Многие родители считают, что еще до школы ребенок должен научиться читать и писать. Ведь современная школьная программа сложна, а ребенок и так попадает в новый, незнакомый ему мир, и умение читать должно облегчить его задачу вписаться в него.
Обучение чтению лучше начинать в 4 лет. Большинство звуков ребенок уже произносит правильно, интерес к новым словам еще ярок и ребенку нравится играть с ними.
Но знание слов и букв из алфавита еще не значит, что автоматически ребенок научится читать. Умению читать, слогать из букв слова сложный, зачастую интуитивный процесс. Поэтому родители должны создать вокруг ребенка такую обстановку, в которой он сможет легко, желательно в игровой форме, научиться читать.
Для начала нужно научить ребенка узнавать и различать звуки. Делать это лучше всего в игровой форме, развивая у него подвижность губ и языка. К примеру, показывать губами и языком звук, не называя его и предлагая ребенку его угадать. И обязательно делать это по очереди.
Заниматься с ребенком упражнениями на поиск звуков в словах, делая сначала на них упор - «Есть ли У в слове гУсь?», а затем переставая делать упор.
Одновременно с этим объяснить, что бываю гласные и согласные звуки. Шесть гласных (а,о,у,ы,и,э) звучат с открытым ртом, а остальные согласные, которые не поют, им мешают губы, зубы, горло и язык. И заодно запомнить, что бывают мягкие и твердые согласные.
Но знание звуков - все еще не знание букв. Но теперь можно связать слышимый звук с написанной буквой.
Можно пофантазировать, на что похожа буква, нарисовать её, слепить из пластилина, дорисовать её по трафарету или за вами. Главное, чтобы он научится связывать конкретный звук с абстрактным рисунком – буквой. Уча малыша согласным буквам нужно учитывать, что ему будет проще их запомнить, если он будет знать их без призвука – не ЭМ, а М, не СЭ, а С, и т.д.
Когда ребенок уже знает все буквы, можно начать учить его складывать их в слоги. Игр для этого превеликое множество, к примеру, можно сделать паровозик, у которого вместо вагончиков будут согласные буквы, а станциями – гласные. И, подъезжая к станции, ребенок будет проговаривать – М-А, П-А и так далее. Причем нужно помнить, что сначала научиться складывать слоги с простыми гласными (а,о, у, ы, и), и только потом с более сложными (е, ё, я, ю).
По такому же принципу уже из слогов можно впоследствии составлять слова и предложения.
Научив ребенка читать, нужно сохранить в нем заинтересованность в чтении, читая вместе с ним, играя в игры со словами и буквами, таким образом, постепенно приучая его к самостоятельному чтению.