Благодаря рисованию у малышей развиваются творческие способности, цветовосприятие, глазомер и мелкая моторика. Как правило дети, много и с удовольствием рисующие, раньше остальных сверстников начинают читать и писать. Для детей рисование является одним из самых любимых и увлекательных занятий. Процесс и особенности детского рисования всегда привлекали внимание психологов и педагогов: детские рисунки нередко используют как элемент диагностики, а процесс рисования – в качестве терапии.
Как и когда нужно начинать заниматься с ребенком рисованием?
Готовность малыша к рисованию определяется по его способности долго сохранять сидячее положение без опоры на ручки. Начинать лучше с рисования пальчиковыми красками. Они просты в использовании, малышу не надо удерживать определенное положение пальцев и регулировать силу нажима, как при рисовании карандашом или мелком. А вот с года можно предлагать карандаши, восковые мелки, фломастеры. Для начала родители могут показать ребенку, как оставлять на листе бумаги следы в виде линий или точек. Когда малыш попробует что-то изобразить сам, очень важно поддержать его одобрением и восхищением. Если ребенок не заинтересовался рисованием, лучше на время отложить это занятие на несколько дней или недель.
Чем и на чем можно рисовать?
Для первых упражнений в рисовании лучше всего подходит бумага формата А4 — и скрепленная в альбомы, и в виде отдельных листов. Можно использовать также цветную бумагу, не слишком ярких натуральных цветов. Для совсем маленьких художников достаточно набора из шести цветных карандашей; по мере взросления ребенка палитра должна становиться богаче. Детям старше года можно доверить фломастеры с толстым кончиком, на водной основе, следы от которых легко смываются. Пальчиковые краски очень удобны и для малышей, еще не умеющих обращаться с кисточкой, и для детей постарше. Цветные мелки подходят для рисования на бумаге и на асфальте – их использование не требует физических усилий.
Как подготовиться к рисованию?
Психологи рекомендуют не запрещать ребенку пачкать руки во время рисования, и даже не призывать его к аккуратности – такие ограничения мешают развитию фантазии и уменьшают радость от рисования. Лучше переодеть ребенка в одежду, которую не жалко испачкать, или раздеть вовсе, а место для рисования выбирать с учетом того, что могут остаться следы краски. Стол или пол можно укрыть целлофаном, клеенкой или газетами. В любом случае, маме или папе нужно быть готовыми к тому, что увлекшегося малыша после рисования придется мыть.
Нужно ли учить малышей рисовать «по правилам»?
В младшем возрасте от ребенка не следует ждать шедевров. На этом этапе важно, чтобы малыш получал удовольствие от самого процесса рисования, учился выбирать, сочетать и комбинировать цвета, проводить линии, рисовать простые фигуры, закрашивать и штриховать. Важно положительно оценивать любые попытки рисования, чтобы поддержать интерес ребенка, не предлагать ему помощь, чтобы получилось «красиво» и не призывать к реалистичности рисунков.
Можно ли использовать раскраски?
Картинки-раскраски очень нравятся малышам. Поначалу родители могут сами рисовать простые картинки для раскрашивания — яблоки, грибочки, цветы; затем предлагать готовые альбомы для раскрашивания. Для детей младшего возраста лучше покупать раскраски с плотной бумагой, где на одном листе крупно изображен всего один предмет, обязательно хорошо знакомый ребенку. Контуры у рисунков для малышей должны быть достаточно широкими, чтобы облегчить раскрашивание.