Среда, 24 Апр 2024, 22:58
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Ахматова А.А. [263]
Стихи о школе [0]
Бальмонт К.Д. [142]
Брюсов В.Я [205]
Волошин М.А. [111]
Державин Г.Р. [244]
Жуковский В.А. [121]
Лермонтов М.Ю [252]
Маяковский В.В. [113]
Полонский Я.П. [151]
Рылеев К.Ф. [37]
Тихонов Н.С. [77]
Тютчев Ф.И. [247]
Цветаева М.И. [156]
Батюшков К.Н. [100]
Блок А.А. [311]
Бунин И.А. [150]
Гумилёв Н.С. [217]
Есенин С. [20]
Крылов И.А. [54]
Мандельштам О.Э. [22]
Некрасов А.Н. [159]
Пушкин А.С. [471]
Твардовский А.Т. [151]
Тургенев И.С. [60]
Фет А.А. [251]
Универсальная лирика [1926]
Любовная лирика [447]
Городская лирика [98]
Драмы в стихах [49]
Верлибр [124]
Иронические стихи [230]
На разных языках [29]
Религиозные [23]
Западные формы [18]
Авторская песня [0]
Сатирические стихи [3]
Гражданская лирика [445]
Философская лирика [453]
Восточные формы [35]
Стихи для детей [33]
Экспериментальные [102]
Мистические [195]
Пейзажная лирика [257]
Поэмы и циклы стихов [73]
Белый и вольный стих [71]
Шуточные стихи [268]
Поэтические переводы [54]
Готические [40]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Стихотворения » Религиозные

СМЕЯТЬСЯ ИЛИ ПЛАКАТЬ ?
НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 11661 ГОЛОСОВАТЬ!

Да, было. Враги сожгли родную хату – Второй Иерусалимский Храм.
Почему? Талмуд прямо вещает – потому, что евреи беспричинно ненавидели друг друга!
И это является нарушением главного постулата нашей традиции – «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО, как самого себя» [1] …
Да, так было и «до того», и, самое неприятное для нас – «после того». Конечно, внутренней нелюбви стало меньше (особенно в условиях галута), конечно, теперь мы всегда находим «причину» – Шарон, Ольмерт, партии, Хабад, реформизм, арабы…
А что такое – «до того»?
Почему первое наше государство, созданное великим Давидом и укреплённое умнейшим Соломоном, всего через полторы сотни лет разделилось на два - Северное и Южное Царства? Из-за нелюбви евреев друг к другу. Результат – спустя две сотни лет – в 722 году до н.э. ассирийцы покорили Северное царство, и 10 колен рассеялись по миру.
586 год до н.э. Платить иль не платить? За что, за что? За «крышу», родные мои евреи, за «крышу»! Чего, по большому счёту, требовали Вавилонские, да и другие, завоеватели? Чтобы наша маленькая прекрасная страна, не имеющая мощной армии, отдавала оговорённую сумму, и у нас будет тихо и мирно. А как же наша религия? Не притеснялась ли «крышей»? Да молитесь своему Богу, сколько угодно и как угодно, и мы Его будем уважать, чтобы, между прочим, не сделал нам чего плохого. В покорённых странах практически не было большого военного контингента завоевателей, много информации передавалось просто - через стукачей. Восток, однако…
В результате многочисленных внутренних распрей царь всея Иудеи заартачился и решил – не платить. Итого: мы оказались в Вавилонском изгнании. И самое страшное – был разрушен Первый Иерусалимский Храм. Великий Иеремия перед этим «сорвал голос», он предупреждал: сегодня мы слабы, нужно думать и тихо делать, - т.е. веря в Бога Единого, не только молиться, но и выполнять Его заповеди. И Он тебе, жестоковыйному, поможет, но тогда, когда ты будешь почти на 100 % прав. Итог – евреи посадили Иеремию в грязную яму, и только благодаря помощи эфиопа (!) он был освобождён [2] .
Очевидное вмешательство Творца проявилось позже, во времена Макковеев. И не потому, что наша шея нашла новые степени свободы, а потому, что идея ЕдиноБожия могла быть «задавлена» греческой культурой.
С чьей помощью? Да это надо же уметь – «стучать» на себя! Раньше я думал – ну какой же он профан, этот Антиох Епифан! Оно ли тебе, просирийскому, надо - внедрять культуру Греции в Иудее? Ведь эти вассалы исправно платят тебе дань, бери и будь здоров!
Да нет же! Незначительная часть еврейской молодёжи, приняв основы греческой культуры, стала «докладать» на «староверов» - они, мол, такие-сякие, баламутят и затевают бунт. Как итого, нуждавшийся в деньгах Антиох Епифан был «вынужден» ввести серьёзные военные силы, и, «по ходу дела», разграбить и разрушить относительно недавно отремонтированный вернувшимися из Вавилонии евреями святыню – Иерусалимский Храм.
В греческой культуре превалировал культ человека – здорового, красивого. На спорт-площадке и даже Олимпийских играх – обнаженные парни – гляди, радуйся, а ежели ты – она, то и выбирай. Естественно, их «боги» – Аполлон, Геракл, как нищие, без одёжки, – ребята просто прелесть, глаз не оторвёшь.
А еврейский Бог, которого никто, даже великий Моисей, не видел, это – духовная сила и ум, которого внешне глазами не узреешь, а только – по делам.
Де-факто весь «антагонизм» этих завоевателей, еще со времён Александра Македонского, прекрасно относившегося к евреям, выливался в простое хихиканье: мало того, что евреи являются язычниками, они ещё и неразумные.
«Как это, как это?», - воскликнет возмущённый ортодокс.
А так – обрезание является древнейшим языческим жестом, характерным не только для евреев..
И мы – неразумные??!
Конечно, ведь там, где надо наращивать, вы - уменьшаете!..
Ну, уж чего-чего, а с юмором у нас всё в порядке. Поняли и не обижаемся.
...А кровавая война двух братьев, Гиркана и Аристовула, за царский престол - это тоже «традиция» нашего народа? С привлечением одной стороной… АРАБОВ (!) для взятия штурмом Храмовой горы? Возмущённый праведник Хония [3] молился: «О, Боже! И осаждённые, и осаждающие – дети Твои: не делай же того, что желают друг другу обе стороны!» Вы, уважаемый читатель, конечно же, догадались, для чего тогда иудеи использовали кучу спец-стройматериала: бумеранг вернулся – он бросил слова, а получил - камнями...
После победы арабо-еврейского союза, Иудею, по просьбе других евреев, спасли от арабов - да, господа соплеменники, – римляне, которые затем и разрушили нашу Святыню – Иерусалимский Храм. Повод – наше же восстание против «освободителей». Причина – распри в лагере восставших.
Рассмотрим кусочки «после того». Прошло полсотни лет, и знаменитый рабби Акива, неустанно повторявший, что есть общее правило, регулирующее отношения между людьми, называемое аhават Исраэль - любовь к народу Израиля, создаёт школу злословия – 24 тысячи его учеников, ненавидящих друг друга, были умерщвлены Рукою Небес – Господь очистил землю от них в течение месяца болезнью, карающей источник - лашон ара...
А «любовь» ортодоксов к ближнему – хасидам, появившимся в 18 веке, была зафиксирована сдачей Любавического ребе царской охранке, после чего ему пришлось отдохнуть от дел насущных в Петропавловской крепости.
Сегодняшняя «любовь» ортодоксов и хасидов к реформистам известна всем читателям.
Что не отмечено ещё – после трагедии 2 Храма росла ненависть к нам различных народов в подавляющем большинстве стран, а также - христиан, плюс - крестовые походы, Холокост...
Человек совдепии, не знакомый с приведенными элементами истории нашего народа, прочитав, воскликнет: «Да такого быть не может! Так почему ж они всегда такие весёлые, жизнерадостные и дружелюбные?»
Да, это феноменально. Наша любовь к жизни, наша уверенность, что Всесильный поможет, - когда Сам, как было в Египте, когда через Моисея, Иисуса Навина, Давида, Макковеев, а позже - через Спасителя – Мессию, который явится вот-вот, ну совсем скоро (и так уже более двух тысяч лет подряд!), делают нас, по большому счёту, непотопляемыми.
Какой народ вынес бы всё перечисленное? Мало того – столько больших неприятностей, так ещё вдобавок – нас очень мало...
Так от чего ж мы, и почему мы, в подавляющем большинстве – радуемся?
Наверное, никто не будет отрицать, что это – генетическая наследственность, вложенная некоторым народам, и нам в первую очередь, Самим Творцом.
Но должны быть, по минимуму, какие-то поводы, и по максимуму – причины.
Творец знал, что мы жестоковыйны. Знал, что это – на очень долго. И, естественно, дал нам праздники. Их – предостаточно.
Остановимся конкретно на одном.
Шабат. Прекрасный День. Особенно это чувствуется в Израиле. Я живу на шумной улице. С двух балконов видно море, подо мною – круг, где разворачиваются автомобили. В шабат их очень мало – религиозным ездить нельзя, равнодушные – отдыхают. Очень мало и полиции. Поэтому в будние дни нарушают правила (обычно не включают световой сигнал поворота) только 10 % машин, а в «честь праздника» – «всего» 20-30. В шабат у нас тихо, и только из проезжающих машин слышна музыка.
Все религиозные источники, в том числе и основной – письменная Тора, и ТаНаХ, говорят: в шабат - радуйся. [4]. И только один фактор радости – отменён.
Где, когда, кем, чем, что и почему?
Везде (в Израиле и за его пределами); в шабат и другие праздники (и даже во время молитвы); мудрецами, шульхан арухом. И имя ему – МУЗЫКА.
Так ПОЧЕМУ?...
Понятно, что у религиозных людей основная цель мелодии - пробудить сердце к молитве. А молитва – она же для души. Естественно, что музыка – тоже. Когда мы просим Творца, она нежная, тихая и ласковая, когда славим Его – воодушевляющая и вдохновляющая
В подавляющем большинстве случаев хорошая музыка – путь сближения людей. И мы должны, используя любой положительный момент, пытаться устранить те естественные элементы несовместимости, которые существуют между людьми.
Итак получается, что в иудаизме музыка не для праздников, а для будних дней? Да, умные были наши предшественники… А мы сами? Давайте разбираться.
Как дитя социалистической системы, начну с документов.
ТаНаХ, песнь на день субботний, вещает: " Хорошо славить Г-спода и петь имени Твоему, Всевышний, Возвещать утром милость Твою, и верность Твою - ночью, На десятиструнной и на арфе, торжественной песней на кинноре, Потому что возвеселил Ты меня, Г-споди, деянием Твоим, делам рук Твоих радуюсь я" [5]. Т.е. Святая книга настоятельно указывает нам использовать музыкальные инструменты в шабат, ибо это праздник, и мы славим Творца. Предельно ясно. Казалось, что и быть посему.
Во исполнение этого указания в Иерусалимском Храме ежедневно звучали музыкальные инструменты. Совершенно естественно, что и в синагогах, особенно во время молитв, музыкальное сопровождение должно быть обыденным компонентом радости.
Ан, нет.
Кицур шульхан арух (КША), в разделе "Некоторые работы, которыми нельзя заниматься в субботу", вещает коротко: "Запрещается производить музыкальные звуки, и с помощью инструментов, и частями тела (за исключением рта)" [6]. Далее: «Всякая запрещённая в субботу работа запрещена и в праздники» [7].
Основанием для КША являлся запрет мудрецов настраивать музыкальные инструменты в шабат.
Значит, в Храме можно было в шабат настраивать инструменты, а в синагогах, которые являются малыми Храмами для нас всех уже 2000 лет – нельзя?
Ответ не может быть однозначным. С одной стороны, Храм – образец всего прекрасного, достойного подражания, с другой – имеются прямые указания, например, об обязательности жертвоприношений только в Храме, т.е. от частного к общему, как в постулате - «не вари козлёнка», здесь, по-логике, не подходит, т.е. необходимо анализировать каждый конкретный случай и принимать соответствующее решение.
Но в ТаНаХе сказано: «Я стал для них святилищем малым (синагога)» [8], а в КША [9]: «А синагоги и Бейт-Мидраши также называются словом «храм». Значит, музыка должна быть в святых местах наших встреч, где мы молимся, ежедневным атрибутом.
КША также констатирует[10]: «Наибольшую святость имеет свиток Торы, за ним по степени святости следуют книги пророков (Невиим), затем - Писания (Ктувим), после них - печатные издания, …весь же Танах в целом более свят, чем Мишна, а она в свою очередь обладает большей святостью, чем Талмуд».
На основании сказанного - имели ли мудрецы моральное право отменять указание ТаНаХа, галахи? Ведь Тора однозначно предупреждает, что в аналогичных случаях ничего добавлять и убавлять – нельзя [11].
Что говорят сегодня раввины?
Ортодокс Рав Бен-Цион Зильбер: «Давид упоминает это в Песни о субботе, но воспевать субботу можно и в пятницу перед наступлением субботы. И даже в течение всей недели. Игра на музыкальном инструменте в субботу – это не работа из 39 работ, которые Тора запретила в субботу, но наши мудрецы запретили это, чтобы это не привело к действиям, запрещённым в субботу» [12].
Т.е. никакого анализа, ведь так требует традиционный иудаизм – и быть посему. Правильность наших действий сегодня определена вчера, т.е. полторы-две тысячи лет тому назад.
Раввин Зельман: «Это - один из запретов мудрецов. Изначально установлен из-за возможности нарушения запрета Торы чинить или настраивать инструменты". А далее – самое интересное: «…тут никто ничего не корректировал, просто за неимением Храма ПОКА НЕГДЕ ПО СУББОТАМ ПОМУЗИЦИРОВАТЬ» [13]. Без комментариев…
Как пояснил Раввин Прогрессивного Иудаизма Григорий Котляр, «ситуация с музыкой следующая: по галахе, в субботу играть на музыкальных инструментах можно, а вот чинить и настраивать их действительно нельзя. Мудрецы запретили играть, на всякий случай, чтобы не дай Б-г не стали и чинить. По известному принципу, "ограда для Торы". Поскольку большинство запретов мудрецов, как справедливо отмечает р. Зельман, на Храм не распространялись, то в Храме на музыкальных инструментах играли, а в синагогах – нет».
Исходя из слов раввина Котляра, нетрудно догадаться, что не весь еврейский мир «забыл» в шабат о музыкальных инструментах. Т.е. имеется ветвь иудаизма, которая отмечает праздники с музыкальным сопровождением. На основании ТаНаХа и обычной человеческой логики (первоисточник которой, как и всего иного доброго – Творец). Это – прогрессивные иудеи.
А «в некоторых местах, например, на острове Кюрасао в Карибском море, умные иудеи нашли прекрасный выход: постановили общим голосованием, что органистом должен быть нееврей, во избежание нарушения евреем шаббата» [14]. Ход – истинно еврейский – обезопасить себя «от гнева» Традиции. Это, вообще-то старинный приём. Так то оно так, но ради чего мы лукавим? Ведь Творец всё видит и знает наши мысли, и даже раньше нас!...
В старом анекдоте очень бедный еврей молит Всесильного помочь ему выиграть в лотерею. Спустя некоторое время – Боже, ты обо мне забыл?
-Да как я могу помочь, ежели ты не приобрёл ни одного билета?! – вопрошает Творец.
Нам не надо покупать выигрышный лотерейный билет, т.к. он – мы сами. Ибо мы, евреи сегодняшнего дня, очень БОГаты, являясь первенцами Творца, [15], а первенцы имеют две доли в наследстве [16]; мы имеем свою землю со Святым градом Иерусалимом, плюс – аидише коп [17] со знанием Торы – и это очень много, плюс многовековый опыт борьбы за выживание. Но мы не хотим, чтобы нами «играли», и тем более нет желания, чтобы нас «выигрывали».
А для этого нужно таки да, таки просто, по настоящему, любить друг друга, и подавляющее большинство неприятностей постепенно растворится в атмосфере творческого труда, радости, песен и музыки. Музыки, звучащей во все дни недели.
ВЛ, март 2008

Эта статья является ответом на вопрос Владимира Богака из Запорожья:
«Не является ли нарушением многовековой традиции
проведение шаббата с музыкальным сопровождением?»

Литература:
[1] Тора, книга «Ваикра 19:18»
[2] ТаНаХ, книга пророка Иеремии 38:6,7
[3] С.М.Дубнов «Краткая история евреев», Феникс, Ростов н/Дону, 1996, стр. 261
[4] Тора, книга «Шмот 31:16»; ТаНаХ, книга пророка Иезекииля 44:24, 45:17
[5] ТаНаХ, Тегилим, 92 Псалом Давида
[6] Кицур шульхан арух, полный текст под ред. Л.Городецкого, гл.80 "Некоторые работы, которыми нельзя заниматься в субботу", стр.256, М., 2006
[7] Кицур шульхан арух, полный текст под ред. Л.Городецкого, гл.98 «Законы, касающиеся праздника, стр.305, М., 2006
[8] ТаНаХ, книга пророка Иезекииля 11:16
[9] Кицур шульхан арух, полный текст под ред. Л.Городецкого, гл.13 «Правила, касающиеся святости синагоги и бет-мидраша», стр.46, М., 2006
[10] Кицур шульхан арух, Глава 28 «Уважение к священным книгам», Составитель и переводчик Йегуда Векслер Общая редакция профессора Германа Брановера «ШАМИР» Иерусалим 1994
[11] Тора, книга «Дварим 4:2»
[12] Рав Бенцион Зильбер «Играть в субботу на гитаре – запрещено?»
[13] Раввин Зельман «Виртуальные беседы»,
[14] Михаил Носоновский «По стопам еврейских работорговцев», журнал Евгения Берковича "Заметки по еврейской истории" №12 (61) Декабрь 2005 года berkovich-zametki.com
[15] Тора, книга «Шмот 4:22»
[16] Тора, книга «Дварим 21:17»
[17] Аидише коп (идиш) – еврейская голова

Владимир Леви, Хайфа, апрель 2008
lvs@bezeqint.net

Все тексты автора Владимир Леви
Категория: Религиозные | Добавил: Lerka (14 Ноя 2012)
Просмотров: 416 | Рейтинг: 1.0/ 3 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
24 Апр 2024
22:58


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz