Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. «Вхождение» в мир физической культуры выступает не просто как процесс «привлечения» человека к различным формам физкультурной деятельности. Формирование физической культуры личности есть процесс осознанного приобщения к ее ценностям. Под этим следует понимать два уровня -общественный и личностный.
К общественному уровню относят накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения. Иными словами, все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни.
Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется двигательным компонентом, определенным уровнем знаний, заботой о поддержании в норме физического состояния.
Сравнительно недавно в теории физической культуры сформировано новое понятие - интенционные ценности. Оно отражает сформированную в общественном мнении престижность физической культуры, ее популярность у различных категорий населения, а главное - желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры (В.К. Бальсевич). К интенционным ценностям относятся и социально-психологические установки. Определяются они характером человека, структурой и направленностью его потребностей, мотиваций и ценностными ориентациями на занятия физическими упражнениями. Поскольку любая из ценностей физической культуры «работает» в той или иной мере на здоровье человека, возрастает роль такого физического воспитания, главная цель которого - не только процесс формирования здорового образа жизни, но и формирование физической культуры личности.
Создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры претворяются в действительность с помощью физкультурной деятельности. Причем приобщение человека к ценностям физической культуры, превращение их в достояние конкретной личности возможны только через активную деятельность. Именно в процессе физкультурной деятельности формируется физическая культура личности каждого конкретного человека. При этом важно помнить о единстве и взаимообусловленности биологического и социального в человеке. Свое отражение они находят в двигательном и интеллектуальном компонентах физической культуры. К сожалению, социально-биологичес-кие проблемы в области физической культуры разработаны слабо. В связи с этим в социологии физической культуры еще имеет место не совсем точное понимание соотношения биологического и социального в данной сфере деятельности.
В дошкольном возрасте формирование физической культуры личности традиционно связывают с двигательным компонентом, основная суть которого - формирование двигательных умений и навыков. В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений.
В первую группу входят характерные для новорожденного импульсивные движения. Они вызваны импульсами, поступающими к мышцам от нервной системы, не связаны с внешними раздражителями и не имеют определенной цели.
К другому типу относятся рефлекторные движения. Их характерная особенность: на действие внешнего раздражителя организм отвечает строго определенным двигательным актом. Под воздействием раздражителя автоматически осуществляется не зависящая от сознания двигательная программа.
Третью группу составляют интенсивные движения - цепь рефлекторных двигательных актов (сосательный инстинкт).
К четвертому типу относятся движения простые, сознательные и автоматические. Их отличие от других типов в том, что ими управляет кора головного мозга. Именно поэтому этот тип движений тесно связан с обучением (Н.А. Бернштейн). Сознательные движения оказывают активное воздействие на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина - гормона, тонизирующего все жизненные процессы) и на личность, их выполняющую. Объектом воли и сознания ребенка является его собственное тело, его моторика, так называемое физическое Я; регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий; выполнение упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат; ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками.
Для 3-го года жизни основная задача физического воспитания - освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений - ходьбы, бега, прыжков, подбрасывания и ловли мяча, плавания.
Физическое воспитание ребенка 4-го года жизни направлено на освоение новых движений, преимущественно спортивного характера, с постановкой конкретной цели: пробежать быстрее, метнуть дальше и т.п. Обращается внимание на освоение элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, элементов акробатики, катания на лыжах, коньках, плавания.
Для детей 5-го года жизни основная направленность физического воспитания - освоение сложных в техническом отношении упражнений. Они должны способствовать выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траекторию, направление, скорость и темп движений. Значительное место занимают упражнения, способствующие освоению отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные и др.), развивающие физические качества (ловкость, быстрота, гибкость).
На 6-м году жизни все большее внимание уделяется специализированным тренировкам отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.
Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей определены многочисленными исследованиями. Более того, выявлены факторы, этому способствующие. Как считают ученые, для каждого двигательного действия важно определить возраст детей, в котором движение усваивается более легко. Если эти сроки пропущены, формирование навыков значительно усложняется. Суть в том, что различные органы и системы организма формируются, созревают и развиваются на протяжении жизни человека неодновременно и неравномерно. Периоды ускоренного роста периодически сменяются фазами замедленного развития различных двигательных функций. В такие периоды детский организм по-разному реагирует на воздействие физических нагрузок (Э.С. Вильчковский, Т.И. Осокина).
В период дошкольного возраста выделяются 3-й, 5-й и 7-й годы жизни. В эти критические периоды происходит не только количественный рост, но и качественная перестройка функций основных энерго-обеспечивающих систем. Факт этот создает предпосылки для целевого воздействия средств физической подготовки, направленных на формирование двигательных навыков (Д.В. Хухлаева, Г.П. Юрко).
Педагогическая деятельность подчиняется следующим задачам: в 3 года детей учат выполнять движения, не предъявляя требований к качественной стороне; в 4-5 лет формируется целенаправленность двигательной активности, умение реализовать ее в интересных и полезных видах деятельности, от «азбуки движений» - к формированию культуры движений; в 6 лет развивается стойкий интерес к двигательной деятельности, в том числе к спортивным видам физических упражнений, и потребность в этой деятельности (М.В. Мащенко, В.А. Шишкина).
Любые двигательные навыки статического или динамического характера требуют учета биологических закономерностей двигательного поведения. К их числу ученые относят потребность ребенка в движениях, двигательную активность. Установлено: суточная двигательная активность увеличивается от раннего к дошкольному возрасту и составляет в 3 года - 5,5-6 тыс. шагов, в 4 года - 7,0-9,5, в 5 лет - 8,0-11, в 6 лет - 11,0-13, в 7 лет - 12,0-15,5 тыс. шагов (М.А. Рунова). Ежеминутно дети совершают в среднем 14-40, а максимально - 70-227 локомоций (Н.Т. Лебедева).
Однако активность тесно связана с образовательно-воспитательной работой дошкольного учреждения, с его состоянием (утомление, фаза двигательного беспокойства, тип нервной системы). Для определения наиболее рациональных методов обучения для каждого воспитанника необходимо знание типа его нервной системы. Суть в том, что проявление основных свойств нервной системы предполагает разные способы адаптации организма к изменяющимся требованиям среды (Г.Г. Попов).
К сожалению, приходится констатировать: в дошкольных учреждениях, несмотря на фундаментальные научные разработки и практические рекомендации, отмечается низкий двигательный режим. В силу этого у детей нарушается баланс в образовательной деятельности, что приводит к переутомлению и снижению иммунитета.
Интеллектуальный компонент физической культуры определяется содержанием физкультурных знаний дошкольника. И если они усвоены, у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, развиваются умения и навыки, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой. Иными словами, дети начинают понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.
В основе физкультурных знаний ребенка должны лежать личностно значимые ценности:
знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья (хорошая осанка, настроение, аппетит, сон, ничего не болит), о признаках заболеваний (высокая тем пература, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, потеря аппетита, покраснение глаз); знание простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины. Речь идет о том, как нужно заботиться о здоровье: соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, есть в одно и то же время, занятия чередовать с отдыхом), закаляться (гулять в любую погоду, устанавливать простейшие связи состояния погоды и соответствующей одежды, принимать душ, спать с открытой форточкой), есть продукты, полезные для здоровья (мясо, яйца, рыба, молочные продукты помогают расти; хлеб, овощи и фрукты дают энергию, жиры согревают тело), защищаться от микробов (не пить и не есть на улице, мыть руки с мылом, есть только мытые овощи, есть и пить только из чистой посуды, когда чихаешь - закрывать нос и рот платком), выполнять гигиенические процедуры (полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть лицо, шею, уши, руки, ноги, следить за чистотой и длиной ногтей), соблюдать гигиену одежды и обуви (проветривать, чистить, аккуратно хранить); знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная щетка); знакомство с правилами хранения предметов личного обихода, некоторыми приемами оказания первой помощи при ушибах и порезах (обработка мелких царапин, накладывание повязок); знания о физических упражнениях, об их назначении, о способах применения в жизни людей (знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении; получение знаний о содержании и правилах подвижных и спортивных игр, о простейших правилах самостоятельных занятий физической культурой); знания о своих физических возможностях (уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку); знания и представления о своем организме (строение скелета, значение мышц, строение и деятельность головного мозга, сердца, органов дыхания).
Овладение данной информацией помогает лучше понять себя, а знания о своей телесности выполняют функцию ориентиров поведения, учат адекватно реагировать на изменения окружающей среды.
В работе со старшими дошкольниками педагог может использовать знания, формирующие представления о программе и символике Олимпийских игр, их ритуалах, знаменитых олимпийцах и др.
У читателя, естественно, возникнет вопрос: как следует формировать у детей физкультурные знания? Первоначально - на уровне представлений: фиксировать конкретные образцы поведения, положительные и отрицательные действия по отношению к собственному здоровью. Какими средствами? На основе личных наблюдений, анализа собственного поведения, словесной информации взрослого или сказочного героя (Доктор Айболит, Мойдодыр, Неболейка, Девочка чумазая, Малыш-крепыш и др.). Конкретные образцы вводят детей в мир доверия, создают чувство уверенности и эмоционального комфорта, помогают прислушаться к себе, лучше понять себя. Тем самым обогащаются и расширяются представления, формируются понятия. Специальные знания, а также связанные с ними идеи и понятия способствуют образованию в сознании дошкольника ориентировочной основы действий, образца поведения. На этом уровне развивается его способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю.
Ребенок учится словами выражать события внутренней жизни, осознавать свои чувства, мысли, поступки, соотносить собственный индивидуальный опыт с нормативным. Постепенно правила здорового образа жизни входят в его сознание как естественные, приятные и обязательные.
Социально-психологический компонент физической культуры раскрывает специфику формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка, мотивов положительного отношения к занятиям физическими упражнениями. Мотивация - это активное состояние, направ ленное на удовлетворение потребности путем организации определенного целенаправленного поведения (В.Г. Асеев).
Мотивация - это пусковой механизм формирования функциональной системы: активизирует структуры, включающиеся в афферентный синтез (аппарат принятия решения, выработка программы и ее коррекция на основе результатов действия).
У ребенка в первые годы жизни имеет место врожденная мотивация двигательной активности, так называемая кинезофилия, которая обеспечивает естественную организацию двигательной активности; она определяется врожденными биологическими механизмами и претерпевает изменения на протяжении всей жизни человека. По мере развития ребенка, без специального подкрепления, мотивация становится менее яркой, слабеет и уже в меньшей мере определяет спонтанную двигательную активность.
В тесной связи с мотивационно-потребностной сферой ребенка находятся эмоции. Наука рассматривает эмоции как психический процесс, активно включающийся в модуляцию функционального состояния мозга и организацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Играя связующую роль между потребностью и поведением, эмоции побуждают к определенной деятельности, модулируют этапы ее протекания, оценивая результат. Установлено: важный мотив занятий спортом - их непосредственная эмоциональная привлекательность. Как бы изнутри регулируя поведение и деятельность, эмоциональная привлекательность непрерывно соотносит процесс и промежуточные результаты с потребностями и мотивами и таким образом выполняет функцию текущей оценки.
Однако часто ли дошкольники переживают позитивные эмоции на занятиях физической культурой? Практика показывает: в большинстве случаев традиционная (гимнастическая) форма занятий ставит ребенка в позицию объекта, ограничивает свободу выбора способа решения двигательной задачи, что нередко приводит к «кризису субъективности» -невозможности быть субъектом собственной деятельности (О.М. Дьяченко). Затруднения в преодолении данного кризиса могут привести либо к превращению ребенка в объект ожиданий и притязаний взрослого, либо к частичной утрате высокого уровня развития. И все по причине невозможности предъявить себя окружающим.
Наиболее успешно эмоциональные переживания формируются в игре. Именно в игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, формируются новые качества поведения. Современная педагогическая наука говорит об игре как об игровом методе. В этом случае метод квалифицируется как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В физическом воспитании игровой метод реализуется в виде игровых упражнений, т.е. физических упражнений, отличающихся теми или иными методическими особенностями игры. Их выполнение подчинено закономерностям техники выполнения данного двигательного действия.
Упражнения в игровой форме (в процессе обучения движениям) применяются для улучшения эмоционального фона, поддержания интереса к занятиям. Дело в том, что это повышает двигательную активность детей, положительно сказывается на качественной и количественной сторонах двигательной деятельности. Будучи эмоционально привлекательной для ребенка, игра оказывает стимулирующее влияние на выполнение двигательных действий, а образец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполнение, контролирует его. При этом важен его собственный поиск, собственные размышления.
Создание образов с помощью движений вызывает эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Происходит своеобразная подмена мотивов: ребенок начинает действовать из желания играть, результатом же оказывается новый двигательный навык. Основное взаимодействие педагога с детьми при этом заключается в умении вызвать у них соответствующий эмоциональный отклик, помочь войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ Я), вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. Значение игры не ограничивается ее способностью усиливать мотивацию двигательной активности детей. Она имеет отношение и к развитию такого компонента личности, как творческость. И неслучайно игровая технология организации физкультурных занятий основывается на концептуальных положениях В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Речь идет об огромных возможностях творческого воображения детей, для развития которого игровая деятельность наиболее адекватна. В настоящее время все большее признание среди ученых и практиков получает взгляд на творчество как на одну из наиболее содержательных форм психической активности детей. Ее можно рассматривать «как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей».
Таким образом, можно констатировать: формирование физической культуры личности не только позволяет довести до сознания ребенка необходимость заботливого отношения к собственному здоровью, но и затрагивает характеристики его личностного развития.