Четверг, 02 Май 2024, 11:39
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для школьников

Билет № 24. Географические различия в занятиях и уровне занятости населения. Трудовые ресурсы своей местности.
Географические различия в занятиях и уровне занятости населения прежде всего определяются составом и структурой хозяйства на данной территории – отраслями специализации. Доля лиц, работающих в непроизводственной сфере (сфере услуг), примерно везде одинакова, за исключением районов Центральной России, где эта доля выше за счет обслуживающего персонала в органах государственного управления, в научных и учебных учреждениях, в банковско-финансовой и торгово-посреднической сферах. В Центральной России управление и наука являются одними из отраслей специализации.
В районах сосредоточения месторождений полезных ископаемых увеличена доля лиц, работающих в горнодобывающей промышленности. Горнодобывающая промышленность связана с отраслями, для которых важен сырьевой фактор: металлургия, металлоемкое машиностроение. Соответственно в таких районах повышена доля лиц, работающих в отраслях тяжелой индустрии (Урал и Кузбасс).
В лесных районах России, где произрастают ценные хвойные породы и неплохие транспортные пути (водные – реки, железные и автомобильные дороги) (сырьевой, водный и транспортный факторы) увеличена доля лиц, работающих в лесопромышленном комплексе (лесопиление, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и в некоторых районах – лесохимия). Это таежная зона на Европейском Севере – в Архангельской области, в Республике Коми, в Восточной Сибири в Иркутской области и Красноярском крае и на Дальнем Востоке. На побережье, за исключением самых холодных морей Северного Ледовитого океана, кроме Баренцева, проживает и работает много людей, занятых добычей и переработкой морских биологических ресурсов (рыба, некоторые виды морских животных и водорослей).
В районах, обеспеченных агроклиматическими и почвенными ресурсами (Центрально-Черноземный район), южная часть Урала и Западной Сибири, Северный Кавказ) увеличена численность работников сельского хозяйства и отраслей пищевой промышленности, приближенных к источникам сельскохозяйственного сырья (например, сахарорафинадная и консервная промышленность).
В районах, обеспеченных высококвалифицированными трудовыми ресурсами и где много научных учреждений (фундаментальная и прикладная наука), повышена доля лиц, работающих в высокотехнологичных наукоемких отраслях: точное машиностроение (часовая промышленность, электроника, приборостроение), авиационная и ракетно-космическая промышленность: Центральный район, особенно Московский регион, Северо-Западный с центром в Санкт-Петербургом.
В районах с хорошими рекреационными ресурсами (Предкавказье, Черноморское побережье) увеличена доля лиц, работающих в санаторно-курортном хозяйстве.
В зоне тундры на Крайнем Севере местное коренное население (ненцы, нганасаны, часть якутов, чукчи, коряки) занято традиционным видом деятельности – оленеводством.
2. Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России.

Под влиянием производственно-хозяйственной деятельности людей окружающая природная среда изменяется. В различных регионах страны в зависимости от отраслевой структуры хозяйства и устойчивости или характера природных комплексов характер и степень изменения природных комплексов заметно отличаются.
Идет сокращение запасов полезных ископаемых, исчезают с лика Земли целые горы (гора Магнитная на Урале), образуются гигантские впадины-карьеры (Лебедянский карьер, где добывается железная руда открытым способом (КМА) в Белгородской области), насыпаются огромные холмы отвалов пустой породы в результате работы добывающих отраслей промышленности (г. Шахты в Ростовской области, в Кузбассе, Инте и Воркуте в Коми и т. д.).
Воздух и водоемы загрязняются выбросами перерабатывающих производств, особенно химической промышленности, металлургии, тепловых электростанций, ядохимикатами с полей и стоками животноводческих комплексов. Созданные искусственные моря-водохранилища рядом с ГЭС на крупных реках, вызывают заболачивание соседних земель, влияют на микроклимат данных районов.
Заболачиваются, деградируют, засоляются и разрушаются эрозией почвы в результате неправильного ведения сельского хозяйства.
В результате лесозаготовок, строительства, развития земледелия сокращаются площади лесов, в результате изменяются и водные ресурсы данных районов (они уменьшаются, т. к. начальная вырубка лесов идет в основном по берегам рек для сплава; таким образом, были «потеряны» судоходные реки, левые притоки Волги – Унжа, Кострома, Ветлуга и т. д.).
Московский регион. Загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши и почвы, утрата продуктивных земель, деградация лесных массивов.
Среднее Поволжье и Прикамье. Истощение и загрязнение вод суши, нарушение земель горными выработками, почвенная эрозия, образование оврагов, загрязнение атмосферы, обезлесение, деградация лесных массивов.
Средний и Южный Урал. Нарушение земель горными выработками, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, почвы, утрата продуктивных земель, деградация лесных массивов.
Кольский полуостров (Мурманская обл.). Нарушение земель горными разработками, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, деградация лесных массивов и естественных кормовых угодий, нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
Прикаспийская низменность. Нарушение земель разработками нефти и газа, истощение и загрязнение вод суши, Каспийского моря, истощение рыбных ресурсов, вторичное засоление и дефляция почв (выдувание верхнего плодородного почвенного слоя из-за неправильной агротехники), загрязнение атмосферы, нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
Нефтегазоносная провинция Западной Сибири. Нарушение земель разработками нефти и газа, загрязнение почв, деградация оленьих пастбищ, истощение рыбных ресурсов и промысловых животных, нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
Территория вокруг города Норильска. Нарушение земель горными разработками, загрязнение воздуха и вод, нарушение многолетнемерзлых горных пород, нарушение режима охраняемых лесов, снижение природно-рекреационных качеств тундрового ландшафта.
Районы, прилегающие к озеру Байкал. Загрязнение вод озера (на берегу расположен целлюлозно-бумажный комбинат), атмосферы, истощение рыбных ресурсов, деградация лесных массивов, оврагообразование, нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
Кузнецкий каменноугольный бассейн. Нарушение земель горными разработками, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, почв, утрата продуктивных земель.
Черноморское побережье Кавказа и Краснодарский край. Истощение и загрязнение подземных минеральных вод суши Кубани (рисовыми плантациями и отходами промышленных предприятий), загрязнение вод Черного и Азовского морей, атмосферы, снижение и потеря природно-рекреационных качеств ландшафта, нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
Юго-западная часть и западная части Центральной России (Брянская, Орловская, Курская, Калужская, Смоленская области). Радиационное загрязнение территории (почв, вод) в результате аварии на Чернобыльской атомной станции в 1986 г.
Архипелаг Новая Земля (Арктическая территория России в Северном Ледовитом океане). Радиационное загрязнение суши и прибрежной акватории в результате испытания ядерного оружия в 50—80-х гг. 20 века.
Как видно из анализа экологической ситуации большая часть территории страны подвержена отрицательному антропогенному воздействию. Человек не только разрушает природу, но и способствует восстановлению нарушенных природных комплексов с помощью комплекса специальных мероприятий (рекультивации территорий):
– восстановление нарушенного почвенного плодородия с помощью мелиоративных работ;
– посадка лесонасаждений в районах ветровой и водной эрозии почв;
– ландшафтные работы на месте бывших месторождений;
– создается система национальных парков и заповедников, где под охрану берутся наиболее ценные природные комплексы.
3. Сравнение по картам специализации двух промышленных узлов, объяснение сходства и различий (по выбору учителя).

Промышленным узлом называют локализованное производственно-территориальное сочетание комплексного характера, где относительно близко расположенные друг к другу предприятия объединены между собой тесными производственными и технологическими связями, общностью транспортно-географического положения, общей инфраструктурой и общей системой населенных мест с целью наиболее эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов.
Алгоритм сравнительного анализа специализации двух промышленных узлов:
На основе анализа экономической карты по каждому промышленному узлу установить отраслевую структуру хозяйства, т. е. набор тех отраслей и производств, которые присутствуют на сравниваемых территориях.
Установить отрасли, которые есть в каждом промышленном узле и отрасли, присутствующие только в одном из них.
Объяснить, почему одни отрасли есть в каждом промышленном узле и почему определенные отрасли присутствуют только в одном из них. Такое объяснение должно опираться на установление различий в природных условиях и ресурсах, истории формирования и развития и географическом положении этих двух промышленных узлов.
Категория: Шпаргалки для школьников | Добавил: Wrecker (06 Июн 2012)
Просмотров: 1114 | Теги: Ресурсы, уровне, занятости, 24., географические, трудовые, билет, занятиях, различия, населения. | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
02 Май 2024
11:39


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz