Умение петь или играть на каком-либо музыкальном инструменте всегда вызывает интерес окружающих. Человеку, в жизни которого есть музыка, никогда не будет одиноко и скучно.
С первых дней своей жизни ребёнок слышит человеческую речь, воспринимает её, начинает говорить, подражая тому, что слышит. А что получается с музыкой, с пением?
Много ли ребёнок слышит хорошей музыки, слушают ли взрослые дома классику, является ли музыка их жизненной необходимостью?
Если в раннем детстве малыш слушает хорошую музыку, красивое, чистое пение, то это войдёт в его жизнь естественным образом. Он будет слушать и петь сам, надо только подтолкнуть его к этому во время игры. Учиться, играя, интересно всем, даже взрослым, что уж говорить о детях.
Играя в солдатиков, можно одновременно послушать пьесу П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома». Пусть ребёнок услышит в ней марширующих солдат, сражение, возвращение с победой. Предложите ему нарисовать то, что он услышал в музыке.
В «Детском альбоме» 24 пьесы. 24 эпизода из жизни ребёнка. Три из них: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», – расскажут трогательную историю куклы, которую однажды забыли под дождём; она была тряпичной, поэтому промокла и заболела. Бедная девочка так огорчилась, что пришлось подарить ей новую куклу.
Слушая музыку вместе с детьми, мы раскрываем им мир звуков. И чем раньше начнём знакомить малыша с музыкой, тем лучше. Ребёнок, у которого много звуковых впечатлений, легче научится петь.
Конечно, хорошо, когда малыш слышит красивое, чистое пение. Подражая ему, он сам начинает петь.
Но не всегда бывает так. У некоторых детей музыкальный слух развивается очень медленно, и от взрослых, желающих помочь своим детям, требуется большое терпение и последовательные действия.
Сначала учим малыша петь простые песенки на одном повторяющемся звуке. Песенку придумаем сами – возьмём любимые стихи и распоём их. Повторяем песенку несколько раз, это очень важно для того, чтобы она запомнилась. Песенку может петь и птичка, и мишка, и кукла Маша (так дети узнают о высоких, низких и средних звуках).
Когда ребёнок научится петь простую мелодию, повторяя один и тот же звук, можно показать песенку посложнее из двух звуков. Покажем ребёнку два колокольчика, один побольше — звук пониже, другой поменьше — звук повыше. Песенка колокольчиков состоит из двух звуков: Динь-дон, динь-дон, Загорелся кошкин дом!
Вот так от простых песенок, постепенно — к более сложным, обязательно постоянно повторяя первые простые песенки, но повторяя не скучно, не однообразно, а каждый раз как бы по-новому. Для песенок выбираем яркие, легко запоминающиеся стихи.
Очень важно придумывать вместе с ребёнком и слова, и мелодию. Пусть первую песенку почти всю сочинил папа, но в следующий раз малыш попробует сделать всё сам. Радуйтесь успехам «маленького композитора» и не жалейте похвал.
чувство ритма - это серьезно!Для развития музыкального слуха необходимо и воспитание чувства ритма. Далеко не все дети могут правильно выдержать все длительности в песенке, прохлопать в ладошки какой-нибудь ритмический рисунок.
Простучим в ладоши «Динь-дон». Нам, взрослым, кажется, что это простое дело, но не для детей, особенно маленьких. Воспитание должно быть последовательным. Самым маленьким необходимо научиться повторять ровные, одинаковой длительности хлопки, запоминая их количество, затем малышам нужно показать, что слова делятся на слоги. Пропойте им следующую песенку: «Та-ня, Та-неч-ка, Та-ню-шеч-ка». Говорим и хлопаем в ладоши. После того, как ребёнок это усвоит, проговорим и простучим маленькое стихотворение.
Ребёнку нужно объяснить, что звуки бывают длинные и короткие, показать движением руки (короткие и длинные взмахи) или нарисовать капельки дождя: крупные и мелкие. Можно объяснить, «что долгие звуки соответствуют шагам, быстрые – бегу».
Ни в коем случае нельзя «давить» на ребёнка. Не получается сегодня – оставьте, в следующий раз сделает больше. Пребывание ребёнка в детском саду позволяет начинать занятия музыкой с двух-трёх леи, с учётом особенностей развития ребёнка. Конечно же, накапливаемые за этот период музыкальные впечатления во многом определяют дальнейшее отношение ребёнка к музыке. Встреча с музыкой на наших занятиях – это всегда большая радость, живой интерес и желание самому ощутить себя в этом красивом и многообразном мире – мире музыки.