. В каждой семье свои подходы к воспитанию, где-то ребенок все умеет и помогает, а где-то он ни к чему притронуться не может без указки родителей. Как развить самостоятельность у ребенка, как сделать так, чтобы он мог оценивать ситуацию и принимать верные решения? Как воспитать малыша таким образом, чтобы он не зависел от мнения окружающих, стал личностью, может быть даже лидером?
Самостоятельность ребенка может проявляться от природы, в других случаях ее не плохо было бы развивать. В первую очередь, нельзя оценивать разных детей одними мерками, ведь у всех разное восприятие мира, разное психосоматическое развитие. Поэтому нельзя требовать от ребенка определенной самостоятельности, единых критериев поведения нет. Кто-то из детей сам одевается и собираясь на прогулку берет любимые игрушки, а кто-то ждет пока все за него сделают другие. Но в то же время, тот который, ждет помощи при одевании, может быть более самостоятельным на умственных занятиях.
Как же привить общие нормы самостоятельности ребенку? Во-первых, показывать положительный пример в принятии решений. Проговаривать в слух при ребенке принятие решения и точное четкое выполнение намеченного плана. Желательно показывать детям положительный пример в развитии самостоятельности. Например, если ваш малыш нашёл алкотестер и использует его не по назначению, или любой другой предмет, самым верным решением будет объяснить, для чего придуман данный прибор, но не ругать ребенка за то, что он решил полить цветы сладкой водой. Таким образом, ребенок проявляет самостоятельность, которую нужно поддержать и объяснить в каких случаях, как следует поступать.
Во - вторых в привитии основных норм опрятности и умению доводить дела до конца.
В - третьих развивать самостоятельность лучше, не препятствуя творческому процессу. То есть если у ребенка появилось новое хобби или увлечение, которое приносит сор в квартиру, не спешите ругать ребенка, подождите пока он закончит начатое и затем сделайте внушение по поводу порядка.
В - четвертых хвалите ребенка за прогресс. Здесь имеется ввиду, что в разном возрасте у ребенка разные достижения. В 3 года похвалите ребенка за завязанные ботинки или за желание заправить постель, а в 13 уже совсем другие нормы самостоятельности. Похвалите за умение выбирать друзей, за хороший доклад или сочинения, за успехи в дополнительных занятиях.
Предоставляйте ребенку право выбора, пусть он сам решает, что ему интересно. Пусть самостоятельно добирается до школы или ходит на внеклассные занятия. Если вы беспокоитесь за безопасность ребенка, выдайте ему мобильный недорогой телефон и ультразвуковой отпугиватель собак. Главное, чтобы ребенок усвоил, что самостоятельность с положительным исходом- это тот эффект, к которому надо стремиться.