Правила организации взаимодействия с гиперактивным ребёнком
1. Выработать систему поощрений и наказаний, которая впоследствии позволит ему адаптироваться в детском коллективе. все члены семьи должны придерживаться этой системы, не противореча друг другу. От физических наказаний надо отказаться. Обсуждение такой системы не должен слышать ребёнок. Поощрение за хороший поступок, поведение должно применяться только в оговоренных случаях. Это же поощрение не применять просто так. 2. Система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. 3. Выработать и расположить в удобном для ребёнка месте свод картинных правил поведения. Например, изображение барабана, перечёркнутое наискосок, означает соблюдение тишины и вывешивается, когда ребёнок должен соблюдать тишину. Соблюдение этого правила превращается в игру и сопровождается поощрением за его выполнение. Просить ребёнка время от времени проговаривать правила вслух. 4. Инструкции ребёнку необходимо давать немногословные, простыми предложениями. Это необходимо для того, чтобы ребёнок не отвлекался от главного в данной инструкции. Нельзя давать несколько заданий сразу. Выполнение задания необходимо контролировать. 5. В семье должна быть ровная спокойная обстановка. Окрики, направленные даже на других членов семьи, приводят ребёнка к возбуждению. Ни в коем случае ребёнок не должен быть свидетелем ссоры взрослых. Постоянные замечания, нотации не приведут к улучшению. Научитесь быть немногословными, когда хотите добиться от ребёнка выполнение инструкций. Тем не менее, необходимо объяснить, почему вы запрещаете что-либо. Но объяснение должно быть немногословно. Если у ребёнка что-то не получается не фиксируйте его внимание на этом, постарайтесь отвлечь на выполнение другой деятельности. 6. В общении с ребёнком не должно быть не только криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Ребёнок очень чувствительный и восприимчивый, может быстро присоединиться к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий. 7. Не рекомендуется выбирать тактику вседозволенности, так как ребёнок очень быстро начинает манипулировать взрослым. А поскольку такому ребёнку для ощущения собственной безопасности просто необходимы чёткие границы дозволенного и обязательная «обратная» связь от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется. 8. ребёнку обычно делают огромное количество замечаний дома, в этом случае его самооценка страдает, поэтому его надо хвалить за успехи и достижения, особенно поведенческие (только ровным тоном). Нельзя допустить незаслуженную похвалу. Ребёнок отличается особой чувствительностью к неправде и, как следствие, перестанет доверять. 9. Если взрослые считают, что необходимо запретить какую-то деятельность ребёнка (например, на улице убегать от взрослого и др.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть сразу наложено не очень много. Такой запрет должен быть заранее оговорён с ребёнком и сформулирован в очень чёткой и непреклонной форме. Желательно, чтобы ребёнок знал, какие санкции будут введены за нарушение того или иного запрета. Нужно быть очень последовательным при исполнении санкций. 10. В повседневном общении с ребёнком нужно избегать запретов, начинающихся словами «нет», «нельзя». Ребёнок очень импульсивен и, скорее всего, отреагирует непослушанием или агрессией. в этом случае надо говорить с ребёнком очень спокойно и сдержанно. Постараться не говорить «нет», а дать ребёнку выбор, возможность заменить нежелательную для него деятельность. 11. Начинать строить его взаимодействие с другими детьми необходимо постепенно. Лучше выбрать одного ребёнка и совместно с мальчиком организовать совместную игру. Причём первое время такая игра должна быть непродолжительна, иначе это приводит к нарастающему возбуждению и сводит на нет появляющийся эффект. 12. Просмотр телевизора нужно сократить насколько это возможно. Оптимально- просмотр мультфильма не должно быть больше 30-40 минут за один подход. Необходимо оберегать ребёнка от переутомления, что ведёт к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 13. Очень важен физический контакт с ребёнком. Обнять его в трудной ситуации, прижать, успокоить- в динамике это даёт неплохой положительный эффект. 14. Обратить внимание на окраску стен, предметов, картин и др. Нужно исключить очень яркие насыщенные цвета, сложные композиции. Они легко провоцируют вспышки раздражительности, гнева у ребёнка. 15. Организация всей жизни семьи должна быть успокаивающей. Необходимо совместно с ребёнком составить распорядок дня, выразить его через рисунки ребёнка, картинки( зрительные стимулы очень важны) и неукоснительно его соблюдать. Для импульсивного ребёнка огромное значение имеет режим дня. несоблюдение режима приводит к неуправляемому поведению. Хвалите ребёнка за любые его усилия по выполнению режима, даже если эти усилия ещё не привели к желаемому результату. 16. Когда начинаете выстраивать отношения с ребёнком, которые по вашему плану должны привести к его правильному поведению, необходимо выработать сначала какую-то одну «поведенческую мишень» и работать с ней. Добившись положительного эффекта, можно работать над следующим поведенческим стереотипом. 17. Постарайтесь меньше водить ребёнка в места большого скопления людей (пока во всяком случае). Это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.