Взрослому человеку бывает с трудом дается точное произношение иноязычного слова, а ребенку легко. Наивысший момент звукового подражания взрослым у трехлетнего ребенка. Это значит, что мы теряем дорогое время, не обучая орфографическому чтению самых маленьких, начиная с трех лет. Не используем эту временную возможность закладки фундамента грамотности. Чаще дети слушают чтение взрослых. А лучше, если ребенок напрямую включает речевой аппарат и произносит, подражая взрослым. Если ребенок орфографически повторяет слова за взрослым, не видя их глазами, он выполняет две работы: усваивает звуковую орфографическую форму слова и совершенствует артикуляционную базу. Читать можно двумя способами: орфографически и орфоэпически.
Главная цель орфографического чтения не познавательная, а усвоение звуковой формы слова. Это и выручает ребенка потом. При письме текста он будет произносить слова про себя не так как они слышатся, а так как пишутся, орфографически. При орфографическом чтении каждое слово звучит отдельно, произносится четко, но не распадается на слоги, иначе оно не останется в памяти ребенка. Чтение идет не спеша. Вот читаем орфографически стихи: Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: Ой, доска кончается – Сейчас я упаду.
Первое слово "идет” произносится так же как и пишется. Но его произнести надо отдельно от второго слова. При обычном (орфоэпическом) чтении слова сливаются воедино (идетбычок).
А вот третье слово "качается” произносится согласно каждой букве: первый гласный звук "а” не должен редуцироваться в "ы” или подобный звук, а точно звучать "а”. Третий гласный звучит как "е”, а не "и”. А сочетание "тся” не должно переходить в "цца”.
Точно так же читаем слова "вздыхает на ходу”, четко произнося гласный звук "е”, раздельно предлог "на” и гласный звук "о”, а не "а”. В слове "ходу” дети привыкли произносить "а”. Тут придется набраться терпения и повторить слово "ходу” несколько раз, и завтра и послезавтра.
Обратите внимание, какой разлад в произношении и написании в следующих словах: доска (даска), кончается (кынчаицца), сейчас (сичас). Какая же будет беда, если дети приучатся произносить слова только орфоэпически. Правила не во всех случаях помогут. И пойдет ребенок кувыркаться, спотыкаться по словам, не зная, в чем его беда.
На первый взгляд, странно выглядит наше чтение. Это только первое впечатление. Дети быстро привыкают к такому произношению. Это настораживает детей, обостряется их внимание. Вот еще несколько требований к правильному орфографическому чтению: на конце слова согласный должен звучать четко, как в алфавите, краткий "й” на конце слова такой четкий как его произносят некоторые дикторы по радио, все служебные слова (предлоги, союзы, частицы) читаются раздельно. Они часто повторяются, и после некоторого времени дети начинают понимать их самостоятельность. Здесь не нужно никаких пояснений, что это за слова. Дети все равно этого не поймут. А практически будет полное естественное усвоение и места и значения этих слов в речи.
Но не любые случаи правописания подвластны орфографическому чтению. Например: правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных, правописание сочетаний "жи, ши, ча, ща, чу, щу”, случаи дефисного написания, правописание разделительного твердого знака и так далее. В подобных случаях надо применять правила, но это потом, когда ребенок хорошо освоит чтение.
Невозможно орфографическим чтением передать и оттенки живой речи, тем более прямой. Поэтому этот же текст или предложение надо прочитать по-другому, орфоэпически, направляя внимание на смысл, содержание и чувства, а не на слова, отдельно взятые. Содержание и чувства можно передать только орфоэпически, выразительным чтением.
Я убедительно рекомендую двойное чтение, орфографическое и орфоэпическое как родителям, так и учителям. Орфографическое чтение успешно можно проводить на всех уроках: каждый предмет имеет свою специфическую лексику, и ее ребенку надо освоить. Например, сложны в произношении и написании математические термины. Особенно трудны правописания числительных, да и их произношение многих детей ставит в тупик. Повторение ребенком вслед за взрослым, является необходимым условием для успешного развития устной речи, орфографии и обогащения словарного запаса.