Концентрация внимания у ребенка: проблема и решения
У некоторых родителей бывает такая ситуация: ребенок не сконцентрирован и, если бы не это, был бы способен достичь большего. Когда специалисты говорят о проблемах с концентрацией, они различают два типа: активно-импульсивный и пассивно-замкнутый.
Дети активно-импульсивного типа нетерпеливы. Они стремятся закончить все дела легко и быстро, к школьной программе относятся поверхностно. Такие дети поначалу проявляют интерес к какому-то процессу, но довольно быстро остывают. Они не ставят себе дальних целей и избегают преодоления трудностей.
При таком нарушении концентрации возникают проблемы с выполнением домашних заданий, а договориться с такими детьми о чем-то на будущее проблематично. В школе на уроках эти дети постоянно отвлекаются на что-то постороннее, они избегают всякой ответственности, винят во всем кого-нибудь другого и при неудачах демонстрируют капризность или агрессию.
Пассивно-замкнутый тип недостаточной концентрации у детей – это рассеянность и долгое «пыхтение» над достаточно простыми задачами. При трудностях с домашними заданиями эти дети могут невозмутимо переключиться на свои любимые занятия. На уроках это тип «мечтателя», ушедшего в свой внутренний мир.
Такие дети постоянно всюду опаздывают, они не «дружат» со временем. Зачастую у них имеется творческая жилка, но до претворения своих идей в жизнь дело не доходит. У них бывает множество желаний, но при этом отсутствуют приоритеты.
Важно создать оптимальные условия для концентрации внимания у таких детей. Родители должны спокойно обсудить проблемы ребенка. Концентрация внимания может ослабевать, если есть какие-то сложности в общении со сверстниками или с учителями в школе. Одновременно с этим происходит снижение мотивации.
Прежде всего, нужно обеспечить регулярное сбалансированное питание и нормальное время для сна. Дефицит жидкости в организме ребенка может вызвать проблемы с концентрацией. Ребенок должен не забывать пить в течение дня, норма – около 2 литров. Достаточно чистой воды без газа.
Занимаясь дома школьными заданиями, ребенок не должен отвлекаться на посторонние раздражители – телевизор, музыка, громкие разговоры и т.п.. Устав после школы, ребенок должен немного отдохнуть и восстановиться. Занятия спортом или прогулки на свежем воздухе помогут с восстановлением сил. При выполнении домашних заданий нужно делать между разными заданиями перерывы, хотя бы на десять минут. Эти паузы позволят также лучше запомнить материал.
А еще для хорошей концентрации у детей полезно чтение, которое тренирует внимание ребенка и увеличивает его словарный запас.