«Хорошие» запреты дают ребенку представление о границах, без которых он не может жить. «Плохие» подавляют его естественные потребности и желания, его личность. Они рискуют сделать из ребенка послушный объект, подчиненный авторитарной власти взрослых. Несколько примеров из реальной жизни.
Спать
Мы не требуем от ребенка, чтобы он спал, если ему не хочется… Но мы можем сказать ему, чтобы в установленное время он отправлялся к себе в комнату. Если он не хочет спать, то вполне может поиграть и заснуть попозже, но при этом не должно быть и речи о том, чтобы он выходил из своей комнаты.
Есть
Мы не можем требовать от ребенка, чтобы он ел, если он не голоден, или заставлять его есть то, что ему категорически не нравится. Только он сам может судить о своем аппетите и о своих вкусах. Но нельзя готовить ему каждый день «блюда на заказ». Если ему не нравится одно блюдо, пусть он переходит к следующему.
Одеваться
Ребенок вполне может сам выбирать фасон и цвет одежды, которую вы ему покупаете. А взрослый, со своей стороны, имеет полное право определить максимально возможную цену вещи, объяснив это ограничение ребенку.
Работать
В средней школе ребенок может сам организовать свое время после уроков. Он уже способен решать, когда приступить к занятиям и с какого задания начать. Но его родители имеют право требовать, чтобы уроки были сделаны к определенному часу.