«Взрослые дети» или сложности подросткового возраста
«Взрослые дети» или сложности подросткового возраста
В одиннадцать лет начинается новый возрастной период. Дети превращаются в подростков. Подростковый возраст - наиболее трудный в жизни ребенка, хотя, легких периодов вообще не бывает. Почему наиболее трудный? Потому что в этом возрасте протекает самый затяжной и самый выраженный физиологический кризис, называемый в медицинском и педагогическом обиходе пубертатным.
Пубертатный кризис характеризуется резким эндокринным сдвигом, бурной деятельностью коры надпочечников и половых желез (гормональным всплеском). Гормоны коры надпочечников способствуют развитию вторичных половых признаков: формирование, соответственно полу, строения тела, ломка голоса и т.д.
По теории Г. Селье, кора надпочечников играет решающую роль в реакции стресса, т. е. в реакции восстановления нарушенного равновесия организма, реакции преодоления вредного воздействия «чрезвычайных раздражителей», нередко опасных для жизни. Стресс мобилизует все защитные ресурсы организма, вызывает напряжение всех органов и тканей. Осуществляется эта мобилизация за счет работающих на полную мощность желез коры надпочечников. У подростков же усиленная секреция желез коры надпочечников фактически постоянна, таким образом, они как бы все время находятся в состоянии стресса. Этим, в частности, объясняется крайне неустойчивая у подростков вегетативная система: резкие колебания артериального давления, неприятные ощущения в различных частях тела, снижение аппетита, потливость, вялость, непереносимость духоты, частые смены настроения и т.д.
Повышенная деятельность половых желез также вызывает дисгармонию в развитии подростков. С одной стороны, половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей. С другой стороны, несамостоятельность, скованность родительскими запретами и школьной дисциплиной, ведет к пассивному образу жизни. Подросток практически не может реализовать вовне свои огромные энергетические возможности и его энергия выливается то в упрямство и непослушание, то в грубость и раздражение, то в неадекватные поступки и хулиганские выходки. Период подростковой «ошалелости» обычно сбивает с толку родителей. Перестают помогать испытанные методы воспитания, наказания не приносят никакого эффекта, разговора по душам не получается. Подросток становится недоступен, у него начинается своя личная жизнь, появляются свои «тайны». В пубертатном возрасте заканчивает развитие вторая сигнальная система (система общения (речь, язык, мышление)), оформляется темперамент, происходит становление характера, короче формируется личность.
Подростки отличаются повышенным вниманием к своей формирующейся личности, к своему «Я». В этот период впервые появляется самоанализ, начинается самокопание, подросток предпринимает отчаянные попытки разобраться, «кто он есть», чем его «Я» отличается от других. Самооценки в этом возрасте крайне неустойчивы, порой резко меняются под влиянием различных внешних факторов: получил пятерку и он гений, будущее мировое светило, двойка — и гений превращается в бездарность, никчемного «психа». Душевная жизнь подростка крайне противоречива. С одной стороны, повышенная ранимость, резкая реакция на любое неосторожное замечание или отрицательное мнение окружающих. С другой стороны, максимализм, беспощадность и холодность по отношению к другим людям. Это самые строгие судьи родителей, учителей и всех взрослых. Подростки в этом отношении склонны к широким обобщениям, суждения их категоричны и безоговорочны. Если хоть однажды взрослый человек показал себя с плохой стороны, подросток его презирает, отвергает «раз и навсегда». И родителям необходимо быть очень осторожными и внимательными, чтобы не подорвать доверие у своего сына или дочери. Нужно в корне изменить характер внутрисемейных взаимоотношений. Признание старшими прав личности подростка, отношение с ним на равных способствует ликвидации конфликта, приводит к доверительному отношению в семье, дает взрослым возможность контроля и влияния на поступки подростка. Ведь в отроческом возрасте ребенок крайне нуждается в добром, умном и все понимающем советчике. Если он не находит такого советчика дома, он ищет его на стороне. И порой находит далеко не лучшего.
Многие исследователи говорят о сходстве первого (кризис первого года жизни) и третьего физиологических кризисов (кризис подросткового возраста). Как в том, так и в другом у ребенка возникает масса вопросов — мучительных и неразрешимых. И тому, и другому кризису свойственна реакция упрямства, и тот и другой характеризуется богатой эмоциональной жизнью. Это сходство необходимо учитывать в том плане, что отрицательные формы поведения, невротические реакции, которые выявились у ребенка во время первого физиологического криза, при сходных условиях имеют тенденцию повторяться в подростковом возрасте, только более бурно и тяжело.
Сейчас много говорят и пишут об акселерации. Что это такое? Прежде всего, акселерация - это ускоренное физическое развитие современных детей. В целом, конечно, акселерация положительное явление. Помимо физического, обычно отмечается и более раннее интеллектуальное развитие, что крайне необходимо при том огромном потоке информации («взрыве информации»), которую приходится перерабатывать и усваивать современным подросткам. Но, к сожалению, у акселерации немало и издержек. Дело в том, что раннее физическое развитие современных детей не влечет за собой ускорения нравственного и социального созревания (нормы поведения в обществе), в социальном плане подростки еще долго остаются детьми. Таким образом, акселерация обеспечивает не столько раннее общее созревание, сколько усиливает дисгармонию между физическим и социальным развитием, утяжеляет течение пубертатного криза. Особенно эта дисгармония сказывается в сексуальной сфере. У детей теперь значительно раньше появляется интерес к противоположному полу, значительно раньше появляется половое влечение. Такая ситуация (при недосмотре и при неправильной тактике родителей) может привести к ранней половой жизни или к онанизму. С другой стороны, дисгармония между психическим и физическим развитием способствует заметному увеличению невротических реакций в пубертатном возрасте.
Подростковый возраст труден тем, что понимание жизни уже взрослое, вместе с тем выше, чем в детстве, становится эмоциональная чувствительность, а возможностей реализовать себя намного меньше, чем у взрослых. Они и сами не могут объяснить, что за дух противоречия движет их поведением. Им тоже трудно, они мучительно ищут пути в новый для них мир взрослых. Чувство неприкаянности порождается тем, что из детской непосредственности и послушания они уже выросли, а свойственного взрослым чувства ответственности и жизненной мудрости еще не приобрели. Им трудно понять себя, еще труднее понять нас. Чтобы помочь ребятам на трудном пути взросления, не следует акцентировать внимание на их негативных чертах. Нужно лишь признать за детьми право быть такими, какие они есть, а не такими как нам хочется. Поэтому в этот период жизни взрослым нелегко строить отношения с детьми, остается только взять волю в кулак и максимально безболезненно помочь «уже не ребенку» пережить этот возраст.