Культура Киевской Руси не только не уступала другим европейским народам, но и во многом их опережала
Борис Греков
История художественной культуры Украины невозможна без такой яркой страницы как время Киевской Руси. Она имеет большое значение, ведь на протяжении существования этого государства была заложена основа украинской культуры. Кроме славянских традиций, творчество древнерусских мастеров испытала значительное влияние культур соседних народов, в частности передового христианского государства того времени — Византии. Это хорошо заметно в архитектуре, монументальном искусстве и иконописи Киевской Руси.
Расцвет изобразительного искусства Киевской Руси состоялся после принятие христианства и определился ориентацией на византийское искусство. Византийцы создали художественную систему, в которой господствовали суровые нормы и каноны, а красота окружающего мира воспринималась лишь как отблеск божественной красоты. Главными признаками византийского стиля в архитектуре были крестообразное планирование (так называемый «грецький» крест) и пятикупольная система зданий, а также чрезвычайная нарядность интерьеров, украшенных дорогими сортами мрамора, фресковой живописью, мозаичными изображениями и позолотой. Живопись и иконопись также создавалась за четкими правилами композиционного образного и цветного решений.
Архитектурные достопримечательности Киевской Руси
История развития древнерусского архитектурного искусства берет начало с конца X ст. Уже тогда в Киевской Руси существовали богатые традиции деревянного зодчества, которые позже отразились на каменной архитектуре, в частности храмных сооружений. И хотя сначала влияние византийского искусства был очень ощутимым, впоследствии в древнерусской архитектуре проявился собственный стиль. Поэтому можно сделать вывод, что мастера Киевской Руси не копировали традиции Византии, а создавали на их основе свой оригинальный художественный язык.
Образцами архитектуры, в которой больше всего прослеживается Византийское влияние, были Десятинная церковь в Киеве и Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Десятинная церковь (церковь Богородици) была возведена в эпоху княжение Владимира Большого и считается первой каменной сооружением Киевской Руси. То была одна из самых красивых архитектурных сооружений в свое время, ведь к ее строительству приобщали лучших мастеров Византии. К величайшему сожалению, здание храма было уничтожено 1240 года ордами хана Батыя. Ее возобновления в разные времена инициировали украинские митрополиты Петр Могила и Евгений Болхвитинов. Однако древнерусская церковь так и не возродилась. В настоящее время на месте ее расположения ведутся археологические раскопки.
Близким к архитектурному решению Десятинной церкви стал Спасо-Преображенский собор, который возведен 1036 года в Чернигове и замечательно сохранился до нашего времени. Этот храм — первый пример того, что древнерусские мастера стремились к созданию собственного стиля.
В некоторых элементах собора заметные приемы, не характерные для византийского зодчества, но типичны именно для древнерусской архитектуры. Здание храма содержит признаки, присущие и романскому стилю, что свидетельствует о знакомстве зодчих с культурными традициями Запада.
Жемчужиной древнерусского архитектурного искусства Киевский Софиевский собор, возведенный греческими мастерами во время правления князя Ярослава Мудрого по образцу Софиевского храма Константинополя. Упоминание о Софию Киевскую встречается в цейнейшем летописи Киевской Руси — «Повести прошлых лет». В строительстве собора были использованные достижения византийского искусства, однако в архитектуре этого пятинефного храму уже прослеживались своеобразные национальные черты. В отличие от византийских соборов, он был увенчан тринадцатью куполами, содержал две галереи. Композиционное решение
Софии Киевской сыграло большую роль в формировании национальных черт украинской, русской и белорусской архитектур. В результате реставрации и перестроек, проведенных в течение XVІІ —XVІІІ в., первичный вид здания собора не сохранился.
Следующий этап зодчества Киевской Руси отмечен второй половиною XІ — первой половиной XІІ ст., когда архитектура приобретает большей самобытности. Выделяются даже отдельные школы: киевская, переяславская, галицкая. Зодчие перешли на местные строительные материалы и разработали новые техноло-гические приемы, отличающиеся от византийских.
Архитектуре этого периода присущие и черты романского стиля, что проявляется во внешнем оформлении зданий. Свято успенский собор Киево-печерской Лавры, возведенный 1073—1078 лет — представляет особенности киевской древнерусской архитектурной школы. В нем уже были отсутствующие башни и галереи венчала здание лишь одна глава. Популярность архитектурной формы Свято успенского собору очень большая — его пропорции стали каноничними для многих следующих храмов Киевской Руси. Однако сама здание собора не сохранилось до наших времен: в XVІІ ст. храм было перестроено, а во время Второй мировой войны — разрушено.
Стиль архитектуры черниговской школы XІІ ст. воплощен в Борисоглебскому соборе. Об этом свидетельствует богатая резьба в декоре фасадов где мотивы романского стиля перекликаются со славянскими.
Еще одним характерным признаком древнерусской архитектуры черниговщины есть обмазывание кирпичных стен зданий белой известкой.
Самобытность архитектуры галицкой школы представляет церковь святого Пантелеймона — единственный образец древнерусского галицкого зодчество. Ученые допускают, что во времена Киевской Руси здесь были укрепления форпост княжеского города — вероятно, монастырь. Из первичного сооружения церкви святого Пантелеймона к нашему времени сохранились лишь стены, ведь в течение времени храм несколько раз перестраивался.
Монументальная живопись Киевской Руси
Как и в западноевропейском средневековье, архитектура Киевской Руси была главным видом искусства, которому подчинялись другие. Среди видов изобразительного искусства первое место принадлежит монументальной живописи, которая также появилась на основе византийских традиций. Константинопольские художники, украшая соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Потом приемы и технологию византийских художников переняли и усовершенствовали местные художники.
Древнерусская мозаичная живопись Х-ХII в. может быть поделена на два типа: высокохудожественные мозаики пола, которые фрагментарно сохранились до нашего времени в некоторых храмах эпохи Киевской Руси, и мозаичная настенная живопись, которой украшали важнейшие в символическом плане и наиболее осветленные части храмов – центральный купол, алтарь.
Чрезвычайно высокий уровень технического и художественного мастерства киевских художников в области мозаичной живописи служил образцом для западноевропейских мастеров. Палитра смальт, которыми были набраны мозаичные полы и оформлены интерьеры черниговских, киевских, переяславских храмов, отличалась чрезвычайным цветным разнообразием. Так, во время создания мозаик собора Софии Киевской, мастера применили около 180 оттенков разных цветов.
Про чрезвычайно высокий художественный уровень мозаичного искусства на территориях Украины свидетельствуют ансамбли мозаик Софии Киевской, фрагменты мозаик Златоверхого собора Михайловского монастыря, Десятинной церкви, Успенского собора Киево-Печерской лавры, Михайловского собора Выдубицкого монастыря.
Так как мозаика принадлежит к сложным и дорогим техникам монументального искусства, большой популярности в Киевской Руси приобрела фресковая живопись. Известными есть циклы настенных росписей Софии Киевской, которые изображают сюжеты Евангелия, Старого Завещания, а так же святого Георгия та архангела Михаила – покровителей княжеского рода. Уникальными памятниками фресковой живописи есть росписи на стенах башен, где размещены ступеньки, которые поднимались князь с женой и свитой. Тут представлены сцены светской жизни Киевской Руси. Так, на южной стороне собора сохранился коллективный портрет семьи князя Ярослава Мудрого – его жены Ирины и дочек Елизаветы, Анастасии и Анны. Это произведение – древнейший образец портретного жанра украинской живописи: костюмы женщин изображены довольно точно, лица, несмотря на условность, передают индивидуальные черты.
Фрески эпохи Киевской Руси отличаются суровостью наследования традиций византийской живописи и торжественной монументальностью.
Иконопись Киевской Руси
Становление иконописи Киевской Руси происходило во второй половине ХI – в начале XII в. До этого иконы были преимущественно византийские и греческие. Вместе с расширением строительства храмов возникла древнерусская школа иконописи. Ее основателем считают митрополита Иллариона. В Киево-Печерском патерике вспоминается про первых известных иконописцев Киевской Руси – Алипия и Григория. Про последнего рассказывали, что ему помогают ангелы: он мог за несколько часов написать и позолотить образ (обычно на это тратили несколько недель).
Давние мастера придерживались сурового иконописного канона. Его появление связано с преданиями о том, что первые иконы или появились сами по себе («Спас Нерукотворний»), или были написаны художниками, которые лично знали или помнили святых (по поверью, икона Владимирской Божьей Матери была написана евангелистом Лукой). Следовательно, православная церковь никогда не допускала написание икон за воображением или с натуры.
Иконописные изображения создавались по определенным правилам. Условность письма должна была четко отделять божественный мир от земного и подчеркивать в ликах Христа, Богоматери и святых их наземную сущность. Для этого фигуры изображались плоскими и неподвижными, применялась обратная перспектива, были невозможными любые временные проявления (время года или сутки).Условный золотой фон икон символизировал божественный свет, фигуры не имели теней, так как в «Царстве Божьем» их нет. Что бы четко придерживаться канона, иконописцы пользовались как образцом византийскими иконами или словесным описанием иконописного сюжета.
Иконы ХI – ХII в., созданные Алипием и Георгием, не сохранились, но летописи свидетельствуют, что эти творения вывозили в разные места Киевской Руси, где они служили каноническим образцом для других иконописцев.
Особым видом искусства Киевской Руси была книжная миниатюра. Это неотъемлемая составляющая искусства рукописной книги. Говоря современным языком, миниатюра - это иллюстрация к книге. Небольшие размеры этого художественного произведения предопределяют и особенности утонченную манеру его исполнения.
Древнейшие миниатюры, дошедших до нас со времен Руси, включенные в«Остромирова Евангелия». Здесь на отдельных листах помещены три миниатюры с изображением евангелистов Иоанна, Марка и Луки. Художнику, который придерживался всех тогдашних канонов, удалось создать яркие психологические образы, свидетельствует о его неординарный талант. Все линии выполнены золотом, а фон заполнено яркими красками. Это напоминает перегородчатая эмаль ювелиров Руси. Миниатюры окаймляют орнаменты, подобные тем, что можно увидеть в Софийском соборе Киева.
«Остромирово Евангелие».Миниатюры.
О высоком мастерстве книжного письма и иллюстрирования свидетельствует также«Изборник» 1073 г., созданный для великих киевских князей Изяслава и Святослава Ярославичей. Книга открывается интересным разворотом, на левом боку которого изображен князь Святослав с семьей - первый групповой портрет реальных людей в древнерусском искусстве, на правом - Спас на престоле. На третьем листе изображен орнаментированный трехъярусная храм, далее - четыре портретные миниатюры. В тексте «Изборника» встречаются красивые заставки, инициалы, на берегах книги размещены знаки зодиака.
Особое внимание привлекают миниатюры Радзивилловская летопись начала ХV века, который является копией Владимирского летописного свода 1206 Книга содержит 618 цветных миниатюр, иллюстрирующих события времен Руси. Рисунки выполнены в произвольной манере, дают ценные сведения об архитектурных сооружениях Древней Руси, одежда, оружие, вещи домашнего обихода. В них отражены события, происходившие на протяжении трех веков: поход руссов на Царьград, строительство Софийского собора, восстания киевлян в 1068 и 1147 гг битвы с кочевниками и княжеские усобицы т.д.
В XIII в. появляется вязь - особое декоративное письмо, которое использовалось в рукописях, на фресках, иконах, могильных плитах и т.п.
Также было распространенным и резьба по камню. Им украшались храмы преимущественно извне. Сохранилось несколько резных шиферных плит Спасского собора Чернигова, Михайловского Златоверхого и Печерского монастырей. На них вырезали орнаменты, «святых воинов», античные и библейские сюжеты. Выдающимся достижением древнерусских резчиков есть небольшие каменные иконы. Чаще всего на них были изображены первые русские святые Борис и Глеб, а также Дмитрий Солунский, Богородица, Спас, Св. Николай т.д.