Ребенка нужно учить эмпатии и рассказывать о чувствах других.
"В настоящее время психологи социологи, политологи, психиатры пришли к выводу, что успех (и соответствующий ему уровень развития) личности определяется двумя показателями. Высокий уровень развития интеллекта IQ (память, внимание, мышление, креативность) обеспечит от 15-20% до примерно 40% успешности.
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта EQ (умение понимать чувства свои и других людей, принимать себя и других, адекватно воспринимать достоинства и недостатки) обеспечивает от 60% до 80% успеха. Вот именно поэтому школьный отличник Петя работает в фирме школьного "троечника" Васи и выполняет его распоряжения.
Ребенок приходит на этот свет с разумом чистым, как школьная доска в 6 часов утра. Чтобы на доске появились записи, родители (и общество) должны организовать соответствующие действия, которые помогут ребенку усвоить то, что человечество открыло до него и сохранило для него. Все, что становится частью внутреннего мира ребенка, было когда-то внешним. Данный процесс "присвоения" знаний называется интериоризацией.
Это основной механизм усвоения знаний. Поэтому, если вы хотите иметь ребенка-лидера, будущего политика или олигарха ( и быть счастливым в старости ), вы обязательно, непременно должны развивать эмоциональную сферу малыша, рассказывая о чувствах и эмоциях, о том, как их распознать, как преодолеть, как выразить (словами и делами). Учить этому нужно и мальчиков и девочек, ведь в современном обществе закрепление полоролевых стереотипов стало менее жестким, более гибким.
Считается, преодолеть, сгладить противоречия 20 века 21 век сможет только через любовь, милосердие, сострадание, сопереживание. Как же научить ребенка чувствовать? Очень просто. Этап первый - научить понимать и называть чувства, которые испытывает ребенок. И ребенок, и его родители имеют право испытывать чувства и эмоции. Они имеют право проявлять их, говорить о них, не унижая, не оскорбляя других.
Чувствовать нормально (может быть горько, больно, радостно, приятно). Ненормально, чтобы ребенок испытывал только негативные чувства и эмоции. В этом случае родители учат ребенка (может, заодно и себя) радоваться по любому поводу (дождик - хорошо, солнце - чудесно, утро - замечательно, замечательно, что есть хорошая книга, состоялся интересный разговор, радость по поводу совместной уборки, визита бабушки/дедушки).
Этап 2 – понимание чувств других людей и соответствующая коррекция своего поведения. Как хорошо не только детям, но и взрослым включиться в этот процесс! Кстати, он (т.е. понимание чувств), как ничто другое, способствует сохранению психического здоровья. С детьми можно играть в "Угадайку" по дороге из садика, школы (института, офиса, фирмы). "Как ты думаешь, что сейчас чувствует этот человек? Почему? А если бы ты сейчас как он испытывал ….. то, что ты сделал бы, подумал, почувствовал? А чем ему можно помочь? А ты хотел бы помочь? Почему?" Можно порассуждать после фильма (Почему он так сказал? Из-за чего он так себя чувствовал? Баба-Яга – злая? А как нужно сделать, чтобы она стала доброй? А ты знаешь, что такое "очень люблю?").
Дорогие взрослые, заботливые родители, балующие бабушки и дедушки! Не бойтесь, если ребенок жалеет других, отдает свои игрушки. Это значит, что когда вы станете старыми и немощными, он пожалеет вас и поделится с вами своими мыслями, чувствами, теплом, любовью, деньгами. Обладая эмпатией, высокой эмоциональностью, он организует свою жизнь так, чтобы получать удовлетворение, так как действия человека определяются и разумом, и чувствами.
Проявляя чуткость и отзывчивость, ребенок заведет друзей и сохранит их. Когда он станет взрослым, у него быстро завяжутся деловые контакты, фирма будет развиваться, подчиненные будут не бояться, а любить и уважать его, когда он станет шефом. Научите ребенка чувствовать, сопереживать, любить себя и других – и вы об этом не пожалеете!"