Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро.
Урок литературы в 6 классе по теме: «Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро». Цели и задачи:1.Уточнение, закрепление и приведение в систему полученных ранее знаний об анализе стихотворения. 2. Проверка сформированности умений и навыков учащихся по осмыслению художественного текста, работа над лексикой стихотворения. 3. Овладевание методикой быстрого заучивания поэтического произведения Тип урока: Урок-исследование. Ход урока: I. Оргмомент. II. Cообщение темы и цели урока. Сегодня мы обратимся к анализу стихотворения А.Фета «Уснуло озеро». Это стихотворение о природе. Мы научимся осмысливать художественный текст, сделаем поэтическую зарисовку текста, поработаем над лексикой стихотворения. Заучивая наизусть стихи, вы всегда испытываете трудности при работе с текстом. Сегодня, воспользовавшись оригинальной методикой, к концу урока многие запомнят это стихотворение наизусть. Проверим? Итак, мы приступаем к работе с текстом, я читаю медленно каждый абзац, вы внимательно слушайте и вникайте в смысл. III. Работа с текстом стихотворения. 1. Первая строфа: Уснуло озеро, безмолвен черный лес. Русалка белая небрежно выплывает. Как лебедь молодой, Луна среди небес скользит, И свой двойник на влаге созерцает. Чертим вот такую схему в виде креста: Свет (мир) Звук Цвет Запах, температура, внутреннее состояние героя. 2. Сейчас я еще раз внимательно прочитаю строфу и мы попытаемся сделать небольшой анализ. (Я читаю). На доске опять делается схема и вместе с учащимися мы ее заполняем.
Небо, звезды, луна, всплеск от озера, тишина ночи озеро, берег,русалка, ночь. Черный, белый, желтый, свежести, травы, воды, рыбы серебро воды,темно-синий 3. Работа со словарем . -Вам встретились в тексте непонятные слова. Давайте с помощью словаря разберемся со значениями этих слов. Безмолвен -спокойный, мирный, исполненный тишины. Русалка- сказочное существо (описать русалку вместе с детьми) Небрежно- нехотя, с нежеланием что-то делать. Скользит- двигается плавно. Двойник- зеркальное отражение, очень похожи. Влага- вода, поверхность озера или реки. Созерцает- долго и внимательно смотрит, рассматривает, любуется собой. Вопрос: Чьими глазами мы видим мир стихотворения? И что по-вашему делает лирический герой?(Стоит. сидит или лежит! Еше раз зачитывается четверостишье. 4. Я зачитываю вторую строфу стихотворения: Уснули рыбаки у сонных огоньков, Ветрило бледное не шевельнет ни складкой. Порой тяжелый карп плеснет у тростников, Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой. -Заново чертим схему для второй строфы и проделываем с классом такую же работу, как и с первым абзацем. Рыбаки ,тростник, плеск карпа ,посапывание ветрило, огоньки костра, рыбаков котелок с ухой, круг на воде желтые и синие огоньки от запах тепла, костра и ухи костра, черная вода, серебро тепло летней ночи и приятная озера 5. Работа со словарем: Ветрило- парус (устаревшее). Складка- опущенный парус. Плеснет- ударять чем-либо плашмя (карп это сделал хвостом). Вопрос: А где сейчас находится лирический герой и что он делает? (Лирический герой во второй строфе лежит рядом с рыбаками и наблюдает за ними взглядом).
Я еще раз зачитываю вторую строфу стихотворения классу. 6. Работа с третьей строфой стихотворения. Как тихо. Каждый звук и шорох слышу я... Но звуки тишины ночной не прерываю, Пускай живая трель лежа у соловья, Пусть травы на воде русалки колыхают. Учащиеся самостоятельно делают анализ третьего четверостишья по данной схеме устно. 7. Работа со словарем: Трель- переливчатый звук, употребляемый в музыке. Колыхают-слегка качаются, колеблется. Не прерывают-не останавливается. Вопрос: Рассказать, что в данную минуту делает наш лирический герой. ( Лирический герой закрыл глаза и приготовился ко сну, этот мир мы уже не видим, а слышим вместе с ним. Жизнь не закончилась, она продолжается и в этом нас убеждают слова «пускай» и «пусть».) Затем зачитывается третья строфа стихотворения, а потом полностью все стихотворение. IV. Работа с лексикой стихотворения: Задание № 1. Посчитать в тексте гласные и согласные. Чего больше? Задание №2. Посчитать количество глаголов и существительных. Задание №3. Правильно написать строчку стихотворения из данных слов. Рыбаки, у, огоньков ,сонных, уснули. Д\задание: Выучить наизусть стихотворение и описать в тетради мир лирического героя. Например: В этом стихотворении рассказывается о том, что рыбаки приехали на рыбалку к озеру. Было лето, от озера веяло приятной летней прохладой. Рыбаки наловили рыбу, развели костер, сварили уху и приготовились ко сну. Лирический герой прилег вместе с рыбаками отдохнуть. Увидел русалку, небо, звезды На 60 слов стихотворения приходится 11 глаголов. Движение медленное, мир в дреме, но полон жизни.