Появление маленького карапузика в семье – это всегда праздник! Естественно у родителей, кстати, ещё до рождения малыша, возникает вопрос о правильном его воспитании. Сегодня существует огромное разнообразие различных методик раннего развития малышей. Каждая из них диктует свои правила: для одной приоритетно интеллектуальное развитие, для другой – физическое, а третья и вовсе ставит акценты на развитии эмоциональном. Наиболее популярными авторскими методиками раннего развития малышей являются:
• Вальдорфская методика. Основателем этой методики, созданной в начале 20 века, является известный философ – австриец Рудольф Штайнер. Главный акцент вальдорфская методика воспитания ставит на эмоциональном и творческом развитии ребёнка. Раннее интеллектуальное развитие малышей осуждается вальдорфскими педагогами. По их мнению, чтению и письму ребёнка обучать нужно только тогда, когда духовный и эмоциональный мир малыша сформируется, т.е. годам к десяти – двенадцати. Компьютер и телевизор в доме воспринимается последователями вальдорфской методики как источники стрессов и различной бесполезной информации.
• Методика Фридриха Фребеля. Её основатель, немецкий гуманист и педагог, знаменит не только формированием уникальной схемы воспитания и обучения дошколят в коллективе, но и созданием самых первых детских садов. По методике Фребеля самовыражение и обучение малыша происходит с помощью различных игр.
• Метод Марии Монтессори, известнейшего педагога родом из Италии. Её система направлена на предоставление малышу именно той окружающей среды, в которой он сможет и пожелает проявить свои способности, выберет свой ритм для развития и обучения. Воспитатель должен создать для малыша такую среду, в которой ребёнок будет совершенствовать своё физическое состояние, получать знания на своём опыте, формировать сенсорные и моторные навыки. Педагог должен лишь наблюдать за процессом, создавая для малыша окружение для многогранного развития.
• Методика Глена Домана, педиатра из Америки, ориентируется на развитие интеллектуальных способностей детей самого раннего возраста. В основу системы заложена физическая и визуальная стимуляция малышей с рождения. По мнению Домана, только в период роста мозга учёба может дать отличный результат. Его система раннего развития предназначена для малышей от 2 до 4 лет. Он утверждает, что именно в этом возрасте ребёнок может освоить иностранные языки и даже основы высшей математики. Противники данной методики считают, что такое обучение не развивает у малышей исследовательские и творческие способности.
• Методика Сесиль Лупан, бельгийской актрисы и матери двоих детей, основана на четырёх основных принципах: родители – главные воспитатели для малыша; обучение в форме игры стоит прекратить до того, как ребёнок устанет; никакой проверки после малыша; быстрота и новизна толкают к детской любознательности.
• Система Шиничи Сузуки, скрипача, педагога и философа из Японии, базируется на развитии у детей музыкальных способностей. По его мнению, развитие музыкального таланта у любого ребёнка равносильно обучению его родному языку.
• Теория Масару Ибука, основателя компании «Сони», доказывает то, что двух- и трёхлетние малыши способны усвоить без особых усилий то, что позже для них станет тяжким трудом. Крепкие наследственные гены и отличные стартовые данные ребёнка являются основанием заниматься с ним по максимуму.
• Методика подмосковных педагогов-новаторов Никитиных, родителей семерых детей, предлагает естественное развитие малышей и помощь развивающих игр. Ими предложено множество идей по детскому развитию, как физическому, так и интеллектуальному. Основным правилом данной системы является помощь в детском развитии, а не помеха ему.
• Методика Н.А. Зайцева, питерского педагога-новатора, в основу обучения чтению закладывает складовой принцип, а не звуковой, буквенный или слоговой. За склад берётся осмысленное мускульное старание речевого аппарата – это и есть элементарная частица данной методики, а не звук, не буква, не слог.
• Система П.В.Тюленева, социолога и по совместительству педагога, склоняется к раннему развитию ребёнка с самого его рождения. По мнению Тюленева, для правильности развития малыша просто необходимо создать особую развивающую атмосферу для него с самых первых дней жизни крохи. На стремление малыша к развитию, как считает Тюленев, влияет всё то, что окружает младенца до двух лет. Выбор не из лёгких, не правда ли? Но всё же, главную роль в решении этого вопроса должен сыграть здравый смысл родителей и их бескрайняя любовь к своему карапузу.