Одна из основных разновидностей развивающих игр для детей дошкольного возраста – это настольные развивающие игры. Такие игры способствуют развитию логического мышления, зрительной памяти, воображения и внимания. Их можно рассматривать и как подготовку к школьным занятиям, где ребенку предстоит провести за партой несколько уроков подряд, что бывает очень непросто для шустрого непоседы.
В магазинах настольные развивающие игры для дошкольников представлены в виде различных паззлов и составных картинок, таких как разрезные картинки, картинки-вкладыши, кубики с изображениями.
Разрезные картинки
Разрезные картинки сделаны в виде картинок, разрезанных по прямым линиям. На самых простых разрезных картинках изображен крупный предмет, разделенный на две части. С помощью данных картинок можно заниматься с детьми с полутора лет. Со временем можно усложнять задания для ребенка: давать ребенку составлять картинки из большего количества деталей.
Для самых маленьких целью этой игры является усвоение понятий части целого, развитие механических навыков и усидчивости. Ребенок в процессе собирания картинок учится комбинировать целое из отдельных деталей, развивает речь, пространственное восприятие, зрительно-двигательную координацию.
Ребенок учится удерживать картинку в памяти и самостоятельно повторять ее образ, мысленно комбинируя и переворачивая детали, эта игра для самых маленьких детей, поэтому, сначала необходимо научить ребенка основам этой игры. Ведь если малыш не поймет ее смысла, вскоре она станет ему неинтересной, поэтому если у ребенка будет сначала не получаться - помогите ему.
Объясняйте малышу все ваши действия. Расскажите что изображено на собранных вами картинках, в процессе собирания их задавайте ребенку вопросы, можно загадывать загадки про предметы, которые изображены на картинках.
Игру можно разбавлять стишками. Так же можно совместить собирание картинок с обучением счету. Например, пусть малыш посчитает, сколько вишенок или яблочек изображено на картинках и т.д.
Картинки-вкладыши
Данные картинки весьма эффективны в развитии у ребенка наглядно-образного мышления. Картинки-вкладыши сделаны в виде картинок с вырезанными частями. Цель игры: найти кусочки, которых недостает для составления полного изображения. Например, необходимо выстроить ряд зайчиков разных по размеру.
Когда ребенок освоит картинки с ровными краями можно уже предложить ему картинки и с неровными краями, они более сложные.
Далее можно научить ребенка еще более сложным задачам: вкладыши, в которых вырезанные элементы – это часть образа. К таким относится, геометрический паровозик, например.
С помощью этой игры малыш узнает много различных геометрических фигур: треугольники, квадраты, прямоугольники, маленькие и большие круги, полукруги. Можно пофантазировать, проводя аналогию фигур с другими предметам, образами. Например, круг- это солнце, тарелка, монетка и т.д.
Дети очень любят вкладыши с подслоем. Эти рамки более сложные, они сделаны в виде простых пазлов, состоящих из десяти частей. Под вкладышами-устройство дома. Различные комнаты находятся под каждым вкладышем: кухня, детская, ванная и т.д. А под облаком-солнышко. Безусловно, ребенку будет интересно играть такими картинками.
Нужно показать ребенку как доставать вкладыши, спрашивайте у него, что находится под вкладышами, например: «Как называется эта комната?».
Когда увидите, что малыш усвоил устройство дома можно попробовать собрать картинку. Пусть малыш соберет и разберет дом. Если ребенок хорошо освоил связную речь, попросите его придумать историю, сказку о героях, обитателях этого дома.
Кубики с изображениями
Малыши очень любят играть в кубики. В процессе игры развивается зрительная память, внимание, логика, наглядно-образное мышление, умение работать по образцу. Данные занятия начинают, когда ребенку исполняется два года.
Используя кубики в игре малыша можно познакомить, например, с фруктами. К тому же по ходу игры можно рассказывать, где растут те или иные фрукты, как они называются, что из них можно приготовить. Таким образом, пополняется словарный запас ребенка.
Вложите на дно коробочки рисунок-трафарет, на котором изображен фрукт. Затем нужно попросить ребенка найти необходимую часть кубика и вложить в коробку. В итоге должен получиться рисунок. После попросите малыша сложить рисунок без трафарета. В этом случае будут включаться в работу память, внимание ребенка. Комментируйте, все то, что вы делаете.
Со временем усложняйте задачу, например, попросите малыша сложить рисунок из девяти кубиков.
Паззлы
Паззлы популярны как у детей, так и у взрослых. Эта игра развивает логическое мышление, воображение, внимание, мелкую мышечную моторику. Целостность восприятия. Паззлы отличаются от картинок приведенных выше - кривой линией, соединяющей детали. Поэтому эта игра сложнее, собирать пазы можно начинать с четырех лет, хотя есть в продаже и легкие пазы, которые могут собирать дети двух лет. Хотя все зависит от интереса ребенка.
Сначала ребенок должен научиться собирать паззлы из небольшого количества крупных деталей. После этого можно усложнять задачу, приобретая паззлы с маленькими деталями в большом количестве.
Помните и что предметы, которые будут изображены на паззлах, должны быть хорошо знакомы ребенку. Конечно, лучше, если изображен будет только один герой, а не несколько. Если малыш собирает картинку в первый раз, помогите ему. Соберите изображение, а после этого уберите несколько деталей и скажите ребенку, например: « Видишь, малыш я собрала картинку, но подул ветер и теперь придется снова собирать картинку. Помоги мне, а то я сама не справлюсь». Ребенок постарше должен уметь собирать картинки с самого начала, без вашей помощи.