НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 11661 ГОЛОСОВАТЬ!
Да, было. Враги сожгли родную хату – Второй Иерусалимский Храм. Почему? Талмуд прямо вещает – потому, что евреи беспричинно ненавидели друг друга! И это является нарушением главного постулата нашей традиции – «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО, как самого себя» [1] … Да, так было и «до того», и, самое неприятное для нас – «после того». Конечно, внутренней нелюбви стало меньше (особенно в условиях галута), конечно, теперь мы всегда находим «причину» – Шарон, Ольмерт, партии, Хабад, реформизм, арабы… А что такое – «до того»? Почему первое наше государство, созданное великим Давидом и укреплённое умнейшим Соломоном, всего через полторы сотни лет разделилось на два - Северное и Южное Царства? Из-за нелюбви евреев друг к другу. Результат – спустя две сотни лет – в 722 году до н.э. ассирийцы покорили Северное царство, и 10 колен рассеялись по миру. 586 год до н.э. Платить иль не платить? За что, за что? За «крышу», родные мои евреи, за «крышу»! Чего, по большому счёту, требовали Вавилонские, да и другие, завоеватели? Чтобы наша маленькая прекрасная страна, не имеющая мощной армии, отдавала оговорённую сумму, и у нас будет тихо и мирно. А как же наша религия? Не притеснялась ли «крышей»? Да молитесь своему Богу, сколько угодно и как угодно, и мы Его будем уважать, чтобы, между прочим, не сделал нам чего плохого. В покорённых странах практически не было большого военного контингента завоевателей, много информации передавалось просто - через стукачей. Восток, однако… В результате многочисленных внутренних распрей царь всея Иудеи заартачился и решил – не платить. Итого: мы оказались в Вавилонском изгнании. И самое страшное – был разрушен Первый Иерусалимский Храм. Великий Иеремия перед этим «сорвал голос», он предупреждал: сегодня мы слабы, нужно думать и тихо делать, - т.е. веря в Бога Единого, не только молиться, но и выполнять Его заповеди. И Он тебе, жестоковыйному, поможет, но тогда, когда ты будешь почти на 100 % прав. Итог – евреи посадили Иеремию в грязную яму, и только благодаря помощи эфиопа (!) он был освобождён [2] . Очевидное вмешательство Творца проявилось позже, во времена Макковеев. И не потому, что наша шея нашла новые степени свободы, а потому, что идея ЕдиноБожия могла быть «задавлена» греческой культурой. С чьей помощью? Да это надо же уметь – «стучать» на себя! Раньше я думал – ну какой же он профан, этот Антиох Епифан! Оно ли тебе, просирийскому, надо - внедрять культуру Греции в Иудее? Ведь эти вассалы исправно платят тебе дань, бери и будь здоров! Да нет же! Незначительная часть еврейской молодёжи, приняв основы греческой культуры, стала «докладать» на «староверов» - они, мол, такие-сякие, баламутят и затевают бунт. Как итого, нуждавшийся в деньгах Антиох Епифан был «вынужден» ввести серьёзные военные силы, и, «по ходу дела», разграбить и разрушить относительно недавно отремонтированный вернувшимися из Вавилонии евреями святыню – Иерусалимский Храм. В греческой культуре превалировал культ человека – здорового, красивого. На спорт-площадке и даже Олимпийских играх – обнаженные парни – гляди, радуйся, а ежели ты – она, то и выбирай. Естественно, их «боги» – Аполлон, Геракл, как нищие, без одёжки, – ребята просто прелесть, глаз не оторвёшь. А еврейский Бог, которого никто, даже великий Моисей, не видел, это – духовная сила и ум, которого внешне глазами не узреешь, а только – по делам. Де-факто весь «антагонизм» этих завоевателей, еще со времён Александра Македонского, прекрасно относившегося к евреям, выливался в простое хихиканье: мало того, что евреи являются язычниками, они ещё и неразумные. «Как это, как это?», - воскликнет возмущённый ортодокс. А так – обрезание является древнейшим языческим жестом, характерным не только для евреев.. И мы – неразумные??! Конечно, ведь там, где надо наращивать, вы - уменьшаете!.. Ну, уж чего-чего, а с юмором у нас всё в порядке. Поняли и не обижаемся. ...А кровавая война двух братьев, Гиркана и Аристовула, за царский престол - это тоже «традиция» нашего народа? С привлечением одной стороной… АРАБОВ (!) для взятия штурмом Храмовой горы? Возмущённый праведник Хония [3] молился: «О, Боже! И осаждённые, и осаждающие – дети Твои: не делай же того, что желают друг другу обе стороны!» Вы, уважаемый читатель, конечно же, догадались, для чего тогда иудеи использовали кучу спец-стройматериала: бумеранг вернулся – он бросил слова, а получил - камнями... После победы арабо-еврейского союза, Иудею, по просьбе других евреев, спасли от арабов - да, господа соплеменники, – римляне, которые затем и разрушили нашу Святыню – Иерусалимский Храм. Повод – наше же восстание против «освободителей». Причина – распри в лагере восставших. Рассмотрим кусочки «после того». Прошло полсотни лет, и знаменитый рабби Акива, неустанно повторявший, что есть общее правило, регулирующее отношения между людьми, называемое аhават Исраэль - любовь к народу Израиля, создаёт школу злословия – 24 тысячи его учеников, ненавидящих друг друга, были умерщвлены Рукою Небес – Господь очистил землю от них в течение месяца болезнью, карающей источник - лашон ара... А «любовь» ортодоксов к ближнему – хасидам, появившимся в 18 веке, была зафиксирована сдачей Любавического ребе царской охранке, после чего ему пришлось отдохнуть от дел насущных в Петропавловской крепости. Сегодняшняя «любовь» ортодоксов и хасидов к реформистам известна всем читателям. Что не отмечено ещё – после трагедии 2 Храма росла ненависть к нам различных народов в подавляющем большинстве стран, а также - христиан, плюс - крестовые походы, Холокост... Человек совдепии, не знакомый с приведенными элементами истории нашего народа, прочитав, воскликнет: «Да такого быть не может! Так почему ж они всегда такие весёлые, жизнерадостные и дружелюбные?» Да, это феноменально. Наша любовь к жизни, наша уверенность, что Всесильный поможет, - когда Сам, как было в Египте, когда через Моисея, Иисуса Навина, Давида, Макковеев, а позже - через Спасителя – Мессию, который явится вот-вот, ну совсем скоро (и так уже более двух тысяч лет подряд!), делают нас, по большому счёту, непотопляемыми. Какой народ вынес бы всё перечисленное? Мало того – столько больших неприятностей, так ещё вдобавок – нас очень мало... Так от чего ж мы, и почему мы, в подавляющем большинстве – радуемся? Наверное, никто не будет отрицать, что это – генетическая наследственность, вложенная некоторым народам, и нам в первую очередь, Самим Творцом. Но должны быть, по минимуму, какие-то поводы, и по максимуму – причины. Творец знал, что мы жестоковыйны. Знал, что это – на очень долго. И, естественно, дал нам праздники. Их – предостаточно. Остановимся конкретно на одном. Шабат. Прекрасный День. Особенно это чувствуется в Израиле. Я живу на шумной улице. С двух балконов видно море, подо мною – круг, где разворачиваются автомобили. В шабат их очень мало – религиозным ездить нельзя, равнодушные – отдыхают. Очень мало и полиции. Поэтому в будние дни нарушают правила (обычно не включают световой сигнал поворота) только 10 % машин, а в «честь праздника» – «всего» 20-30. В шабат у нас тихо, и только из проезжающих машин слышна музыка. Все религиозные источники, в том числе и основной – письменная Тора, и ТаНаХ, говорят: в шабат - радуйся. [4]. И только один фактор радости – отменён. Где, когда, кем, чем, что и почему? Везде (в Израиле и за его пределами); в шабат и другие праздники (и даже во время молитвы); мудрецами, шульхан арухом. И имя ему – МУЗЫКА. Так ПОЧЕМУ?... Понятно, что у религиозных людей основная цель мелодии - пробудить сердце к молитве. А молитва – она же для души. Естественно, что музыка – тоже. Когда мы просим Творца, она нежная, тихая и ласковая, когда славим Его – воодушевляющая и вдохновляющая В подавляющем большинстве случаев хорошая музыка – путь сближения людей. И мы должны, используя любой положительный момент, пытаться устранить те естественные элементы несовместимости, которые существуют между людьми. Итак получается, что в иудаизме музыка не для праздников, а для будних дней? Да, умные были наши предшественники… А мы сами? Давайте разбираться. Как дитя социалистической системы, начну с документов. ТаНаХ, песнь на день субботний, вещает: " Хорошо славить Г-спода и петь имени Твоему, Всевышний, Возвещать утром милость Твою, и верность Твою - ночью, На десятиструнной и на арфе, торжественной песней на кинноре, Потому что возвеселил Ты меня, Г-споди, деянием Твоим, делам рук Твоих радуюсь я" [5]. Т.е. Святая книга настоятельно указывает нам использовать музыкальные инструменты в шабат, ибо это праздник, и мы славим Творца. Предельно ясно. Казалось, что и быть посему. Во исполнение этого указания в Иерусалимском Храме ежедневно звучали музыкальные инструменты. Совершенно естественно, что и в синагогах, особенно во время молитв, музыкальное сопровождение должно быть обыденным компонентом радости. Ан, нет. Кицур шульхан арух (КША), в разделе "Некоторые работы, которыми нельзя заниматься в субботу", вещает коротко: "Запрещается производить музыкальные звуки, и с помощью инструментов, и частями тела (за исключением рта)" [6]. Далее: «Всякая запрещённая в субботу работа запрещена и в праздники» [7]. Основанием для КША являлся запрет мудрецов настраивать музыкальные инструменты в шабат. Значит, в Храме можно было в шабат настраивать инструменты, а в синагогах, которые являются малыми Храмами для нас всех уже 2000 лет – нельзя? Ответ не может быть однозначным. С одной стороны, Храм – образец всего прекрасного, достойного подражания, с другой – имеются прямые указания, например, об обязательности жертвоприношений только в Храме, т.е. от частного к общему, как в постулате - «не вари козлёнка», здесь, по-логике, не подходит, т.е. необходимо анализировать каждый конкретный случай и принимать соответствующее решение. Но в ТаНаХе сказано: «Я стал для них святилищем малым (синагога)» [8], а в КША [9]: «А синагоги и Бейт-Мидраши также называются словом «храм». Значит, музыка должна быть в святых местах наших встреч, где мы молимся, ежедневным атрибутом. КША также констатирует[10]: «Наибольшую святость имеет свиток Торы, за ним по степени святости следуют книги пророков (Невиим), затем - Писания (Ктувим), после них - печатные издания, …весь же Танах в целом более свят, чем Мишна, а она в свою очередь обладает большей святостью, чем Талмуд». На основании сказанного - имели ли мудрецы моральное право отменять указание ТаНаХа, галахи? Ведь Тора однозначно предупреждает, что в аналогичных случаях ничего добавлять и убавлять – нельзя [11]. Что говорят сегодня раввины? Ортодокс Рав Бен-Цион Зильбер: «Давид упоминает это в Песни о субботе, но воспевать субботу можно и в пятницу перед наступлением субботы. И даже в течение всей недели. Игра на музыкальном инструменте в субботу – это не работа из 39 работ, которые Тора запретила в субботу, но наши мудрецы запретили это, чтобы это не привело к действиям, запрещённым в субботу» [12]. Т.е. никакого анализа, ведь так требует традиционный иудаизм – и быть посему. Правильность наших действий сегодня определена вчера, т.е. полторы-две тысячи лет тому назад. Раввин Зельман: «Это - один из запретов мудрецов. Изначально установлен из-за возможности нарушения запрета Торы чинить или настраивать инструменты". А далее – самое интересное: «…тут никто ничего не корректировал, просто за неимением Храма ПОКА НЕГДЕ ПО СУББОТАМ ПОМУЗИЦИРОВАТЬ» [13]. Без комментариев… Как пояснил Раввин Прогрессивного Иудаизма Григорий Котляр, «ситуация с музыкой следующая: по галахе, в субботу играть на музыкальных инструментах можно, а вот чинить и настраивать их действительно нельзя. Мудрецы запретили играть, на всякий случай, чтобы не дай Б-г не стали и чинить. По известному принципу, "ограда для Торы". Поскольку большинство запретов мудрецов, как справедливо отмечает р. Зельман, на Храм не распространялись, то в Храме на музыкальных инструментах играли, а в синагогах – нет». Исходя из слов раввина Котляра, нетрудно догадаться, что не весь еврейский мир «забыл» в шабат о музыкальных инструментах. Т.е. имеется ветвь иудаизма, которая отмечает праздники с музыкальным сопровождением. На основании ТаНаХа и обычной человеческой логики (первоисточник которой, как и всего иного доброго – Творец). Это – прогрессивные иудеи. А «в некоторых местах, например, на острове Кюрасао в Карибском море, умные иудеи нашли прекрасный выход: постановили общим голосованием, что органистом должен быть нееврей, во избежание нарушения евреем шаббата» [14]. Ход – истинно еврейский – обезопасить себя «от гнева» Традиции. Это, вообще-то старинный приём. Так то оно так, но ради чего мы лукавим? Ведь Творец всё видит и знает наши мысли, и даже раньше нас!... В старом анекдоте очень бедный еврей молит Всесильного помочь ему выиграть в лотерею. Спустя некоторое время – Боже, ты обо мне забыл? -Да как я могу помочь, ежели ты не приобрёл ни одного билета?! – вопрошает Творец. Нам не надо покупать выигрышный лотерейный билет, т.к. он – мы сами. Ибо мы, евреи сегодняшнего дня, очень БОГаты, являясь первенцами Творца, [15], а первенцы имеют две доли в наследстве [16]; мы имеем свою землю со Святым градом Иерусалимом, плюс – аидише коп [17] со знанием Торы – и это очень много, плюс многовековый опыт борьбы за выживание. Но мы не хотим, чтобы нами «играли», и тем более нет желания, чтобы нас «выигрывали». А для этого нужно таки да, таки просто, по настоящему, любить друг друга, и подавляющее большинство неприятностей постепенно растворится в атмосфере творческого труда, радости, песен и музыки. Музыки, звучащей во все дни недели. ВЛ, март 2008
Эта статья является ответом на вопрос Владимира Богака из Запорожья: «Не является ли нарушением многовековой традиции проведение шаббата с музыкальным сопровождением?»
Литература: [1] Тора, книга «Ваикра 19:18» [2] ТаНаХ, книга пророка Иеремии 38:6,7 [3] С.М.Дубнов «Краткая история евреев», Феникс, Ростов н/Дону, 1996, стр. 261 [4] Тора, книга «Шмот 31:16»; ТаНаХ, книга пророка Иезекииля 44:24, 45:17 [5] ТаНаХ, Тегилим, 92 Псалом Давида [6] Кицур шульхан арух, полный текст под ред. Л.Городецкого, гл.80 "Некоторые работы, которыми нельзя заниматься в субботу", стр.256, М., 2006 [7] Кицур шульхан арух, полный текст под ред. Л.Городецкого, гл.98 «Законы, касающиеся праздника, стр.305, М., 2006 [8] ТаНаХ, книга пророка Иезекииля 11:16 [9] Кицур шульхан арух, полный текст под ред. Л.Городецкого, гл.13 «Правила, касающиеся святости синагоги и бет-мидраша», стр.46, М., 2006 [10] Кицур шульхан арух, Глава 28 «Уважение к священным книгам», Составитель и переводчик Йегуда Векслер Общая редакция профессора Германа Брановера «ШАМИР» Иерусалим 1994 [11] Тора, книга «Дварим 4:2» [12] Рав Бенцион Зильбер «Играть в субботу на гитаре – запрещено?» [13] Раввин Зельман «Виртуальные беседы», [14] Михаил Носоновский «По стопам еврейских работорговцев», журнал Евгения Берковича "Заметки по еврейской истории" №12 (61) Декабрь 2005 года berkovich-zametki.com [15] Тора, книга «Шмот 4:22» [16] Тора, книга «Дварим 21:17» [17] Аидише коп (идиш) – еврейская голова
Владимир Леви, Хайфа, апрель 2008 lvs@bezeqint.net