Андрюша сидит, вцепившись в игрушку. "Андрюша, дай Сереже машинку поиграть! Дай поиграть! Ну, почему ты такой жадина? Дай немедленно! Слышишь, что я тебе говорю!" Сережа тянет машину к себе, Андрюша не уступает. Но вот Сережа вырывает игрушку, и Андрюша бросается на обидчика с кулаками. "Не смей его бить! Ах, так?! Я тебе задам!" — мама привычным жестом шлепает сына, и тот обиженно плачет.
Андрюшу в песочнице не любили — мамы побаивались, когда их дети пытались с ним играть. А мне он казался таким несчастным! Сидит, чахнет над своими игрушками и боится, что их у него отнимут. Да еще и накажут за то, что он ими дорожит.
Обучение щедрости
Как это ни парадоксально звучит, обучение детей щедрости начинается с того, что им позволяют быть собственниками. На самом деле, у всех у нас есть какие-то вещи, которыми мы не хотим делиться ни с кем. (Я, например, терпеть не могу, когда кто-то примеряет мои украшения).
Нам, родителям, важно помнить о том, что для малышей любимые вещи значат так же много, как и для взрослых. Так не проще ли заранее решить, что малышу особенно дорого, и оставить эти игрушки дома?
— Давай спрячем твоих любимых Арлекина и Степашку. А во все остальное ведь ты разрешаешь играть другим, правда? — скажите так сыну или дочке, и вы сведете к минимуму столкновения по поводу игрушек.
Это будет проявлением не только нашего внимательного отношения к нуждам ребенка, но и уважения к нему самому. Малыш должен быть уверен в том, что его любят, с ним считаются, что ему не надо все время бороться за свое место под солнцем. В противном случае, у него просто не остается душевных сил, чтобы быть добрым! Да и как иначе — ведь он все время будет вынужден отстаивать свои интересы.
Не следует бояться, что ребенок, который прячет свои любимые игрушки, никогда не станет щедрым. На самом деле, щедрым быть приятно. Приятно, когда можно запросто сделать кого-то чуточку счастливее, приятно, когда тебе искренне благодарны. И потом, даже самые фантастические игрушки быстро надоедают, если рядом нет друга, который понимает, насколько эта игрушка фантастическая. Обратите внимание: щедры обычно совсем не те люди, которые материально богаты, а те, которые хорошо относятся к себе и к окружающим, кто чувствует, что и их самих любят и уважают. А жадины так дорожат своим имуществом, наверное, именно потому, что у них больше ничего нет.
Свои и чужие
Надежда торопилась встретить сына из школы и решила срезать дорогу. Продираясь сквозь кусты, она услышала возбужденные детские голоса:
— Отдайте шапку! Я своему брату расскажу! — говорил детский голос с едва заметным акцентом.
— Ну и говори! Ябеда!
На полянке в расстегнутом пальто стоял долговязый мальчик южной внешности. В небольшой, явно воинственно настроенной, группке вокруг него Надежда увидела своего Сашку. При виде взрослой женщины дети смущенно расступились.
— У вас все в порядке? — спросила Надежда. И, не дождавшись ответа, обратилась к Саше. — Пойдем домой?
Мальчик южной внешности, хотел было что-то сказать, но потом молча резко выхватил шапку у ближайшего к нему мальчишки, и, не оборачиваясь, пошел прочь.
— Это кто? — Арсен, — начал Саша, а затем, как бы оправдываясь, добавил: — Он старше всех, а учится хуже всех. И по-русски говорит плохо. — А почему он был без шапки? — Ну, мы играли, — неохотно начал рассказывать Саша. — ну, стали кидать ее, а он обиделся и стал драться... Он вообще чуть что — лезет драться. — А ты? — А мы решили не отдавать ему шапку, пока он не извинится... — А ты? — настойчиво повторила Надежда. — А что я? — сын сжался под маминым взглядом. — Ты понимаешь, что ему холодно без шапки? — сын молчал. — Ты понимаешь, что ему сложно говорить по-русски? Он не смог пойти вовремя в школу, потому что у него в стране была война. Он приехал в Москву, он никого здесь не знает, у него нет друзей. И тут вы собрались и решили позабавиться — отняли шапку, окружили его, пристаете... Да... Я от тебя не ожидала...
Они молчали всю дорогу. Через две недели на родительском собрании учительница говорила о непростых взаимоотношениях в классе между ребятами и Арсеном. "...только один Саша, — и классная руководительница повернулась к Надежде, — за него заступается".
В детских сообществах подобные ситуации возникают очень часто. Дети остро чувствуют, когда кто-то выделяется среди них. Чужое, непривычное обычно вызывает тревогу, и поэтому дети часто ведут себя агрессивно по отношению к чужакам.
В то же время детям сложно поставить себя на место другого. Их эгоцентрическое мышление до определенного возраста не позволяет им это сделать. Поэтому воспитание доброты начинается прежде всего с развития воображения. Некоторым детям достаточно объяснить один раз, некоторым надо в красках рассказать о том, что чувствует другой человек, несколько раз. Но это очень важно, ведь человек, который может понять, что кому-то плохо, который может поставить себя на место другого, уже получил первый урок доброты.
Однако дети 6-8 лет очень легко поддаются настроению коллектива. Среди сверстников ребенок может вести себя совершенно иначе, чем в одиночестве. Ведь в группе люди перестают чувствовать персональную ответственность за свои дела. А ведь именно она не позволяет нам пройти мимо чужого горя. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок рос добрым, научите его чувствовать себя ответственным не только за себя, но и за своих друзей, за происходящие события.
Научите ребенка заботиться о ком-то. Если нет возможности завести дома животное, хотя бы посадите комнатный цветок. Научите ребенка ухаживать за своим зеленым другом — поливать, опрыскивать, утеплять. Радуйтесь вместе с ним каждому новому листочку, каждому бутону.
Ну и, конечно, то, как ребенок будет ответственно относиться к окружающим, во многом зависит от того, насколько ответственно взрослые ведут себя по отношению к нему.
Просто о сложном
Шли мы как-то с моей подругой и ее восьмилетней дочкой Машей по переходу метро. Видим: стоит нищенка с ребенком, просит подаяния. Маша глазища распахнула: — Мама, у тебя есть деньги? Давай поможем. Но подруга засуетилась, заторопилась, говорит: — Пойдем! — Мам, у тебя что, нет денег? — Есть. — Ну почему тогда? Мам, у нее же ребенок маленький. — Пойдем, пойдем, — и моя подруга, сдвинув брови, потащила Машу вперед к турникетам, на ходу извлекая из сумки проездной билет...
Как часто мы по каким-то соображениям отказываемся помочь и пресекаем детские добрые порывы. То мы не разрешаем взять бездомную собаку, то не желаем подавать калеке, то старательно не замечаем плачущую женщину. Конечно, собака — это большая ответственность и, может быть, болезни; калеку мы видим на этом месте который месяц, и он всегда нетрезв; у плачущей женщины, наверное, какое-то горе, и ее лучше оставить в покое. Рано или поздно наши дети разберутся, что к чему и почем. Но все-таки, какими бы сложными ни были ваши мотивы и переживания, попробуйте объяснить их детям. Это для них очень важно. Юная душа очень хрупка и восприимчива. В ней постоянно происходит перестройка понятий, мыслей и отношений. И когда мама неоднократно говорит, что надо быть добрым, а сама отказывается помочь тому, кто нуждается, ее поступок обязательно оставит ребенка в недоумении и растерянности.
В вагоне Маша села отдельно и демонстративно уткнулась в книжку. А подруга рассказала мне такую историю:
— Год назад у моей близкой знакомой погиб сын... Я шла под впечатлением этой беды и увидела в переходе женщину с табличкой: "Помогите похоронить сына". Я ей отдала почти все, что у меня было, отошла и заплакала, потому что ужаснее вообще ничего нет... А через 2 месяца я ее снова увидела с этой же табличкой... С тех пор я нищим вообще не подаю. — Господи! Да почему ты не рассказала об этом своей Машке?! — воскликнула я. — После такой истории Машка будет думать, что все — уроды. Я, честно говоря, не знаю, как ей все объяснить. — А все и не надо. Давай по частям.
И мы договорились, что я скажу нашей Маше следующее: "Понимаешь, маму однажды очень зло обманули, и теперь она не верит нищим. Ты хочешь помочь, и это здорово. Давай придумаем, как это сделать. Давай поможем детям, которые в этом действительно нуждаются, и так, чтобы наша помощь до них дошла. Например, есть такая детская деревня...".
Мы с Машкой долго говорили про детей, у которых нет родителей, про приюты для сирот, про "детскую деревню". Просветлевшая Машка твердо решила переводить каждый месяц им деньги — маленькую часть той суммы, что ей дают на карманные расходы. И я надеюсь, что она не забудет о своем намерении. А ведь этого важного для Маши разговора могло и не быть.