последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика -координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В раннем детстве-мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных способностей маленького человека.
И,конечно,в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе,в частности,к письму.
Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребёнка затруднения,а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится,если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы-невыполнимая и опасная задача,это повод бить тревогу. Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно,то в школе у ребёнка появятся такие проблемы как: слабое или, наоборот, сильное сжатие ручки ,либо ребёнок не будет видеть строки. В этих случаях будет полезно играть в игры с рисованием.Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту(наиболее интересно,когда ребёнок рисует лабиринт для взрослого,а он-для ребёнка,каждый старается нарисовать по запутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур,животных,но,в принципе,их легко изготовить и самим.
Также можно поиграть в игры с предметами домашнего обихода. Достоинство этих игр в том,что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки,пособия и т.п.В играх используются подручные материалы,которые есть в любом доме:прищепки,пуговицы,крупа и т.п. Игры с крупой.
Возьмите яркий поднос.Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу.Проведите пальчиком ребёнка по крупе.Получится яркая контрастная линия. Затем вместе нарисуйте какие-нибудь предметы(дом,забор,волны),буквы и т.д. А потом пусть рисует самостоятельно.
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку.Сначала одной рукой,затем двумя руками одновременно,попеременно большим и средним пальцами,большим и безымянным,большим и мизинцем.Четверостишия подбираются любые.Ребёнок комкает,начиная с уголка,носовой платок(или полиэтиленовый мешочек)так,чтобы он весь уместился в кулачке. Пуговицы.
Подберите пуговицы разного цвета и размера.Попросите выложить рисунок(сначала делайте вместе). Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку,бабочку,снеговика,бусы и т. д. Очень хороши игры-шнуровки. Они развивают:
сенсомоторную координацию,мелкую моторику рук
пространственное ориентирование
творческие способности
формируют навыки шнуровки(шнурование,завязывание шнурка на бант)
способствуют развитию речи
косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
М. Монтессори почти 100 лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Сейчас можно купить в магазине игру-шнуровку-набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы или какой-нибудь ещё деревянной игрушки с дырками. Иногда к ним прилагается ещё и деревянная иголка. Представляете,как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама"?
Следует помнить,что развитие тонкой координации и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга,от них зависит управление движениями руки,поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. Городские дети и моторика
Чем же можно объяснить то факт,что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было,тем не менее,выросли они нормальными людьми. Для чего это нужно?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните,сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, в итоге дети не умеют завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности-руки, общая неготовность большинства современных детей к письму.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнаёт только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных руках ручку и карандаш. В результате приёмов, приведённых выше, можно натренировать руки ребёнка и тогда учёба будет приносить радость и положительные эмоции.