Каждый ребенок, впервые переступив порог дошкольного образовательного учреждения, испытывает стресс. Оценить степень готовности малыша к детскому саду вы сможете самостоятельно, ответив на следующие вопросы.
1) Как себя ведет ребенок, общаясь с взрослыми? а) общается легко б) проявляет интерес в) прячется
2) Умеет ли малыш занимать себя сам? а) Да, и играет разнообразно б) иногда в) только в моем присутствии
3) Стремится ли ребенок к самостоятельности? а) да, все хочет делать сам б) иногда в) ему это безразлично
4) Как ребенок проявляет интерес к другим детям? а) играет с ними б) смотрит, как они играют в) дерется, отнимает игрушки
5) Владеет ли малыш навыками самообслуживания? а) да б) частично в) нет
За каждый ответ а) поставьте 5 баллов, за б)- 3 балла, в) – 0 баллов.
20 баллов и выше – высокая степень готовности. от 15 баллов – средняя менее 15 баллов – низкая.
Если результаты вас не впечатлили, не расстраивайтесь: подготовив ребенка к новому этапу в его жизни, вы ускорите процесс адаптации к детскому саду.
А помогут в этом следующие рекомендации.
• Обязательно расскажите ребенку о том, что он пойдет в детский сад, и чем там будет заниматься. Совершите совместную экскурсию: покажите группу (хорошо, если ребенок понаблюдает, как играют другие дети), площадку для прогулок, познакомьтесь с будущими воспитательницами.
• Отдавать ребенка в сад лучше до начала или после кризиса трех лет (3 года – приблизительный возраст), когда малыш начинает осознавать свое «я», становится несговорчивым и упрямым.
• Формируйте позитивное отношение к детскому саду: показывайте ребенку иллюстрации из книг, журналов, на которых изображены дети в саду. Общайтесь с родителями, у которых малыши уже ходят в ДОУ. Заведите с подругой в присутствии ребенка разговор о том, как дети весело, интересно проводят время в детском саду. Однако ребенок не должен присутствовать при обсуждении негативных моментов или конфликтных ситуаций, произошедших в учреждении. Помните: дети с легкостью запоминают информацию, не предназначенную для их ушей.
• Приучайте ребенка к самостоятельности. Он должен уметь одеваться, есть, и, желательно – проситься на горшок. Рекомендации, чему именно малыша нужно научить и как это сделать, попросите у будущего воспитателя или воспользуйтесь специальной педагогической литературой.
• Постепенно подстраивайте домашний режим к режиму детского сада. Заранее поинтересуйтесь у будущего воспитателя, на какие часы приходится время завтрака, обеда, дневного сна. Постарайтесь дома придерживаться такого же распорядка.
• Научите ребенка защищаться: это не значит, что малыш должен отвечать насилием на насилие. Придумайте фразу-пароль, чтобы ею пользоваться, когда кто-то пытается малыша обидеть: «Меня бить нельзя», или «Со мной так поступать нельзя». Употребляйте ее при любых проявлениях агрессии (даже когда ребенок пытается ударить вас). Как правило, такой прием действует.
• Дети 1,5 – 3 лет не всегда готовы к общению со сверстниками, поэтому умение играть самостоятельно пригодится вашему малышу в садике. Показывая, как можно накормить, одеть, покатать на коляске куклу, построить из кубиков гараж, загнать туда машинки, вы учите малыша не только самому занимать себя, но и развиваете его воображение, фантазию, мышление.
Чтобы процесс адаптации прошел успешно, когда ваш малыш отправится в детский сад, можете воспользоваться следующими советами:
• Не волнуйтесь сами: ребенок отлично чувствует настроение родителей.
• В первые дни малыш должен проводить в саду не более 2-3 часов.
• Лучше, если в детский сад ребенка провожает тот родитель, с кем расстаться легче.
• Облегчит разлуку с домом любая вещь, взятая малышом в детский сад – например, игрушка и даже носовой платочек, который дала мама.
• Прощаясь, расскажите ребенку, когда вы его заберете. Например: «Я приду, когда ты проснешься». Обязательно сдержите свое обещание.
• Хвалите ребенка за любые успехи дома и в детском саду, подчеркивайте его «взрослость».
• Если малыш с трудом просыпается утром, капризничает, постарайтесь укладывать спать его пораньше, но раньше и будите, чтобы дать ему возможность немного поваляться в кровати. Включайте бодрую музыку, поставьте любимый мультфильм – это сделает процесс пробуждения приятнее.
• Чтобы при расставании малыш не капризничал, можно использовать простые приемы: скажите, что любимый зайчик просится в гости к деткам, кроватка в садике грустит, что на ней никто не спит и т.д.
• Если ребенок боится детей, попробуйте приходить в группу первыми.
• Поддерживайте контакт с воспитателями: расспросите педагогов о том, как себя вел, как ел, спал ваш ребенок в течение дня. Прислушивайтесь к их рекомендациям.
• Впечатлительные, легко утомляемые дети могут на приход родителей отреагировать криком или настоящей истерикой. Это происходит из-за того, что малыш «перегружен» впечатлениями, эмоциями, которые он сдерживал в течение всего дня и «выплеснул» на близкого человека. Не кричите на ребенка, не ругайте его. Остаток дня постарайтесь провести спокойно: например, почитайте вместе книгу. Если такое происходит часто (а воспитатели говорят, что в группе малыш чувствует себя хорошо), постарайтесь забирать ребенка из детского сада раньше.
• Если малыш упорно не хочет ходить в детский сад или не любит одного из воспитателей, возможно, посещение ДОУ придется отложить или необходимо поменять группу: нужно беречь нервы ребенка.
• Отдавая в детский сад малыша, не забывайте: общение с родителями не заменить ничем. Уделяйте достаточно времени ребенку, будьте любящими, заботливыми, не сравнивайте малыша с другими детьми. Поддерживайте его во всех начинаниях, вселяйте уверенность в собственных силах. Тогда адаптация к детскому саду пройдет быстро и успешно.