективностью таких графических планов показывает, что, хотя в отдельных школах такой график и оказался полезным, рекомендовать его следует весьма осторожно, так как составление его требует колоссальных усилий, а точное выполнение часто срывается по разным причинам: учителя вынуждены задерживаться при прохождении отдельных тем или, наоборот, ускорять их прохождение, возможна болезнь учителя и другие. Кроме того, нет надобности переписывать учебную программу и объяснительную записку к ней.
б) Учебно-воспитательная работа после урока. В подразделе планируется работа по созданию органа самоуправления, общешкольные мероприятия, а также организация и деятельность научных обществ, предметных кружков, "Устных журналов" и т.д.
Основное внимание уделяется внеурочной воспитательной работе. С этой целью планируются:
а) сроки выборов детского самоуправления;
б) трудовое воспитание и трудовые дела;
в) эстетическое воспитание;
г) физическое воспитание, туризм. Планирование воспитательной работы должно быть
конкретным, по каждому из разделов намечаются мероприятия, определяющие работу школы в целом и классных коллективов, в частности, назначаются ответственные за выполнение и точные сроки. Намечается работа кружков, обществ, клубов и т.д.
6. Организация контроля за учебно-воспитательным процессом. Контроль ведется за выполнением Закона о всеобучении, работой учителей, выполнением программ, качеством знаний учащихся, воспитательной работой и т.д.
Этот раздел целесообразно планировать графически. Год разбивается на четверти, четверти — на месяцы, месяцы — на недели. По каждому классу (или по параллелям) или по всей школе фронтально, или выборочно по циклу классов намечаются цели проверки, формы проверки, ответственные за проверку. В графике отмечается проверка планов работы, журналов, ученических тетрадей; проверяется качество знаний и умений учащихся, проводятся директорские контрольные работы, устные опросы; планируются тематические и комплексные посещения уроков, проверка воспитательных мероприятий, санитарного состояния, сохранности мебели, изучение постановки трудового обучения и воспитания и т.д.
Контроль ведется разными способами, осуществляется силами администрации, профсоюзного актива, привлекаются лучшие учителя школы.
Четкость планирования позволяет вести контроль ритмично, в течение всего года, охватывать все стороны учебно-воспитательного процесса, разных учителей, своевременно принимать меры к исправлению обнаруженных недочетов. В этом разделе планируется работа со школьной документацией и контроль за исполнением приказов Министерства, местных органов власти, постановлений педагогических советов.
7. Работа с родителями, спонсорами и обществен ностью В этом разделе планируются мероприятия по пе дагогической пропаганде среди родителей, родительские собрания, лектории, университеты, а также работа роди тельского комитета или Совета школы. Совместная работа общественных комиссий содействия семье и школе, а также работа по месту жительства.
Летняя работа включает конкретные мероприятия по организации летнего городского лагеря, туристского, спортивного, трудового, загородного лагерей, пятой трудовой четверти, летней практики в школе, экспедиции, дальние походы, туристские слеты, экскурсии по городам России, за рубеж.
8. Укрепление материально-технической базы и органи зационно-хозяйственная работа. Планирование этого раз дела связано с перспективным планом работы школы. В этом разделе планируется: создание и оснащение учебных мастерских, спортзала, помещений для кружковой работы, пришкольного участка, оборудование игровых комнат; работа по хранению, ремонту и порядку пользования техническими средствами обучения, наглядными пособиями и т.д. В подразделе, посвященном хозяйственной работе, намечаются планы текущего и капитального ремонта помещений, своевременного ремонта мебели, окон, электрооборудования и теплосистемы, санитарно-гигиенического режима, обеспечение противопожарной безопасности, а также составление смет и распределение средств.
На основе общешкольного плана составляется календарный план организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть (отдельно педагогического и ученического коллектива). По горизонтали обозначаются недели и дни учебной четверти, по вертикали — организационные формы работы с учителями и учащимися, фамилии ответственных, тематика.
Планируются следующие разделы:
Педсовет.
Заседания методических объединений.
Профсоюзные собрания и производственные сове щания.
Совещания при директоре.
Заседания местного комитета.
Общешкольные родительские собрания.
Школьные вечера.
Спортивные соревнования.
Массовые культпоходы и туристические походы.
Общешкольная газета.
Работа научных обществ, клубов, организация вы ставок и олимпиад.
Четкий план позволяет избежать дублирования, дает возможность заранее определить, в какое время и на каких вопросах следует сконцентрировать внимание, а также помогает спланировать работу классного руководителя и личное время учителей.