Для чего библиотекари изучают читательские интересы? Что связывает краеведение и библиотеку?
Изучение интересов читателей — важная органическая часть библиотечной деятельности. Цель изучения интересов читателей — научно обосновать и сделать эффективным библиотечно-библиографическое руководство чтением.
Изучение интересов читателей осуществляется в основном в процессе работы с читателями. При этом применяется совокупность специальных методов — анализ материалов библиотечной статистики, читательских и книжных формуляров, материалов справочно-библиографической работы и др. Анализ материалов библиотечной статистики. «Дневник библиотеки», годовые отчеты дают возможность выявить и сопоставить сведения о количестве и составе читателей по основным группам, об объеме выданной литературы и ее распределении по отделам библиотечной классификации, обращаемости фондов по отделам классификации за разные отрезки времени и др. При проведении изучения читателей целесообразно вводить в дневник дополнительные графы, более дробно характеризующие состав читателей и выданные книги, учитывающие выдачу отдельных произведений. Анализ читательских формуляров (отдельных читателей или определенной группы читателей) дает возможность частично получить сведения о содержании чтения читателей. Иногда запись выданных книг сопровождают условными знаками, отмечая литературу, взятую по рекомендации библиотекаря, или в формуляры определенной группы читателей вводят дополнительные графы, где условными знаками обозначают причины, обусловившие выбор той или иной книги, мотивы спроса, реакцию читателей на прочитанные книги. Анализ книжных формуляров (обычно выборочный) позволяет определить обращаемость книг за определенный промежуток времени. Подбираются формуляры всех экземпляров произведения, выявляется время приобретения книг. При определении обращаемости книги среди разных групп читателей книжные формуляры анализируют вместе с читательскими формулярами. Анализ материалов справочно-библиографической работы. «Листы учета библиографических справок» и другие материалы дают возможность определить потребности читателей в литературе, их интересы и цели чтения. Обычно анализируют содержание и оформление каждого библиографического запроса, обращая особое внимание на анализ тематических запросов.
Краеведение — это и научная и научно-популяризаторская деятельность определённой проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края, определённой местности — от деревни, небольшого города, даже улицы до крупного региона.
Библиотечное краеведение — важная составная часть общего краеведения, хотя и имеет свои особенности, обусловленные спецификой отрасли. Его цель - выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование читателям все печатные материалы, связанные по содержанию с определённой местностью, которая для её населения является родным краем. Не менее важно — обеспечить библиографической информацией об этих материалах всех желающих. Истоки возрождения национальной культуры, во многом в знании своей истории, своих корней. Возросший интерес читателей библиотек к краеведческой литературе увеличивает и значение библиотечного краеведения, т.к. библиотеки как информационные учреждения должны обеспечивать удовлетворение краеведческих информационных потребностей. Каждая библиотека формирует фонд краеведческой литературы. «Понятием „краеведческая литература“ объединяются все издания, неопубликованные (рукописные, машинописные, графические) и аудиовизуальные материалы, машиночитаемые носители информации (магнитные ленты, компакт-диски и т.д.), полностью посвящённые данному краю или содержащие значительные (по объёму или ценности) сведения о нём, независимо от вида и способа издания (изготовления), тиража, языка, места издания или изготовления, политической или идейной направленности. Чаще всего пользователи и сотрудники библиотеки обращаются к краеведческому фонду в целях выявления документов по конкретной теме, вопросу, проблеме или аспекту жизни данного края. Это определяет содержательную (систематическую) расстановку документов в фонде. Фонд краеведческой литературы любой библиотеки находит своё отражение в краеведческих каталогах или картотеках. Краеведческий каталог (картотека) — это наиболее полный источник сведений обо всех произведениях печати, посвящённых данному региону. В идеале каталог должен максимально полно отражать массив краеведческих документов, могущих быть ценными в исследовании края. Краеведческие картотеки и каталоги пополняются путём просмотра новых поступлений в библиотеку и обследование библиографических пособий и ретроспективного выявления литературы в фонде библиотеки. В краеведческом каталоге (картотеке) должны быть представлены:
книги и брошюры, полностью или частично относящиеся к краю (городу, району, селу); статьи из журналов, сборников и продолжающихся изданий; статьи и другие материалы из газет; рецензии на краеведческие издания; карты, атласы, альбомы, печатная графика.
Значительную часть материалов краеведческого каталога составляют газетные публикации. В рамках краеведческой деятельности библиотека выполняет следующие виды работ:
выявляет по широкому кругу источников краеведческие документы и местные издания своего региона; сосредотачивает в своем фонде собрание краеведческих документов и местных изданий, обеспечивает их надежное постоянное хранение; с максимальной полнотой отражает сведения о краеведческих документах и местных изданиях в своем справочно-библиографическом аппарате, осуществляет информирование о краеведческих документах и местных изданиях в соответствии с разовыми и длительно действующими краеведческими библиографическими и фактографическими запросами; оказывает консультационную помощь читателям библиотеки в выявлении и использовании краеведческих документов и местных изданий в пользовании краеведческим СБА библиотеки; обслуживает краеведческими документами и местными изданиями читателей своей библиотеки и удаленных пользователей; формирует систему краеведческих библиографических пособий и указателей местных изданий; распространяет краеведческие знания, информацию о регионе средствами библиографической и массовой работы: организацией выставок, массовых краеведческих мероприятий с помощью печатных изданий, СМИ; проводит научно-исследовательскую работу.
Библиотека ведет планомерную и целенаправленную работу по распространению краеведческих знаний с целью формирования объективных и достоверных знаний о регионе. Эта деятельность осуществляется по нескольким основным направлениям:
организация и проведение массовых мероприятий, рассчитанных преимущественно на жителей региона и посетителей библиотеки (краеведческих чтений и семинаров, выставок краеведческой литературы, литературных вечеров, встреч интересными людьми и пр.); создание комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации.
В небольших библиотеках-филиалах целесообразно организовывать „краеведческие уголки“, где в одном месте сосредоточены: краеведческая картотека, подборка краеведческих библиографических изданий и папок газетных вырезок, выставки литературы о крае, плакаты и другие формы, рекомендующие краеведческую книгу и информирующие о ней. Такие уголки создаются по различным темам и направлениям. Вот некоторые: природа края; усадьбы, парки и заповедники; история края разных периодов; храмы края, жизнь и деятельность местных священнослужителей; военное прошлое края; край в произведениях местных поэтов и писателей; местный фольклор (собираются частушки, песни, воспоминания старожилов); этнография (сбор атрибутов местного крестьянского быта, народных костюмов) и т.д. При таких уголках часто организуются клубы краеведов, потому что, когда душой болеешь за какое-нибудь дело, всегда найдутся единомышленники. В поисках новых путей распространения краеведческих знаний библиотеки нередко выходят за пределы чисто библиотечных форм. В отношении краеведческой работы это закономерно. Подготовка и проведение массовых краеведческих мероприятий библиотеками имеют много общего с работой других культурно-просветительных учреждений (клубов, домов культуры, музеев и т. д.) и часто проводятся совместно с ними. Библиотеки, обслуживающие небольшие территории, часто являются центрами краеведческого движения, объединяющими его участников в организации народных музеев, сборе материала о своем селе, колхозе, в создании летописи города, села, в оформлении альбомов, в организации экскурсий, встреч с выдающимися людьми и т. д. Важно, чтобы при этом библиотеками не был забыт основной материал, с которым они должны работать, — литература (списки литературы, ссылки на нее в альбомах, летописях, подборки, выставки литературы к занятиям кружков, к вечерам-встречам).
Соберите краеведческую литературу в одном месте, на одном стеллаже, расставьте ее по темам, оформите тематические разделители, организуйте внутриполочные выставки. Проделанную работу опишите в тетради.