Четверг, 14 Ноя 2024, 19:13
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51643


Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Заботливым родителям

Шахматы для детей с трёх до семи
Я пришёл к шахматам совершенно случайно…

Сыну было шесть лет, и я искал наиболее эффективный способ развития его интеллектуальных способностей Мы попробовали различные развивающие системы, занятия изобразительным искусством, музыкой, спортом – словом, всё, что можно. И, наконец, узнали о шахматном кружке, куда брали шестилеток. Мы начали заниматься. Пока шло занятие, я переписывал шахматные задачи, а дома мы вместе их решали. Занимались мы серьёзно, почта ежедневно. И вдруг через несколько месяцев я, к моему удивлению, обнаружил, что мой сын стал сообразительнее, собраннее, с первого раза запоминал четверостишья, легко решал задания по подготовке к школе.

Я заинтересовался проблемой обучения детей игре в шахматы и попробовал заниматься с первоклассниками. Получилось очень хорошо.

Мне предложили заниматься шахматами с дошкольниками. Сперва я начал работать с 7-летками, потом с 6-летками, потом я стал пробовать заниматься с более младшими детьми.

Тогда я ещё не знал, что в нашей стране и за рубежом с 3-4-х и 5-летками работает очень мало специалистов. В Германии, Венгрии, Англии существуют экспериментальные группы обучения детей с раннего возраста, но какова методика обучения – неизвестно. А это в работе самое главное.
Нельзя работать с детьми без сказки!

На своём первом занятии я сразу же столкнулся с проблемой. Только я начал, дети стали расползаться под столы. Вначале я растерялся, не знал, что делать. Но отказываться от идеи, признать своё поражение было неудобно. Надо было находить какой-то выход. И выход был найден прямо на занятии. Он оказался настолько простым, что до сих пор я удивляюсь, как это не пришло мне в голову сразу. Я увидел игрушку, взял её и стал сочинять сказку. Дети потихонечку стали вылезать из-под столов, открыли глаза я ротики. Когда я собрал всё внимание, я от сказки перешёл к шахматам. Переход был простым, естественным и незаметным. Это было моё первое открытие: нельзя работать с детьми без сказки!

Я стал эту мысль развивать и разработал три типа сказок:

Шахматная сказка основная, в которой происходит обучение детей,
Развивающая сказка – это мифы и шахматная мифология,
Третий тип сказок – сказка-импровизация. Что это такое? Мы не можем предугадать поведение ребёнка, каждый ребёнок индивидуален, он может по-разному реагировать на ситуацию, в зависимости от этого я должен импровизировать, дать ребёнку сказочный ответ на его поступок.

Сам я детей не учу…

В работе с детьми я использую четыре элемента: первый – это сказка, второй – игрушка, третий – игра (поскольку сами шахматы – это игра), и использую игровой способ обучения.

На занятие приходит игрушка, дети знакомятся с ней, общаются, разговаривают и потом с ней играют. Я как бы нахожусь за кадром. Детей учат их игрушки, учат ненавязчиво, в игре. Я учу игрушку, ей подсказываю. Дети подсказывают игрушке, её учат и вместе с ней играют. Это даёт возможность им раскрепоститься, почувствовать себя свободно и раскрыть то, что дала природа.

обучение детей игре в шахматы

Четвёртый элемент – эта приз. К нему, как правило, педагоги относятся очень настороженно. У меня никаких сомнений он не вызывает.

После занятая гномик снимает шапочку и угощает детей конфетами (сейчас, к сожалению, приз в основном конфеты, потому что их реально купить) и занятие заканчивается положительным эмоциональным импульсом, который уходит в подсознание ребёнка: он работал, он старался, в конце получил приз. Так у детей складывается положительное отношение к этой сложнейшей игре – шахматам.

Всё в целом: элементы сказки, игры, игрушка, общение, игра в шахматы, приз – создаёт у детей атмосферу интереса.
Начинаем изучать шахматы с короля

Когда я начинал заниматься с малышами, я не знал, что, по мнению некоторых психологов, 3-4-летнего ребёнка невозможно научить играть в шахматы, потому что он не сможет ориентироваться в таком многообразии фигур и пешек (в шахматах их 32).

По счастью, я ничего этого не знал. И шёл вперёд, но очень строго соблюдая основной дидактический принцип от простого к сложному. Начинаем мы изучать шахматы с короля. Вот про него сказка, стихотворение:

Не король, а тихоход,
Черепахою ползёт.
Во все стороны – на шаг.
Вот такой король чудак.

Передвинуть короля на одну клеточку в состоянии и трёхлетний ребёнок. С этого начинается первая игра, называется она «Чей король придет первым на волшебные поля противоположной стороны».

Когда мы научились играть королём, мы ставим на доску пешки.

После того, как познакомились с пешками, знакомимся с ладьёй. Играем пешками, королём, ладьёй.

Когда освоили ладью, ставим на доску следующую фигуру. Опять с ней знакомимся, учим стихотворение, играем. На каждом занятии идёт игра с уже заученными фигурами.

Так, постепенно, шахматная доска заполняется, постепенно развивается внимание детей. Дети начинают понимать правила игры, логику игры. Всё это даёт мощный тренинг для развития их интеллектуальных способностей. И когда через несколько месяцев дети играют уже всеми фигурами – это значит, что скачок в интеллектуальном развитии ухе произошёл.

Дальше мы проводим турниры, соревнования, решаем задачи. Я вижу, что дети начинают получать удовольствие от деятельности.

Ведь в конечном итоге моя сверхзадача как педагога не только научить ребёнка играть в шахматы, подготовить его к школе, а создать условия, при которых интеллектуальная работа приносит ему радость.

Эта идея Сухомлинского, на мой взгляд, гениальная идея: «Ребёнок должен получать радость от интеллектуального труда!»
Но шахматы – это не только победа

Подготовить ребёнка к поражению – целая проблема. Шахматы – в миниатюре – как бы модель мира, они – жизненная модель. Игра в шахматы – это всё время экзамен. Ход – это поступок. Если ты делаешь неправильный ход, то за это получишь наказание: ты можешь потерять фигуру, ты можешь проиграть.

К этому детей нужно готовить с первых занятий. Как это происходит? Во-первых, проигрывают, в основном, игрушки, когда играют с детьми.

Некоторые игрушки плачут. Поэтому мы их успокаиваем вместе: «Не обижайся. Любой может проиграть, даже чемпион мира». – «Меня мама будет ругать» – «Не будет, мама поймёт».

Дети учатся успокаивать игрушку, потом сами начинают относиться к поражению более правильно. Когда ребёнок играет в шахматы дома, очень важно, чтобы он только выигрывал.

Проигрывать дома ребёнок не должен! Мамы это лучше понимают, папы понимают это хуже. Они обыгрывают ребёнка. Тот чувствует себя некомфортно, обижается, у него пропадает интерес и в результате ребёнок перестаёт играть.

А другое дело – игра со сверстниками. Играя на турнире, ребёнок будет и выигрывать, и проигрывать, но это уже будет не так болезненно, он будет уже готов достойно встретить как победу, так и поражение.

И в заключение я хочу остановиться на ещё одном очень важном моменте. В чём же, на мой взгляд, уникальность шахмат? Они развивают не только внимание, волю, абстрактное и логическое мышление, работоспособность, фантазию, творческую активность. Шахматы развивают способность к обучению, к познанию. Чем бы ребёнок, умеющий играть в шахматы, впоследствии ни занимался, он будет в состоянии понять любые сложнейшие проблемы.
Категория: Заботливым родителям | Добавил: ZarZar (06 Окт 2012)
Просмотров: 621 | Теги: до, детей, Хозяйка моей судьбы (2012) SATRip -, семи, для, шахматы | Рейтинг: 1.0/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
14 Ноя 2024
19:13


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz